Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки С – З».
план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) по теме

Прудникова Ольга Юрьевна

Обязательно пригодится этот материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 34_konspekt_po_fgt_zvuki_s-z.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной  логопедической группе

по теме: «Звуки С – З». (конспект №34).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:

  1. Правильно произносить  и различать  звуки [С] – [З];
  2. Повторить понятия «звонкие и глухие согласные».
  3. Познакомиться с правописанием сомнительных согласных в  конце слова.
  4. Закрепить употребление предлогов за, из-за.
  5. Тренироваться в подборе  родственных слов (зима, заяц).
  6. Продолжать закрепление  навыка печатания слов.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • предметные картинки (зонт, тазы, коза, завод, замок, звёзды, язык,  знамя, знамёна, звонок, гнездо, зайка, ваза, мимоза, незабудки, фазан)
  • картинки на звук [С], Соня и Зоя,
  • наборы для составления схем,
  • тетради, карандаши.

Ход образовательной деятельности:

Образова- тельная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Комму-никация

Коммуника-тивная деятельность

1. Организационный момент. Отгадывание загадок.


А) Машет радостно хвостом,

 Когда идёт хозяин в дом.

 У неё удел таков -

 Дом хранить от чужаков.     – Собака.


Б) Комочек пуха, длинное ухо,

 Прыгает ловко, любит морковку.  – ЗАЙКА.


Какой первый звук в слове СОБАКА? ЗАЙКА?  - С, З.

Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки С-З.

Физичес-кая культура

Двигатель-ная деятельность

2. Пальчиковая гимнастика.


Вышел зайчик на крылечко –

И нашел в траве колечко.

 

(попеременное чередование «зайчик» и «колечко» сначала на правой руке, затем на левой руке, затем на обеих руках одновременно.

Физичес-кая культура

Двигатель-ная деятельность

3. Артикуляционная гимнастика.


На верхний подъем языка.

Социали-зация

Игровая деятельность

4. Игра «Четвертый лишний».


На доске:

СТАКАН, КРЕСЛО, ДИВАН, ШКАФ.


- Какая картинка лишняя и почему? – СТАКАН. Это посуда, все остальное – мебель.


На доске:

ЗУБР, ЛОШАДЬ, КОРОВА, СВИНЬЯ


- Какая картинка лишняя и почему? – ЗУБР. Он дикое животное, все остальные – домашние.


Какой первый звук в слове СТАКАН?  - С.

Какой первый звук в слове ЗУБР? – З.


Коммуни-кация

Коммуни-кативная деятельность

5. Отгадывание по характеристике, произнесение и сопоставление звуков С-З.


- Чем похожи звуки С и З?

- Чем отличаются звуки С и З?

Коммуни-кация

Коммуника-тивная деятельность

6. Сопоставление звонких и глухих согласных из звукового ряда:

а) выделение сначала звонких, затем глухих согласных из звукового ряда: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ…;


 б) преобразование парных звонких-глухих согласных –

 игра «Наоборот»:

 б-п          

 в-ф          

 д-т          

ж-ш            

г-к              

з-с

Коммуни-кация

Коммуни-кативная деятельность

7. Различение звуков [С] – [З]:

а) на слух (с закрытыми глазами) – игра «Поймай звук»:

- со, за, зо, со, су, зы, сы, зу, зна, озн, сны, зну…;

- зоомагазин, полоса, колесо, фазан, фасон, зооцирк, розы, скороговорка, пузырь, сахар, сковорода, зоопарк, незабудки, забор, здоровье…;


б) преобразование слогов, слов – игра «Скажи наоборот»:

   

cа-за                       ста-зда                   Зоя-соя                  зайка-сайка

cо-                           сто-                        зуб-                        Захар-

cу-                           сту-                         коза-                      роза-

cы-                          сты-                        Лиза-                     козы-


в) воспроизведение слоговых рядов – игра «Веселые попугайчики»:

                  са-са-за                  за-за-са                       сна-сна-зна

                  са-за-за                  за-са-са                       сна-зна-сна

                  са-за-са                  за-са-за                       зна-сна-сна         и т.д.      


