Развитие речи в раннем возрасте
статья по логопедии по теме

Каминская Татьяна Вениаминовна

 

Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова... но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка — и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог — родное слово!
К. Д. Ушинский

Раннее детство — исключительно важное время для развития речи ребенка. То, что упущено от года до трех, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе. Второй и третий годы жизни являются особо чувствительным, сензитивным периодом в усвоении речи малышом.


Развитие речи побуждается развитием, усложнением общения взрослого с ребенком. Если с ребенком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой, разнообразной совместной деятельности малыша и взрослого (которая и требует все большего и большего речевого общения), то такой ребенок резко отстает и в речевом, и в общем развитии С другой стороны, нехватка речевого общения может наблюдаться и тогда, когда родители проявляют чрезмерную заботливость, пытаясь предупредить каждое желание малыша, не дожидаясь, пока он скажет, что ему надо.
Потребность ребенка в речевом общении со взрослы» должна всячески взрослыми поддерживаться. Важную рол играет при этом воспитательная тактика родителей, которые должны побуждать ребенка внятно, по возможности ясно выражать словами свои желания — и только в этом случае исполнять их.
С другой стороны, развитие речи невозможно без обогащения впечатлений малыша, без знакомства его с широким кругом предметов и явлений окружающего мира, без овладения действиями с вещами. Это основа для усвоения значений слов.
Наблюдая развитие речи своего малыша, вы можете выделить в нем две линии: во-первых, совершенствуется понимание им речи взрослых людей; во-вторых, складывается его собственная активная речь.

Было бы неправильно думать, что освоение речи имеет значение только для умственного развития ребенка. Огромную роль оно играет и в развитии первых нравственных оценок. Эти оценки усваиваются посредством речи и эмоционального отношения взрослых. Речевое общение совершенно необходимо для того, чтобы уже у маленького ребенка наметилось различное отношение к хорошему и к плохому, к красивому и к безобразному. Затем отсюда вырастут подлинные нравственные чувства и понятия зрелого человека.
«Молодец, Ирочка, ты хорошо вымыла руки, они стали совсем чистые», «Нельзя брать яблоки без разрешения...», «Очень плохая у нас кукла Нина, не пустила зайку в кроватку», «Как красиво тетя Нюра украсила елку», «Анна Ивановна ласковая, добрая».
На каждом шагу дети встречаются с тем, что взрослые выражают различное отношение к тем или иным явлениям и оценивают их определенными словами. Самые первые слова-оценки «хорошо» и «плохо» сопровождаются интонацией голоса, иногда мимикой и жестами, которые усиливают действие этих слов. Сначала дети подражают взрослым и высказываются лишь по поводу того, что им хорошо известно, что прочно вошло в их пока еще небольшой жизненный опыт. Но постепенно они начинают расширять круг своих суждений. Бывает, и ошибаются. («Плохая бабушка! Зачем она коврик палкой бьет?», «Мама, у тебя некрасивая кофточка, она грязная» — а у мамы белая кофточка с черными пятнышками.)
Особое значение имеет речь для освоения ребенком правил поведения. Ведь почти все требования взрослых выражены либо словом нельзя, либо словом надо. Взрослые вводят и слово можно, и ребенок начинает пользоваться этим словом, чтобы попросить разрешения сделать что-нибудь.
Значительный скачок в общем развитии ребенка, связанный с овладением речью, становится особенно заметным между двумя и тремя годами. Даже если до 2 лет ребенок говорит мало, на третьем году он «вдруг» начинает говорить охотно и много. Он уже лучше понимает речь окружающих людей, и это открывает широкие возможности для возникновения совершенно новых, видов общения со взрослыми и со сверстниками.
Если ребенок на втором году не говорит или говорит мало, значительно меньше и невнятнее, чем его сверстники, это, естественно, беспокоит взрослых. Однако не всегда подобные тревоги основательны. Темп развития речи у детей неодинаков. В этом отношении наблюдаются индивидуальные особенности.
Если малыш уже «все понимает», но не говорит и при этом разумно играет, пытается подражать словам, произносимым взрослыми, можно с уверенностью сказать, что причин для беспокойства нет. Он заговорит несколько позднее. Но не без усилий со стороны взрослых. С таким ребенком надо больше заниматься, разговаривать, побуждать к произнесению слов, давать поручения, связанные с необходимостью что-то сказать, позвать кого-то.
Но порой задержка в развитии речи может иметь очень серьезную причину, требующую немедленного вмешательства. Иногда взрослым просто не приходит в голову, что малыш плохо слышит, так как он отзывается на свое имя, реагирует на музыку и другие громкие звуки. Однако это возможно и при сниженном слухе, мешающем ребенку отчетливо воспринимать звуки речи окружающих. Если ребенок второго года не говорит и имеются хотя бы малейшие подозрения на то, что он недостаточно хорошо слышит, необходимо срочно обратиться к врачу.
Отставание в развитии речи может иметь причиной и промахи родителей. Один из них — с ребенком мало разговаривают. Другой — излишняя словоохотливость взрослых. Среди обилия непонятных, незнакомых слов ребенок не может уловить, что к чему относится.
Слишком быстрая речь взрослых, невнятное произношение мешают ребенку отчетливо воспринимать и правильно воспроизводить звуки и слова. С малышом надо говорить не спеша, размеренно, четко произнося звуки, не загромождать речь словами, недоступными пониманию ребенка (а также лишними словами — «вот», «значит»).
 Новые слова и выражения надо вводить так, чтобы ребенок мог понять их смысл. Нередко дети в силу подражательности, свойственной их возрасту, удивляют взрослых «знанием» таких выражений, которым их никто не учил. (Одна девочка, когда мать заставляла ее доедать слишком большую порцию каши, заявила: «У меня сердце болит». На вопрос матери, где же оно, малышка показала на горло.) Вместе с тем те же дети могут не знать элементарных выражений, уже доступных их пониманию. Надо с самого начала приучать ребенка к тому, чтобы за словами и выражениями, которые он употребляет, стояло конкретное содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_v_rannem_vozraste.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи в раннем возрасте Раннее детство (Ребенок от 1 до 3 лет) - Приобретения раннего возраста

Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова... но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка — и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог — родное слово!

 К. Д. Ушинский

Раннее детство — исключительно важное время для развития речи ребенка. То, что упущено от года до трех, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе. Второй и третий годы жизни являются особо чувствительным, сензитивным периодом в усвоении речи малышом.

 Развитие речи побуждается развитием, усложнением общения взрослого с ребенком. Если с ребенком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой, разнообразной совместной деятельности малыша и взрослого (которая и требует все большего и большего речевого общения), то такой ребенок резко отстает и в речевом, и в общем развитии С другой стороны, нехватка речевого общения может наблюдаться и тогда, когда родители проявляют чрезмерную заботливость, пытаясь предупредить каждое желание малыша, не дожидаясь, пока он скажет, что ему надо.

 Потребность ребенка в речевом общении со взрослы» должна всячески взрослыми поддерживаться. Важную рол играет при этом воспитательная тактика родителей, которые должны побуждать ребенка внятно, по возможности ясно выражать словами свои желания — и только в этом случае исполнять их.

 С другой стороны, развитие речи невозможно без обогащения впечатлений малыша, без знакомства его с широким кругом предметов и явлений окружающего мира, без овладения действиями с вещами. Это основа для усвоения значений слов.

 Наблюдая развитие речи своего малыша, вы можете выделить в нем две линии: во-первых, совершенствуется понимание им речи взрослых людей; во-вторых, складывается его собственная активная речь.

 Было бы неправильно думать, что освоение речи имеет значение только для умственного развития ребенка. Огромную роль оно играет и в развитии первых нравственных оценок. Эти оценки усваиваются посредством речи и эмоционального отношения взрослых. Речевое общение совершенно необходимо для того, чтобы уже у маленького ребенка наметилось различное отношение к хорошему и к плохому, к красивому и к безобразному. Затем отсюда вырастут подлинные нравственные чувства и понятия зрелого человека.

