ЦИКЛОГРАММА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПРИЁМОВ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ОДНОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ
картотека по логопедии (подготовительная группа) по теме

Храмцова Елена Юрьевна

Картотека  здоровьесберегающих приёмов  в рамках изучения лексической темы "Осень"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.Ю.Храмцова

МБДОУ «Детский сад № 12» (Россия, г. Березники)

ЦИКЛОГРАММА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПРИЁМОВ  В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ОДНОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ

В программе модернизации российского образования приоритетными задачами являются оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Одним  из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Безусловно, все педагоги в большей или меньшей степени реализуют на своих  занятиях, мероприятиях и в организации повседневной жизни детей приемы здоровьесбережения. Однако же, эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающие технологии, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и  отвечающую единству целей и задач.

Программа воспитания обучения дошкольников с нарушениями речи предполагает организацию образовательного процесса в соответствии с изучаемыми лексическими темами. Поэтому логично  внедрять элементы здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности детей, согласно изучаемой лексической теме. Рационально использовать имеющиеся  в «копилке» каждого педагога здоровьесберегающие приёмы поможет разработка циклограммы.

Примерная циклограмма использования здоровьесберегающих приёмов в подготовительной к школе логопедической группе              при изучении темы: «Осень».

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ

Виды и формы деятельности

Содержание деятельности

Формы организации

КР (воспитатель)

Дыхательная гимнастика «Листопад». Артикуляционная гимнастика «Осень». 

ИОД             Картотека № 4              

ЧХЛ

Пальчиковая гимнастика «Листья».

СДВД  

УГ

Комплекс «Осень».

СДВД   Картотека № 4

НОД

Область программы

Содержание

Источник

НОД 1

Логопедическое

Зрительная гимнастика «Листья». Координация слова с движением «Дождик».

Картотека № 4

НОД 2 

Познание

Музыкотерапия П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь»

Аудиозапись              

КР       (логопед)

Логопедический массаж языка «Дождик».                          Саморегуляция «Врасти в землю».

Картотека № 4

ПРОГУЛКА

ПИ

Подвижная игра «Осенью в лесу». Психогимнастика «Жарко – холодно».

Картотека № 4

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ

КГ

Комплекс упражнений после сна «Дождик».

Картотека № 4

КР (воспитатель)

Дыхательная гимнастика  «Ветерок». Артикуляционная гимнастика «Осень». Самомассаж лица «Осень».  

Картотека № 4

КАРТОТЕКА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПРИЁМОВ № 4

Тема: «Осень».  

Дыхательная гимнастика «Листопад».    

Цели: - развивать длительный, непрерывный ротовой выдох.

Логопед выкладывает на столе листочки.

Логопед. Осень. Красные, жёлтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер – разбросал все листья по земле. Давайте превратимся в  ветерок и подуем на листья!

Логопед вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу.

Все листики на земле … давайте соберём листочки в ведёрко.

Логопед и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

«Ветерок».

И.п.: ноги вместе, руки держат листья на уровне лица. 1 – плавный вдох;    2 – на выдохе произносить: «Ф-ф-ф!».

Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф …

И качает так листок – ф-ф-ф… Дети делают спокойный выдох.

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф …

И качает так листок – ф-ф-ф … Делают активный выдох.

Артикуляционная гимнастика «Осень».

Цель: нормализация артикуляционной моторики.

Вот и осень пришла,

Нам подарки принесла.

Мы в лес пойдём,

Там грибочки найдём.

Возьмём корзинки побольше.

Вот такие … Упражнение «Чашечка».

По дорожке в лес идём,

Вместе песенки поём. Соединить собранные в щёпоть пальцы рук перед грудью, а затем разводить руки в стороны, одновременно пропевая любой из гласных звуков: [А], [О], [У], [Э], [Ы].

Шли, шли, до ручейка дошли.

Бежит в нём водичка, песенку поёт. Упражнение «Улыбка».

А вот и мостик. Упражнение «Мостик».

Перешли ручеёк по мостику и попали в лес.

