Конспект комплексного занятия по обогащению лексико-грамматического компонента речи в младшей группе для детей с ОНР по теме: «Лето»
презентация к занятию по логопедии (младшая группа) по теме

Семёнова Татьяна Геннадьевна

Использование средств ИКТ для развития лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста с ОНР по теме "Лето"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лето

Слайд 2

Использование средств ИКТ для развития лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста с ОНР по теме «Лето»

Слайд 3

Назначение ресурсов: Обогащение предметного, глагольного словаря, словаря признаков по теме «Лето»; Согласование прилагательных с существительными; Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; Употребление простых предлогов; Развитие словесно-логического мышления; Развитие зрительного восприятия и внимания; Развитие общей моторики; Учить самостоятельно наклеивать изображения предметов из готовых форм, правильно располагая их в соответствии с замыслом; Закрепление навыков аккуратной работы.

Слайд 4

«Четвёртый лишний»

Слайд 5

усики голова крыло туловище

Слайд 7

«Угадай картинку»

Слайд 8

«Угадай картинку»

Слайд 9

«Угадай картинку»

Слайд 10

«Угадай картинку»

Слайд 12

Занятие подготовили и провели: Учитель-логопед первой категории Семенова Т.Г. Воспитатель высшей категории Равкина Н.П. МДОУ ЦРР д/с № 46



Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия по обогащению

лексико-грамматического компонента речи в младшей группе

для детей с ОНР по теме: «Лето»

Тема: «Лето»

Форма проведения занятия: подгрупповое занятие

Программное содержание:

Обучающая задача: закрепление знаний детей младшей группы о лете.

Развивающие задачи: обогащение словарного запаса, согласование прилагательных с существительными, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употребление простых предлогов, развитие словесно-логического мышления, зрительного восприятия и внимания, мелкой и общей моторики.

Воспитательные задачи: воспитание усидчивости, подражательности.

Словарная работа:

Предметный словарь – лето, солнце, отдых, вода, цветок, гриб, шишка, ягода, груша, бочонок, бабочка, голова, туловище, усики, крылья, туча, дождь, хоровод, венок, балалайка, дудочка.

Словарь признаком - серая, большая, страшная, красные, синие, зеленые, желтые.

Глагольный словарь - светит, летают, купаются, загорают, одевают, водят хоровод, поют.

Методическое обеспечение:

Демонстрационный материал -  электронная презентация по теме "Лето", проектр, "музыка лета", лужайка, цветы, бочонок, шишка, ягода, цветок, грибок, бабочка, зонтик.

Раздаточный материал –  цветы разные по цвету, клей, кисточки, столы, стулья, полоски для наклеивания.

Предварительная работа: предварительное занятие.

Ход занятия.

I. Орг. момент

Дети заходят в зал, садятся на стульчики.

Логопед: "Ребята, проходите на свои места. Поздоровайтесь с гостями."

Дети здороваются с гостями.

Логопед: "Дети, какое сейчас время года?"

Дети: "Сейчас лето."

Логопед: "Закройте глаза. Мы с вами отправляемся в путешествие.."

Звучит "музыка лета", выставляется лужайка, кладутся на нее цветы.

Логопед: "Откройте глаза. Посмотрите, какая красивая лужайка появилась. Я вас приглашаю погулять на лужайку."

Дети проходят на лужайку.

II. Основная часть

1. Логопед: "Посмотрите, сколько здесь цветов. А это что здесь стоит?"

Логопед берет бочонок в руки.

Логопед: "Это бочонок. Наверное, его оставил мишка. Тут что-то лежит."

Логопед заглядывает в бочонок и достает из него предметы по одному.

Логопед: "Что это?"

Дети: "Это шишка."

Логопед: "А как сказать ласково?"

Дети: "Шишечка."

Логопед достает из бочонка еще цветок, ягоду, гриб, дети образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, которые они обозначают.

2. Логопед: "Мы с вами погуляли на лужайке. А теперь сядем на стульчики и отдохнем."

Дети садятся на стульчики.

Логопед: "На лужайке мы видели цветы, гриб, ягоду, а что еще бывает летом?"

