НОД "Путешествие по родному краю"
план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) по теме

Карпова Елена Васильевна

Конспект НОД для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 24675_102_15_1358429822.doc897.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Развитие  связной речи через формирование гражданских чувств.

Задачи:

Коррекционно – образовательные: Углублять и уточнять представления  детей  о малой родине, России. Расширять знания о родном крае. Закрепить представления о видах транспорта. Учить пользоваться картой, глобусом.

Коррекционно – развивающие: Развивать мышление, зрительное восприятие, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Обогащать и активизировать словарь.  Развивать творческое воображение и креативные способности,  посредством   ТРИЗ-приемов.

Коррекционно - воспитательные: Воспитывать любовь к  малой родине. уважение  к труду людей разных профессий. Формировать коммуникативные  навыки,

Предварительная работа:  Беседы на темы: «Поселок, в котором я живу», « Моя         малая родина, «Виды транспорта», «Для чего нужен транспорт?». Оформление выставки « Суходол – наш поселок».  Экскурсии, наблюдение за транспортом на прогулках, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций с изображением транспорта, знакомство с  картой мира, России, Самарской области, Сергиевского района.   Дидактические игры: «Домики для транспорта», «Земля, вода, воздух».

Материал: Карта  России, глобус, модели видов транспорта, картинки с изображением транспорта, материал для опытно-экспериментаторской деятельности,  книги о городе Самаре, альбом с фотографиями курорта «Сергиевские Минеральные воды».

                                                    Ход занятия

 (Дети подходят к карте мира, встают около глобуса .)        

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что это? (Карта, глобус)

Воспитатель: А для чего нужна карта, глобус? (для путешествий )                                                                                                

Воспитатель: Посмотрите внимательно на карту. Это карта нашего государства.        

- Как называется государство, в котором мы живем?  (Россия).                                                

Воспитатель: Как называют столицу нашей Родины  России? (Москва).

Ребенок:  На карте мира не найдешь                                                                                                                                                      

                 Тот дом, в котором ты живешь,

                 И даже улицы родной

        Мы не найдем на карте той

        Но мы всегда на ней найдем

        Свою страну- наш общий дом.

                 (Дети садятся )

Воспитатель: Карта очень многое  может рассказать о нашей стране.  Мы видим, что Россия - большое государство. В России  много городов, рек, лесов,                  полезных ископаемых. Мы гордимся нашей великой Родиной.

Воспитатель: А в какой области мы  живем? (В Самарской области). Как называется главный город Самарской области? (Самара, а раньше - Куйбышев)          А еще у каждого из нас есть малая Родина-тот уголок земли, где мы родились, где   находится наш родной дом. Наша малая Родина – поселок, в котором мы живем.  Как называется наш поселок? (Суходол).

Ребенок:  В центре  России поселок стоит

                 Справа – горы, слева степь лежит

        И бежит издалека быстрая  Сургут-река.

Воспитатель: Поселок наш древний?

Дети: Древнее бывают.

Воспитатель: Чем он гордится?

Дети: Здесь нефть добывают.

Воспитатель: Чем славится наш поселок?

Ребенок: Наш поселок нефтяной

        Под Шихан стоит горой

        В недрах зреет нефть густая

        И ее наверх качают.

Ребенок: Нефть России нужна как хлеб

        В ней свет, в ней сила исполина

        Без нефти нет движения вперед:

        Не пашет трактор, не идет  машина.

Воспитатель: Какие населенные пункты находятся поблизости от Суходола, названия  которых  начинаются тоже со звука «С» (Сургут, Серноводск, Сергиевск). Сергиевск - районный центр.                                              

- Назовите  адрес,  по которому мы  живем?

Ребенок: Мы живем в Самарской области

        В Сергиевском районе

        В поселке Суходол.

Воспитатель: Много улиц в нашем поселке  и каждый из вас живет на своей             улице . Назовите их. ( дети называют  улицы).

Воспитатель: Чем знаменит Серноводск?

Дети: В Серноводске находится курорт «Сергиевские Минеральные воды».                       Люди со всей России приезжают туда лечиться.

Воспитатель: На чем можно доехать до Сергиевска, Сургута, Серноводска?

( дети называют транспорт: на машине, на автобусе, на мотоцикле, на велосипеде)

Воспитатель: Как назвать  эти средства передвижения одним словом?( транспорт).                                                                Что такое транспорт? ( Это средство для передвижения людей и перевозки грузов).  Вспомним виды транспорта.

                              Игра с мячом «Назови вид транспорта»                                                       (На слово «воздух» ребенок называет воздушный транспорт (самолет, вертолет), на слово «земля» - наземный  ( машина, автобус),  на слово «вода»-водный(лодка).

Воспитатель: Сегодня мы отправимся  в путешествие на машине, которую придумаем сами. Вспомним  все о машинах.

 ТРИЗ-игра  «Системный оператор»                                                                        Рассматривается машина в подсистеме, в надсистеме, в прошлом.  Используется девятиэкранное панно. Правила игры: правильно назвать превращения машины на экранах, придумать машину будущего

ТРИЗ - игра «Чудесные вещи»                                                              

   Дети придумывают машину, использую метод  фокальных объектов  и метод  «Мозговой штурм». Объект фокуса – машина. Игровая задача – с помощью карт с параметрами объекта изобрести новую машину.

Дети моделируют по картам машину, которая должна быть удобной и быстро перевозить людей.

Воспитатель: Мы  придумали необычную машину. Наша машина деревянная, легкая, прочная. У нее крылья, как у самолета. Если дорога будет загружена, машина полетит. Ее звуковой сигнал – пение птиц, машина пахнет не бензином, а полевыми цветами.   Путешествие начинается….. Отправляемся   в город Самара !