А в лесу, под кустом, на каждой кочке

Манят нас к себе грибочки. Упражнение «Грибок».

По лесочку мы гуляли

И друг друга потеряли.

Покричу в лесу:

«Ау-у-у!»

И друзей своих найду. Сначала громко и длительно произнести: «Ау-у-у!», а затем, изображая эхо, тихо откликнуться: «Ау-у-у!»

Логопедический массаж языка  «Дождик».

Цель: нормализация речевой моторики.

Точечные постукивания по краям языка по часовой стрелке, затем против неё.

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи.

Самомассаж лица «Осень».

Цель: нормализация работы лицевых мышц.

Направление движений – от середины лба к верхней части ушей,

от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Осень в гости к нам пришла,

Краски яркие взяла.                              Поглаживающие движения.

Стала жёлтою трава,

Разноцветною листва.

Осень в гости к нам пришла,

Сильный ветер принесла.                     Спиралевидные движения.

Листья пёстрые летят …

Осень любит листопад!

Осень в гости к нам пришла,

Дождь с собою принесла.                   Постукивающие движения.

Мелкий дождик моросит,

У деревьев грустный вид.

Осень в гости к нам пришла,

Птичек в стаи собрала:                      Зигзагообразные движения.

«Стало холодно вокруг,

Вам пора лететь на юг!»

Пальчиковая гимнастика «Листья».

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Раз, два, три, четыре, пять –  (Сжимают и разжимают кулаки.)

Будем листья собирать. (Загибают в ритме каждой строчки по одному пальцу.)

Листья берёзы,

Листья рябины.

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (Сжимают и разжимают кулаки)

Координация слова с движением «Дождик».

Цель: Развитие координации движений.

Капля раз, (Делают прыжок на носочках, руки на поясе.)

Капля два. (Делают прыжок.)

Очень медленно сперва, (4 прыжка.)

А потом, потом, потом (8 прыжков.)

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, (Руки разводят в стороны.)

От дождя себя укрыли. (Руками образуют полукруг над головой.)

Комплекс утренней гимнастики «Осень».

Цель: нормализация мышечного тонуса.

1. Ходьба по кругу со словами:

Мы идем дорожками,

Мы идем тропинками.

Мы идем с лукошками,

Мы идем с корзинками.

2. «Деревья». Дети проговаривают загадку «Стоит над водою, трясет бородою» и изображают грустную иву, опустив вниз голову и руки.

Дети изображают осинку: подняв руки вверх, трясут кистями и головой: Зябнет осинка, Дрожит на ветру. Дайте осинке Пальто и ботинки — Надо согреться Бедной осинке.

3. Релаксация «Шишки на елке». Дети изображают елку — руку в стороны, пальцы прямые, напряжены. Потом «срывают шишки», «бросают» их друг другу, «ловят», «колют»; руки — отряхивают, бросая «шишку».

4. «Грибы».  Дети показывают руками (вверх, вниз) и говорят:

На горе растут грибы,

Под горой растут грибы.

 Дети идут по кругу, показывают движения и говорят:

Мы по лесу шли, шли

И грибы нашли:

Раз — грибок, два — грибок (наклон),

Положу их в кузовок.

5. «Эхо». Один ребенок играет роль эха, он становится в углу зала. Остальные дети ходят по кругу и говорят:

По лесу ходили,

Грибы собирали

И заблудились.

Кричим в лесу: Ay! Ay!

А нам в ответ (эхо отвечает тихо): Ay! Ay!

6. «Встретились». Дети сначала разбрелись по залу под музыку, потом «находят» друг друга (пару), улыбаются, говорят ласковые слова и парами идут по кругу, а потом спокойно уходят.

Комплекс упражнений после дневного сна «Дождик».

И.п. Сидя, ноги скрестить по- «турецки». Сверху пальцем правой руки показать движение падающей капли, следить глазами за её траекторией.

Капля первая упала - кап! (То же проделать другой рукой.)

И вторая прибежала - кап! (Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы.)