Дети: "Летом ярко светит солнце. (На улице жарко. Летом летают бабочки, стрекозы, пчелы. Летом купаются, загорают, ловят рыбу. Люди надевают легкую одежду.)"

Логопед: "Посмотрите, как лето изобразил художник  на картинах."

На экране появляются картинки по очереди.

Дети: "Ярко светит солнце. (Мальчик ловит бабочек. Дети играют, купаются, загорают, ловят рыбу.)"

Логопед: "Какая картинка лишняя? Чего дети не могут делать летом?"

Дети: "Дети не могут кататься на коньках, лыжах, санках."

3. Логопед: "Посмотрите, кто это?"

Появляется картинка.

Дети: "Это бабочка."

Логопед: "Что у нее есть?"

Дети: "У нее есть голова, усики, крылья, туловище."

Логопед: "Пойдемте на нашу лужайку. Посмотрим, есть ли на нашей лужайке бабочки."

Дети проходят на лужайку.

Логопед : "Посмотрите, какой красивый цветок вырос на нашей лужайке и к нему прилетела бабочка."

Логопед демонстрирует цветок и бабочку.

Логопед: "Куда села бабочка?"

Дети: "На цветок. (Под цветок. Летает около цветка. За спину.)"

4. Логопед: "Но вот бабочка куда-то улетела."

Логопед прячет бабочку.

Логопед: "Набежали тучи. Закрыли солнце. Кажется, сейчас пойдет солнце."

Слышны капли дождя. Логопед открывает зонтик.

Логопед: "Бегите ко мне под зонтик."

Дети бегут к логопеду под зонтик.

Логопед: "Давайте проверим, кончился ли дождик?"

Дети протягивают руки. Слышны капли дождя. В следующий раз, когда дети протягивают руки, не слышно каплей дождя.

Логопед: "Дождик закончился. Давайте сядем на стульчики."

Логопед закрывает зонтик. Дети садятся на стульчики.

Логопед : "Посмотрите на картинку. Что закрыло солнце?"

На экране появляется картинка.

Дети: "Солнце закрыла туча."

Логопед: "Туча какая?"

Дети: "Туча большая, серая, страшная."

5. Логопед: "Дождик прошел, но смыл картинки, которые нам нарисовал художник."

Появляются силуэтные изображения по одному.

Логопед: "Угадайте, что это?"

Дети: "Это грибок. (Бабока, цветок, груша.)"

6. Физ. минутка

Логопед: "Мы говорили, что наступило лето, светит солнце. Посмотрите на картинку."

Появляется картинка.

Логопед: "На этой картинке нарисованы дети. Они вышли на лужайку, плетут веночки, поют, водят хоровод. Пойдемте и мы водить хоровод на нашей лужайке."

Все выходят на лужайку, встают в круг, водят хоровод.

Логопед: "На зеленой на лужайке

                 Заиграла балалайка. (Дети изображают, как играют на балалайке)

                 Заиграла дудочка,

                 Дудочка-погудочка. (Дети изображают, как играют на дудочке)

                 В сарафане красненьком

                 Заплясала Катенька. (Дети топают ногой, руки на поясе. Девочка идет по кругу, топает ногой, руки сложены полочкой)

7. Воспитатель: "Вы потанцевали, повадили хоровод. Молодцы! Посмотрите, на нашей лужайке выросли новые цветы."

Воспитатель показывает цветы разные по цвету.

Воспитатель: "Давайте соберем цветы и сделаем из них веночки. Но веночки у каждого будут разные. Сейчас каждый из вас соберет букет одного цвета."

Дети собирают цветы.

Воспитатель: "Пройдите за столы. Сделаем из наших цветов веночки."

Дети садятся за столы, наклеивают цветы на полоску бумаги.

Воспитатель: "Наденьте веночки  на голову и покажите их гостям."

Дети выходят на лужайку и показывают свои веночки.

Итог

Логопед выходит на лужайку.

Логопед: "Какие красивые веночки у вас получились. Молодцы! Мы с вами сегодня говорили о лете. Вспомним, что же такое лето?

           Лето! Лето! Лето!

           Что такое лето?

Дети: "Это... солнце, отдых и всегда

            В речке теплая вода."

Логопед: "Вы сегодня молодцы! А теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдем отдыхать."