 «Молодец, Ирочка, ты хорошо вымыла руки, они стали совсем чистые», «Нельзя брать яблоки без разрешения...», «Очень плохая у нас кукла Нина, не пустила зайку в кроватку», «Как красиво тетя Нюра украсила елку», «Анна Ивановна ласковая, добрая».

 На каждом шагу дети встречаются с тем, что взрослые выражают различное отношение к тем или иным явлениям и оценивают их определенными словами. Самые первые слова-оценки «хорошо» и «плохо» сопровождаются интонацией голоса, иногда мимикой и жестами, которые усиливают действие этих слов. Сначала дети подражают взрослым и высказываются лишь по поводу того, что им хорошо известно, что прочно вошло в их пока еще небольшой жизненный опыт. Но постепенно они начинают расширять круг своих суждений. Бывает, и ошибаются. («Плохая бабушка! Зачем она коврик палкой бьет?», «Мама, у тебя некрасивая кофточка, она грязная» — а у мамы белая кофточка с черными пятнышками.)

 Особое значение имеет речь для освоения ребенком правил поведения. Ведь почти все требования взрослых выражены либо словом нельзя, либо словом надо. Взрослые вводят и слово можно, и ребенок начинает пользоваться этим словом, чтобы попросить разрешения сделать что-нибудь.

 Значительный скачок в общем развитии ребенка, связанный с овладением речью, становится особенно заметным между двумя и тремя годами. Даже если до 2 лет ребенок говорит мало, на третьем году он «вдруг» начинает говорить охотно и много. Он уже лучше понимает речь окружающих людей, и это открывает широкие возможности для возникновения совершенно новых, видов общения со взрослыми и со сверстниками.

Если ребенок на втором году не говорит или говорит мало, значительно меньше и невнятнее, чем его сверстники, это, естественно, беспокоит взрослых. Однако не всегда подобные тревоги основательны. Темп развития речи у детей неодинаков. В этом отношении наблюдаются индивидуальные особенности.

 Если малыш уже «все понимает», но не говорит и при этом разумно играет, пытается подражать словам, произносимым взрослыми, можно с уверенностью сказать, что причин для беспокойства нет. Он заговорит несколько позднее. Но не без усилий со стороны взрослых. С таким ребенком надо больше заниматься, разговаривать, побуждать к произнесению слов, давать поручения, связанные с необходимостью что-то сказать, позвать кого-то.

 Но порой задержка в развитии речи может иметь очень серьезную причину, требующую немедленного вмешательства. Иногда взрослым просто не приходит в голову, что малыш плохо слышит, так как он отзывается на свое имя, реагирует на музыку и другие громкие звуки. Однако это возможно и при сниженном слухе, мешающем ребенку отчетливо воспринимать звуки речи окружающих. Если ребенок второго года не говорит и имеются хотя бы малейшие подозрения на то, что он недостаточно хорошо слышит, необходимо срочно обратиться к врачу.

 Отставание в развитии речи может иметь причиной и промахи родителей. Один из них — с ребенком мало разговаривают. Другой — излишняя словоохотливость взрослых. Среди обилия непонятных, незнакомых слов ребенок не может уловить, что к чему относится.

 Слишком быстрая речь взрослых, невнятное произношение мешают ребенку отчетливо воспринимать и правильно воспроизводить звуки и слова. С малышом надо говорить не спеша, размеренно, четко произнося звуки, не загромождать речь словами, недоступными пониманию ребенка (а также лишними словами — «вот», «значит»).

 Новые слова и выражения надо вводить так, чтобы ребенок мог понять их смысл. Нередко дети в силу подражательности, свойственной их возрасту, удивляют взрослых «знанием» таких выражений, которым их никто не учил. (Одна девочка, когда мать заставляла ее доедать слишком большую порцию каши, заявила: «У меня сердце болит». На вопрос матери, где же оно, малышка показала на горло.) Вместе с тем те же дети могут не знать элементарных выражений, уже доступных их пониманию. Надо с самого начала приучать ребенка к тому, чтобы за словами и выражениями, которые он употребляет, стояло конкретное содержание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»

Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит  родителей с инн...

План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...

Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . . Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"

Представляю вашему вниманию  развивающие игры на липучках, которые стали для меня  очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста

Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....