Мы на небо посмотрели,

Капельки «кап-кап» запели,

Намочились лица.

Мы их вытирали. (Вытереть лицо руками, встать на ноги.) 

Туфли, посмотрите, мокрыми стали. (Показать руками, посмотреть вниз.)

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнём. (Поднять и опустить плечи.)

От дождя убежим. (Бег на месте. Повторить 3-4 раза.)

Под кусточком посидим. (Приседания.)

Подвижная игра «Осенью в лесу»  

Цель: закрепление моторных навыков у детей.

Логопед. Тихо падают с деревьев листочки. (Дети изображают падающие листочки и выполняют указание педагога.) Вот подул сильный ветер. Разлетайтесь, листочки. Ветер дует ещё сильнее, ослабевает и затихает.  («Листочки»  замирают.)                                                                                               

Зрительная гимнастика «Листья».

Цель: профилактика и снятие зрительного утомления.

Траектория из разноцветных осенних листочков, подвешенных на разном уровне в разных местах группы.  

Логопед. Найдите и сосчитайте, сколько в группе желтых (зелёных, красных, оранжевых, коричневых) листочков.

Саморегуляция  «Врасти в землю».

Цель: снятие мышечного напряжения.

Логопед. Попробуй сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сожми зубы. Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни и никакие  ветры тебе не страшны.  Отдохни.

Психосоматическая гимнастика «Жарко – холодно»

Цель: научить ребёнка справляться с жизненными трудностями, развитие умения управлять своим воображением.

И.п. – произвольное.

Логопед. Вспомним, как мы летом загорали на солнышке. Что я чувствую? Какие части тела согрелись? Наступила осень. Подул холодный, пронизывающий северный ветер. Ощущения. Какие части тела замёрзли?

Музыкотерапия «Октябрь. Осенняя песня».

Цель: нормализация психического состояния.

Прослушивание фортепьянного цикла П.И.Чайковского «Времена года» «Октябрь. Осенняя песня».

Список литературы:

1. Гуськова  А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. М., 2011.

2. Зуева Т.Л. Коррекционно-речевое направление в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками. М., 2008.

3. Поляков О.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Волгоград, 2009.

4. Смолянко М.В. Примерные комплексы логоритмической зарядки для детей с нарушениями речи (4—6 лет). // Дефектология,  2004,  № 5.

5. Нестерюк Т.В. Психосоматическая гимнастика. М., 2006.

6. Никитина А.В. 33 Лексические темы: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей 6-7 лет. СПб 2008.

7. Новиковская О.А. Весёлая зарядка для язычка. М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи

Данная статья для педагогов, работающих в дошкольных учреждениях, родителей, для всех, кто заинтересован в коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи. В ней раскрывается актуальность данно...

Методическая разработка . Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи. На прогулку в сад фруктовый.

В презентации вы познакомитесь с рекомендациями по проведению упражнений  артикуляционной гимнастики. Используя презентацию, вы сможете в сказочной форме  сделать с детьми артикуляционную ги...

Методическая разработка. Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи. Приключение Язычка в осеннем лесу.

Артикуляционная гимнастика в игровой, сказочной форме закрепит знания по лексической теме "Дикие животные".  Презентация  может быть  использована не только педагогами, но и родителями....

Применение игровых упражнений для развития артикуляционной моторики в рамках изучения лексических тем у детей дошкольного возраста

Методическая разработка содержит игровые упражнения по развитию артикуляционной моторики. используемые при изучении лексических тем. Это позволяет одновременно развивать подвижность и четкость движени...

Изучение истории и культуры Санкт-Петербурга с детьми ЗПР в рамках изучения лексических тем. Опыт работы воспитателей и дефектолога в подготовительной группе.

Задержка психического развития – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии.  Обучающиеся...

Предлоги НА- С (СО) (средняя группа) в рамках работы над лексической темой ФРУКТЫ

Материал был создан для закрепления у детей правильного употребления предлогов НА-С (СО). Очень помогает в работе с родителями....