Дети прощаются с гостями.           

Список литературы:

  1. Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. «Формирование лексико-грамматического строя у дошкольников с ОНР». С-п., 01г.
  2. Мазанова Е.В. «Методические рекомендации учителям-логопедам логопедических групп для детей с ОНР».
  3. Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада». С-Пб., 06г.
  4. Филичева Т.Б. «Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием (с 3 до 5 лет)». М., 84г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи по лексической теме «Транспорт»

Вид непосредственной образовательной деятельности: Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи.  Тема: Лексическая тема:...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.Тема: «Транспорт»Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.Задачи: - уточнение ...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи по лексической теме «Весеннее пробуждение»

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речипо лексической теме «Весеннее пробуждение»...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ОНР на тему «Образование притяжательных прилагательных на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов»

Данное занятие направлено на практическое усвоение детьми лексических и грамматических средств языка на примере темы "Дикие животные наших лесов"....


 

Комментарии

Семёнова Татьяна Геннадьевна

Тема: «Лето»
Форма проведения занятия: подгрупповое занятие
Программное содержание:
Обучающая задача: закрепление знаний детей младшей группы о лете.
Развивающие задачи: обогащение словарного запаса, согласование прилагательных с су-ществительными, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суф-фиксами, употребление простых предлогов, развитие словесно-логического мышления, зрительного восприятия и внимания, мелкой и общей моторики.
Воспитательные задачи: воспитание усидчивости, подражательности.
Словарная работа:
Предметный словарь – лето, солнце, отдых, вода, цветок, гриб, шишка, ягода, груша, бо-чонок, бабочка, голова, туловище, усики, крылья, туча, дождь, хоровод, венок, балалайка, дудочка.
Словарь признаком - серая, большая, страшная, красные, синие, зеленые, желтые.
Глагольный словарь - светит, летают, купаются, загорают, одевают, водят хоровод, поют.
Методическое обеспечение:
Демонстрационный материал - электронная презентация по теме "Лето", проектр, "му-зыка лета", лужайка, цветы, бочонок, шишка, ягода, цветок, грибок, бабочка, зонтик.
Раздаточный материал – цветы разные по цвету, клей, кисточки, столы, стулья, полоски для наклеивания.
Предварительная работа: предварительное занятие.

Ход занятия.
I. Орг. момент
Дети заходят в зал, садятся на стульчики.
Логопед: "Ребята, проходите на свои места. Поздоровайтесь с гостями."
Дети здороваются с гостями.
Логопед: "Дети, какое сейчас время года?"
Дети: "Сейчас лето."
Логопед: "Закройте глаза. Мы с вами отправляемся в путешествие.."
Звучит "музыка лета", выставляется лужайка, кладутся на нее цветы.
Логопед: "Откройте глаза. Посмотрите, какая красивая лужайка появилась. Я вас при-глашаю погулять на лужайку."
Дети проходят на лужайку.

II. Основная часть
1. Логопед: "Посмотрите, сколько здесь цветов. А это что здесь стоит?"
Логопед берет бочонок в руки.
Логопед: "Это бочонок. Наверное, его оставил мишка. Тут что-то лежит."
Логопед заглядывает в бочонок и достает из него предметы по одному.
Логопед: "Что это?"
Дети: "Это шишка."
Логопед: "А как сказать ласково?"
Дети: "Шишечка."
Логопед достает из бочонка еще цветок, ягоду, гриб, дети образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, которые они обозначают.

2. Логопед: "Мы с вами погуляли на лужайке. А теперь сядем на стульчики и отдохнем."
Дети садятся на стульчики.
Логопед: "На лужайке мы видели цветы, гриб, ягоду, а что еще бывает летом?"
Дети: "Летом ярко светит солнце. (На улице жарко. Летом летают бабочки, стрекозы, пчелы. Летом купаются, загорают, ловят рыбу. Люди надевают легкую одежду.)"
Логопед: "Посмотрите, как лето изобразил художник на картинах."
На экране появляются картинки по очереди.
Дети: "Ярко светит солнце. (Мальчик ловит бабочек. Дети играют, купаются, загорают, ловят рыбу.)"
Логопед: "Какая картинка лишняя? Чего дети не могут делать летом?"
Дети: "Дети не могут кататься на коньках, лыжах, санках."