Динамическая пауза  «Шофер» с элементами логоритмики

Воспитатель: Мы приехали в город Самару. Это главный город Самарской области. Назовите такие виды транспорта в Самаре, которых нет в Суходоле?                       (метро, троллейбус, трамвай, электричка). Назовите их одним словом (городской транспорт).

Дидактическая игра «Найди свой домик»                                                   

  На столах стоят модели транспорта - самолет, машина, теплоход, у детей – картинки с изображением разного вида транспорта. Игровое задание: дети должны назвать вид транспорта, того, кто им управляет и помещения для транспорта (аэродром, пристань, гараж) ,  подойти к нужной игрушке и положить правильно картинку)

Воспитатель: Дети, как вы думаете, для чего люди придумали так много транспорта?       (чтобы можно было быстро добраться в любые уголки земли, что-то перевезти, кому-то помочь…..)

Воспитатель: Самара - промышленный город, здесь много заводов, на которых делают самолеты, вертолеты, ракеты и летают они по всему миру.                                     Самара - авиационная столица страны, где очень развита авиационная   промышленость.

Пальчиковый  игротренинг  «Самолеты»

В небо рвется самолет (поднимают соединенные ладошками руки вверх)

Всех ребят зовет в полет (разводят руки в стороны)

Мы с тобою полетим (качают из стороны в стороны)

С самолета поглядим (приставляют руку козырьком ко лбу)

Как рисует самолет (качают руками вперед-назад)

Белый след - назад, вперед.

Воспитатель: Внимание! Мы пролетаем над набережной огромной  реки. На какой реке стоит город Самара?  ( На Волге).

- Правильно, красивая, русская река Волга. Много городов стоит на этой реке.  Назовите эти города  (Астрахань, Волгоград, Саратов, Ульяновск, Новгород).               Это место называется Поволжьем. Отдохнем на берегу реки.

Динамическая пауза в парах « Теплоход»

Машет с пристани народ (машут руками друг другу)

Отплывает теплоход

Что же сделал он сначала? (пожимают плечами и соединяют ладошки)

Оттолкнулся от причала ! (отталкиваются ладошками друг от друга)

И поплыл, поплыл по речке (взявшись за руки, раскачиваются в стороны)

Набирая полный ход.

        Пальчиковая игра «Лодочка»

Две ладошки прижму  ( соединяют ладошки)

И по морю поплыву  (изображают лодочку)

Две ладошки, друзья - это лодочка моя.

Паруса подниму ( поднимают  вверх соединенные ладошки)

Синим морем поплыву ( разводят  руки в стороны)

А по буйным волнам ( изображают плывущих рыбок)

Плывут рыбки тут и там.

Воспитатель: Выходим на берег. Поиграем!

                          Опытно- экспериментаторские игры с водой.                                                        

Цель. Формирование правильного речевого дыхания. Ознакомление со свойствами воды и воздуха.        

« Подводная лодка» (через соломинку пускать воздух в стакане воды)

«Лодочки» (дуть на бумажные лодочки в тазу с водой)

«На волне» (лежа на спине, игрушка ставится на живот, вдох-выдох животом)

                         

                                                             

Воспитатель: Мы сегодня много путешествовали на разных видах транспорта, но  пора возвращаться домой.                      

Ребенок: Мы сегодня погуляли

                Очень многое узнали

                Транспорт в городе у нас

                Наблюдали мы сейчас

                Но запомнить все должны:

                Машины разные нужны

                Машины разные важны.

                               Динамическое упражнение «Машины»

По асфальту шуршат шины(трут ладонями друг о друга со звуком ш-ш-ш)

Едут разные машины

Есть машины легковые (медленно бегут, изображая руками руль машины)

По размерам небольшие

Очень быстро они мчатся-

Даже птице не угнаться.

А вот это грузовик (идут топающим шагом, руки на поясе)

Он могуч, силен, как бык

У него огромный кузов

Кузов для различных грузов

Помощь скорая, как птица, (медленно бегут)

По шоссе к больному мчится

По трассе медленно ползет (идут, наклонившись вперед)

Тяжелый бензовоз

Он для машин бензин везет

Под мерный шум колес.

Это что, велосипед? (бегут змейкой)

Нет дверей, кабины нет!

Лихо мчится, тарахтит

Вдоль по улице летит

Быстрей всех машин несется

Мотоциклом он зовется.

                         

Воспитатель:  Мы и вернулись домой, в поселок Суходол.

Ребенок: Обойди хоть сто дорог, обогни планету

        Невелик наш городок, а дороже нету

        Ветерок бежит с реки, стынет вечер близкий                                                                              

                 Суходол, мой, Суходол, городок российский.

             

Ребенок:  Поселок свой любим, мы здесь родились

        И по праву суходольцами  назвались.

Ребенок:  Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой живем

        И березки, вдоль которых рядом с мамой мы идем.

Литература:

1. Алябьева  Е. А.  Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

2.  Арушанова  А. Г.  Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.

3. Гин  С. Л. Занятия по ТРИЗ в детском саду. – Минск, 2008.

4. Л.Е.Белоусова Л.Е.  Удивительные истории. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000

5. Картушина М.Ю.  Логоритмические занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

6. Сазонова  С.Н. Развитие речи дошкольников с ОНР. – М.: ЦГЛ, 2005.

7. Пристяжная Т.В. ТРИЗ- педагогика: Развиваем мышление дошкольников.-Х.:Вид.група «Основа», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....