Развитие образной речи у дошкольников с ОНР
учебно-методический материал (логопедия, старшая группа) по теме

Колачева Ольга Вадимовна

 В возрасте шести – семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, обогащается словарь, они становятся любознательными, поэтому знакомить детей с пословицами, поговорками, фразеологизмами лучше с детьми старшего дошкольного возраста  . Образные выражения понятны взрослым, но часто непонятны детям, поэтому важно, чтобы педагоги правильно отбирали народные изречения, чтобы сами их знали и употребляли их к месту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_obraznoy_rechi_u_doshkolnikov.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие образной речи у дошкольников

с общим недоразвитием речи.

В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина терминов, заимствованных из иностранных языков. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день очень важна. На  переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это была целая система традиций, правил, с помощью которых воспитывался ребенок.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за телевизором или компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения

народного творчества ( колыбельные песни, потешки, прибаутки) практически не используются даже в младшем возрасте.

К.Д.Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни эта проблема становится все актуальнее.

Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова.

Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.

                                                                                                                                         2.

 Речь становится образной, непосредственной, живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

Важнейшими  источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества , в том числе и малые фольклорные формы ( пословицы, поговорки, загадки,  потешки,  считалки, фразеологизмы).Художественная литература, фольклор дают прекрасные образцы русского языка, подражая которым ребенок успешно учится родному языку. Пословицы, поговорки и фразеологизмы образны и поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами и метафорами.

 В возрасте шести – семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, обогащается словарь, они становятся любознательными, поэтому знакомить детей с пословицами, поговорками, фразеологизмами лучше с детьми старшего дошкольного возраста  . Образные выражения понятны взрослым, но часто непонятны детям, поэтому важно, чтобы педагоги правильно отбирали народные изречения, чтобы сами их знали и употребляли их к месту.

Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, использование которых придает речи особую яркость, легкость, меткость, образность («надуть губы», « в поте лица  своего»).

Однако некоторые лингвисты относят к фразеологизмам и пословицы и поговорки. Другие считают, что поговорки не являются фразеологизмами, так как это не законченное суждение. Поговорка, как бы,  не договаривает, поэтому заставляет человека рассуждать додумывать.

                                                                                                                                3.

Знакомство дошкольников с малыми формами фольклора влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов, синонимов, антонимов) в любом художественном тексте.

Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм ( «зарубить на носу» - запомнить, « повесить нос – грустить»).

Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств,  связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимания                                                                                                     целесообразности ее использования в  собственных сочинениях.

Проблема развития словесного творчества включает в себя все направления работы над словом – фонетическую, лексическую, грамматическую.

Лексическая сторона речи – это составная часть образности, так как работа над смысловой стороной слова помогает ребенку употребить точное по смыслу и выразительное слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания.

Грамматический аспект развития образности также очень важен, так как используя разнообразные стилистические средства ( порядок слов,  построение разных типов предложений), ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.

Фонетическая сторона включает звуковое оформление текста  (интонационная выразительность, правильно выбранный темп, дикция) это во многом определяет эмоциональное воздействие речи на слушателей.

В целом развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества.

Фразеологизмы – средство создания эмоциональной , выразительной речи. Средство оценки, каких либо явлений или событий, поэтому уже в дошкольном возрасте следует обращать внимание детей на фразеологические средства языка.

                                                                                                                                        4.

Работа с фразеологизмами стимулирует не только развитие речи. Известно, что развитие речи происходит в единстве с развитием мышления. Мышление совершенствуется в речевом общении.

Зачастую дети искаженно понимают значение фразеологизмов, а иногда и совсем не понимают лексическое значение фразеологизмов без опоры на наглядность. Эти ошибки говорят об особенностях мышления детей этого возраста. С развитием речи и накоплением опыта ребенок переходит от мышления практического к мышлению образному. Подобная конкретность мышления ребенка отчетливо выступает в восприятии им иносказательной речи, а именно в восприятии фразеологизмов : «Каменное сердце» - сердце из камня, «Кот наплакал» - кота обидели и он плакал. Это еще раз говорит о необходимости изучения фразеологизмов детьми.

 Этимологическое рассмотрение фразеологизмов поможет закладыванию основ исследовательской деятельности, которая не может не пригодиться детям при дальнейшем обучении                                                                                                                          

Фразеологизмы – являются одним из источников развития выразительности детской речи и находят отражение в произведениях художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных формах (.Загадках, пословицах, поговорках).

Фразеологизмы это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению к одному слову. Часто фразеологизм можно заменить одним словом, но менее выразительным. Сравните : «Зарубить себе на носу» – запомнить, «Висеть на телефоне» - долго разговаривать, «клевать носом» - засыпать и т.д.

Дети часто задают вопросы, когда сталкиваются с таким явлением языка, как фразеологические обороты: Мама, ты говоришь мне «хоть кол на голове теши» а как это? А кому « медведь на ухо наступил?» . А как это « уши развесить?»

Детей старшего дошкольного возраста следует учить воспринимать, понимать и использовать простые по содержанию, доступные им выражения из народно – разговорной фразеологии.

                                                                                                                                                5.

 Часто детям трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих. («на седьмом небе от счастья»). Необходимо включать в свою речь те фразеологизмы, смысл которых детям будет ясен при создании определенной ситуации или при соответствующем объяснении. Например -  («капля в море», «золотые руки», «мастер на все руки».