3. Логопед: "Посмотрите, кто это?"
Появляется картинка.
Дети: "Это бабочка."
Логопед: "Что у нее есть?"
Дети: "У нее есть голова, усики, крылья, туловище."
Логопед: "Пойдемте на нашу лужайку. Посмотрим, есть ли на нашей лужайке бабочки."
Дети проходят на лужайку.
Логопед : "Посмотрите, какой красивый цветок вырос на нашей лужайке и к нему приле-тела бабочка."
Логопед демонстрирует цветок и бабочку.
Логопед: "Куда села бабочка?"
Дети: "На цветок. (Под цветок. Летает около цветка. За спину.)"

4. Логопед: "Но вот бабочка куда-то улетела."
Логопед прячет бабочку.
Логопед: "Набежали тучи. Закрыли солнце. Кажется, сейчас пойдет солнце."
Слышны капли дождя. Логопед открывает зонтик.
Логопед: "Бегите ко мне под зонтик."
Дети бегут к логопеду под зонтик.
Логопед: "Давайте проверим, кончился ли дождик?"
Дети протягивают руки. Слышны капли дождя. В следующий раз, когда дети протягива-ют руки, не слышно каплей дождя.
Логопед: "Дождик закончился. Давайте сядем на стульчики."
Логопед закрывает зонтик. Дети садятся на стульчики.
Логопед : "Посмотрите на картинку. Что закрыло солнце?"
На экране появляется картинка.
Дети: "Солнце закрыла туча."
Логопед: "Туча какая?"
Дети: "Туча большая, серая, страшная."

5. Логопед: "Дождик прошел, но смыл картинки, которые нам нарисовал художник."
Появляются силуэтные изображения по одному.
Логопед: "Угадайте, что это?"
Дети: "Это грибок. (Бабока, цветок, груша.)"

6. Физ. минутка
Логопед: "Мы говорили, что наступило лето, светит солнце. Посмотрите на картинку."
Появляется картинка.
Логопед: "На этой картинке нарисованы дети. Они вышли на лужайку, плетут веночки, поют, водят хоровод. Пойдемте и мы водить хоровод на нашей лужайке."
Все выходят на лужайку, встают в круг, водят хоровод.
Логопед: "На зеленой на лужайке
Заиграла балалайка. (Дети изображают, как играют на балалайке)
Заиграла дудочка,
Дудочка-погудочка. (Дети изображают, как играют на дудочке)
В сарафане красненьком
Заплясала Катенька. (Дети топают ногой, руки на поясе. Девочка идет по кругу, топает ногой, руки сложены полочкой)

7. Воспитатель: "Вы потанцевали, повадили хоровод. Молодцы! Посмотрите, на нашей лужайке выросли новые цветы."
Воспитатель показывает цветы разные по цвету.
Воспитатель: "Давайте соберем цветы и сделаем из них веночки. Но веночки у каждого будут разные. Сейчас каждый из вас соберет букет одного цвета."
Дети собирают цветы.
Воспитатель: "Пройдите за столы. Сделаем из наших цветов веночки."
Дети садятся за столы, наклеивают цветы на полоску бумаги.
Воспитатель: "Наденьте веночки на голову и покажите их гостям."
Дети выходят на лужайку и показывают свои веночки.

Итог
Логопед выходит на лужайку.
Логопед: "Какие красивые веночки у вас получились. Молодцы! Мы с вами сегодня го-ворили о лете. Вспомним, что же такое лето?
Лето! Лето! Лето!
Что такое лето?
Дети: "Это... солнце, отдых и всегда
В речке теплая вода."
Логопед: "Вы сегодня молодцы! А теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдем от-дыхать."
Дети прощаются с гостями.
Список литературы:
1. Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. «Формирование лексико-грамматического строя у дошкольников с ОНР». С-п., 01г.
2. Мазанова Е.В. «Методические рекомендации учителям-логопедам логопедических групп для детей с ОНР».
3. Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопеди-ческой группе детского сада». С-Пб., 06г.
4. Филичева Т.Б. «Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ре-чевым недоразвитием (с 3 до 5 лет)». М., 84г.