Презентация компьютерных игр (заданий) в работе по формированию грамматического строя речи
статья по логопедии по теме

Зайнуллина Лидия Игоревна

Мы попытались разработать простые компьютерные игры, позволяющие вести работу по совершенствованию грамматического строя  речи с детьми, страдающими ОНР. В работе по созданию игр было использовано дидактическое пособие «Играй-ка», автором которого является Н.В.Нищева, а также программа Презентация Microsoft Office PowerPoint, где задания появляются на экране монитора по щелчку компьютерной мыши.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ребенок трех лет уже пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо и др., употребляет простые и сложные предложения. Казалось бы, достаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания, чтобы он знакомые отношения самостоятельно обозначал грамматической формой, хотя словарный материал будет новым. Но этого не происходит. Постепенность овладения грамматическим строем объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка.

        При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями (значения грамматических формы абстрактны, правила грамматического изменения слов многообразны), хотя в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии.

        В работах Н.С.Жуковой, Л.Ф.Спировой, Т.Б. Филичевой, С.Н.Шаховской выделены следующие нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР. Это неправильное употребление:

- окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных;

- падежных и родовых окончаний количественных числительных;

- личных окончаний глаголов в прошедшем времени;

- предложно-падежных конструкций.

        Исходя из этого, мы попытались разработать простые компьютерные игры, позволяющие вести работу по совершенствованию грамматического строя  речи с детьми, страдающими ОНР. В работе по созданию игр было использовано дидактическое пособие «Играй-ка», автором которого является Н.В.Нищева

1. «Веселый повар».

Логопед предлагает детям рассказать, какие варенье, сок, компот приготовил повар из этого фрукта или ягоды, плюшки с каким повидлом и ватрушки с какой начинкой он испек.

2. «Поможем клоуну Роме».

Логопед предлагает детям рассмотреть клоуна и подумать, чем он занимается.

Потом объясняет, что клоун играет с овощами и фруктами и просит детей составить предложения:

-Желтый лимон лежит слева от Ромы.

-Желтое яблоко лежит справа от Ромы.

-Желтая груша лежит перед Ромой.

3. «Считалочка»

Логопед предлагает детям рассмотреть и посчитать матрешек:

- У меня две матрешки.

- У меня пять матрешек.

4. «Почини игрушку».

Логопед показывает детям картинку с изображением игрушки, просит рассмотреть и назвать ее. Затем спрашивает, заметили ли ребята, что произошло с игрушкой. Дети объясняют, что игрушки поломаны. Логопед предлагает детям ответить на вопросы:

- Без чего паровоз?

- Без трубы.

Затем педагог предлагает «починить» игрушку и ответить на вопрос:

- С чем теперь паровоз?

- С трубой.

5. «Птичий двор»

Логопед предлагает детям рассмотреть картинку и просит детей ответить на вопросы:

- Кому дает корм Галя?

- Галя дает корм петуху, курице, цыпленку, цыплятам.

- Кто у курицы?

- У курицы цыпленок, цыплята.

6. «У белочки в гостях»

Логопед предлагает детям рассмотреть картинку и объясняет, что белочка ждет гостей, и предлагает помочь белочке. Дети называют предметы и комментируют свои действия:

- Я поставлю на стол чашку и чашечку.

7. «За грибами»

Логопед предлагает детям отправиться в лес за грибами и предлагает ответить на вопрос:

- Где лежит гриб?

8. «Расскажи сказку»

Логопед предлагает детям вместе рассказать, как девочка Маша в лес ходила.

9. «Катя мечтает»

Логопед предлагает детям ответить на вопрос:

- О чем мечтает Катя?

- Катя мечтает о торте, кофте, мороженом, тапочках.

10. «Один-много»

Логопед предлагает детям ответить на вопрос:

- Что изменилось?

- Был один клоун, а стало много клоунов.

Все эти задания выполнены в форме компьютерной игры, при создании которой была использована программа Презентация Microsoft Office PowerPoint, где задания появляются на экране монитора по щелчку компьютерной мыши.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма работы по формированию грамматического строя речи в старшем дошкольном возрасте

Система работы по формированию граматического строя речи в старшем дошкольном возрасте (для работы с детьми с ОНР и нормой речевого развития)...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей с...

Система работы по формированию грамматического строя речи в младшем дошкольном возрасте

Формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, ...

Система работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы

Представленный материал может использоваться учителями-логопедами, воспитателями дошкольных организаций для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по разделу "Формиро...

Презентация опыта работы по формированию грамматического строя речи детей

Презентация опыта работы по формированию грамматического строя речи...

ОПЫТ РАБОТЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Формирование грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Чтобы усвоить грамматически правильную речь, следует правильно говорить.  В своей работе я применяю тематическ...

Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".

В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....