логопедия
методическая разработка по логопедии по теме

Щукина Елена Николаевна

Артикуляционная гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyacionnaya_gimnastika.pptx40.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика Подготовила Щукина Елена Николаевна ГБОУ д /с № 1472

Слайд 2

Ввиду того что речь связана с движениями речевого аппарата, место большое место в логопедической работе при дефектах произношения занимает артикуляционная гимнастика. Она применяется чаще всего при постановке звуков, а иногда бывает полезно продолжать ее на этапе автоматизации звуков. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные комплексы движений – артикуляционные уклады различных звуков. В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Артикуляционные упражнения могут быть беззвучными – без включения голоса – и с участием голоса. Начинаются они обычно с движений по подражанию. В комплекс основных движений для развития и упражнения всего артикуляционного аппарата входят самые простые и наиболее характерные движения всех органов артикуляции во время речи – губ, челюстей, языка. Комплекс основных движений. Губы: оскал, вытягивание в трубочку. Челюсти: открывание и закрывание рта. Язык: а) вперед – назад, Б) вправо – влево, В) вверх – вниз, Г) распластывание - сужение.

Слайд 3

При коррекции отдельных звуков, помимо общего комплекса артикуляционных движений, проводятся специальные комплексы. Иногда они касаются только одного органа и даже одного какого – либо вида движений данного органа ( например, при рубцах на губе проводятся только упражнения губ, при постановке смягчения согласных – упражнения на вытягивание средней части спинки языка). Чаще всего требуется проводить более сложные и разнообразные комплексы движений, например при коррекции гортанного произношения звука Р, свистящих, шипящих звуков и т. д. Принципом отбора движений каждый раз будет служить характер дефектного произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношения данного звука. Необходимо выработать следующие качества всех движений: Точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому. Точность движения определяет правильный конечный результат его, что оценивается конечным местоположением и формой органа. Плавность и легкость движения предполагает движение без толчков, подергиваний, дрожание органа.( напряжение мышцы всегда нарушает плавность и легкость движений) Движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих в других органах. Темп – вначале движение производится несколько замедленно, что соответствует возможностям всякого вновь вырабатываемого движения: логопед регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.

Слайд 4

Устойчивость конечного результата - полученное положение органа должно удерживаться без изменений произвольно долго. Переход ( переключение) к другому движению и положению должен также совершаться плавно, достаточно быстро. Следует сказать еще о том, что движение каждого органа должно происходить симметрично по отношению к правой и левой стороне, но в случае ослабленности одной из сторон органа упражняется преимущественно одна сторона - более слабая, и упражнения служат ее укреплению. В этом случае практикуются движения с нагрузкой, т.е. с преодолением сопротивления. Вид, длительность проведения артикуляционных упражнений и их разовая дозировка зависят от характера, от тяжести речевого нарушения. Так, при функциональных дислалиях артикуляционная гимнастика обычно заканчивается с переходом к автоматизации. При дизартриях проводить ее рекомендуют длительно – тем длительнее, чем тяжелее поражение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихи логопеда о логопедах

Стихи логопеда о логопедах Кто же это ЛОГОПЕД –То ли МЕД, а то ли ПЕД?Он немного воспитатель,Детских душ он врачевательОн немножечко психолог,Иногда и дефектолог.Логопед детей не мучит,Разг...

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».

Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе  логопеда с родителями подготовительной группы"....

"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

Итоговое подгрупповое занятие логопеда в подготовительной группе с участием родителей "Логопед-помощник наш!"

Занятие проводится в форме празника в конце учебного года.На занятие приглашаются гости и родители.С их участием проводятся различные игры и задания.Дети демонстрируют свои достижения в течении коррек...

Работа логопеда с дизартриками (выступление на Школе молодого логопеда)

Логопедическая работа с детьми, имеющими диагноз дизартрия    Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю.  МБДОУ №65 г Белгород Рано или поздно дети с дизартрией встречаются каждо...

Мастер-класс для логопедов «Принципы эффективного общения учителя - логопеда с родителями воспитанников»

       Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя – логопеда. Существуют несколь...