Для того, чтобы выявить уровень знаний фразеологизмов у детей я предлагала детям следующие задания:  

  1. Детям в условиях речевой игры предлагались некоторые речевые изречения, или пословицы . Дети должны были объяснить или нарисовать как они это понимают. («Клевать носом», « глаза разбежались»).
  2.  Детям предлагались картинки или иллюстрации к образным выражениям и просили их назвать, какие выражения могут быть связаны с этими картинками.  (Нос, комар, Ведро, стрела)
  3. Детям читался текст с  образными выражениями . Дети должны были рассказать, как они это понимают.( Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он полез ко мне драться.  Я со всех ног домой. Еле ноги унес.)

Анализ ответов показал, что у детей возникают трудности, при выполнении заданий. Слова из устойчивых словосочетаний понимаются в прямом значении: «старый друг – старый дедушка». При чтении текста дети часто не понимали даже общий смысл текста.

Для развития образной речи у детей  были поставлены следующие задачи:

  1. Отобрать пословицы, поговорки и фразеологизмы приемлемые в работе с дошкольниками.
  2. Сформировать у детей умения и навыки понимания фразеологизмов.
  3. Сформировать готовность использования иносказательных образных выражений в речи.

                                                                                                                                                6

Этапы работы над фразеологизмами

  1. На первом этапе работы необходимо определить примерный объем фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста.
  2. На втором этапе детей знакомят со словами антонимами, со словами синонимами фразеологизмам .
  3. Познакомить детей с устойчивыми выражениями в процессе чтения художественной литературы.  Выделение фразеологизмов из текста вместе с детьми, Формировать у детей грамматически правильно оформленную речь.
  4. Научить детей самостоятельному толкованию знакомых фразеологизмов в художественных произведениях, загадках, пословицах.
  5. Закрепить умение использовать в самостоятельных рассказах фразеологизмы, что придаст речи образность.

При работе над фразеологизмами можно использовать следующие дидактические игры:

  1. «Кто больше назовет необычных выражений». «Как об стенку горох», «хоть кол на голове чеши»,  « Не видать тебе как своих ушей».
  2. «Найди фразеологизм в сказке»

(«Поди туда – не знаю куда…», «Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается»)

  1. «Придумай рассказ с фразеологизмами» « Я сегодня встал не стой ноги …»
  2. «Скажи по другому»  («Лететь стрелой- быстро бежать, Очень много людей в тесном помещении – яблоку негде упасть»

                                                                                                                                   7.

  1. «Вспомни фразеологизм по картинке»
  2. «Назови, какое выражение связано с этим животным  лиса- хитрая, еж – колючий, трусливый как заяц, а смелый как лев» и т.д.
  3. Загадки шутки ( Его вешают, приходя в уныние; его задирают зазнаваясь; его суют всюду, вмешиваясь не в свое дело.»
  4. Очень нравиться детям игра  «Закончи пословицу- кто много читает тот много … (знает). Нет друга – ищи, а нашел…( береги).»
  5. «Замени неправильное слово» «Два сапога тара. От бобра бобра не ищут. Крутиться, как булка в колесе.»

В результате работы с детьми с фразеологизмами дети лучше их понимают, у них обогащается словарный запас. Речь становится более яркой и выразительной. Дети осознанно употребляют фразеологизмы в своей речи – что является одним из показателей уровня готовности детей к школе.

               Используемая литература

  1. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду под редакцией О.С.Ушаковой
  2. Методика развития речи детей О.С.Ушакова, Е.М.Струнина

М.Владос 2004

     3. «Веселый фразеологический словарь» Е. Лаврентьева

2007г.  изд. Рооса

  1. Сборник « народное искусство в воспитании детей» под редакцией Комаровой Т.С. пед. Общество России 2000г.
  2. Сборник «Фольклор в работе с детьми» Изд. Ярославль 1998г.
  3. Этимологический словарь. В.Волина.Аст Пресс 1996г.
  4. Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста в разных типах высказываний. Л.Г.Шадрина, Е.Н.Судакова
  5. Статья Е.Н.Гафиятуллиной «Использование пословиц и поговорок».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему:"Русская народная сказка как средство развития образности речи старших дошкольников".

Кконцу старшего дошкольного возраста речь детей достигает достаточно высокого уровня, происходит значительное накопление запаса слов. Художественная литература обогащает речь детей, делает её яркой, н...

ПРОЕКТ«Развитие образной речи старших дошкольников на основе ознакомления с поэтическими произведениями С.А.Есенина»

 Вид проекта: краткосрочный групповой познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста.     Продолжительность проекта: 1 месяц....

Русская народная сказка как средство развития образности речи старших дошкольников. (консультация)

Читая сказки, мы взрослые оказываем реальную помощь, потому что именно сказки способны раскрыть перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка....

Презентация «Развитие образности речи старших дошкольников на материале загадок»

Презентация направлена на формирование у детей осознанного отношения к процессу составления загадок. Материал учит создавать условия для усвоения обобщенной модели составления загадок....

Консультация для родителей «Психолого-педагогические аспекты развития образности речи у дошкольников»

Трудно переоценить вклад дошкольного периода в становление речи ребенка. Данный процесс основан на приоритетных видах деятельности ребенка: игра, общение, чтение¸ труд. Совершенствуя свои речевы...

Развитие образной речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой и фольклором.

В настоящее время нет необходимости доказывать, что на современном этапе развития общества большое значение имеют вопросы совершенствования культуры речи. Одним из важнейших источников развития в...