г) отбор картинок для Сони и Зои, деление слов на слоги.


Я подарю Соне самокат. СА-МО-КАТ – в этом слове 3 слога.

Я подарю Зое зонт. ЗОНТ – в этом слове 1 слог.

Познание

Коммуни-кация

Физичес-кая культура

Продуктив-ная деятельность

Коммуника-тивная деятельность Двигательная деятельность

8. .  Знакомство с правописанием сомнительных согласных в конце слова: (при наличии времени и достаточного уровня готовности детей).

               Квас – квасок                               таз – тазы, тазик

               Нос – носы, носик                       ус – усы, усатый

                Воз – возы, возить                           насос – насосы

                Обоз – обозы                                    глаз – глаза, глазок

Физичес-кая культура

Двигатель-ная деятельность

9. Физкультминутка.

(про ЗАЙКУ – смотри прошлый конспект).

Коммуни-кация

Коммуни-кативная деятельность

10. Выделение из рассказа слов на [С], [З], заучивание текста.

                   

                                                                  Зима

 Наступила зима. На земле много снега. Все аллеи сада усыпаны снегом. Зоя, Соня, Саня и Лиза взяли санки и понеслись в сад. Зоя и Саня возили на санках Соню и Лизу.  За детьми бегала собака. Зовут собаку Тузик. Потом дети слепили снеговика.  


- Какие слова со звуком С встретились в тексте? – НАСТУПИЛА, СНЕГ, САД, УСЫПАНЫ, СОНЯ, САНЯ, САНКИ, ПОНЕСЛИСЬ, СОБАКА, СЛЕПИЛИ, СНЕГОВИК.


Какие слова со звуком З встретились в тексте? – ЗИМА, ЗЕМЛЯ, ЗОЯ, ЛИЗА, ВЗЯЛИ,ВОЗИЛИ, ТУЗИК.

Коммуни-кация

Коммуни-кативная деятельность

11. Подбор родственных слов:

 а) припоминание родственных слов к слову зима:

 зимний, зимующие, зимовать, зимовье, зимовка, озимые, озимь, зимородок;

 

б) подбор родственных слов к слову заяц:

                    у зайца дети – зайчата, зайчонок

                    их маму зовут – зайчиха

                    вся их семья зовётся – заячья

                    назовите зайца ласково – зайчик, зайка, заинька

                    волки любят лакомиться – зайчатиной

                    трусишкой называют – зайчишку.

Коммуни-кация

Коммуни-кативная деятельность

12.   Закрепление употребления предлогов за, из-за:

        а) добавление предлогов в предложения:

                 Зайка сидит (за) кустом

                 Зайка выглядывает (из-за) куста.

                 Зоя стоит (за) сосной.

                 Дети сидят (за) столиком.

                 Дети встают (из-за) столика.

                 Зоя посадит незабудки (за) беседкой.

                 Соня вынимает бант (из-за) спины.
                Лиза сидит на скамейке (за) домом.

                 Козлёнок пасётся на поляне (за) лесом.

б) составление предложений с парами слов и предлогами за, из-за:

                     зайка – лист капусты                    Соня – беседка

                     лиса – куст                                     Зоя – сосна

                    самолёт – лес                                  Лиза – осина

                    самокат – беседка                           Зина – ясень

Коммуни-кация

Коммуника-тивная деятельность

13. Домашнее задание:  

Выучить рассказ «ЗИМА», нарисовать к нему картинку.

Коммуни-кация

Коммуника-тивная деятельность

14. Итог занятия:

        - произнесение и сопоставление звуков;

        - припоминание слов, картинок на [С], [З].

Труд

Трудовая деятельность

15. Выполнение трудовых поручений по подготовке к образовательному процессу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте в старшей группе по теме "Звук А"

Материал представляет из себя конспект НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук А" и презентацию к ней. Будет полезен логопедам  и воспитателям логопедических групп....

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква Э».

Конспект может быть полезен для воспитателей  и логопедов подготовительных групп в обычных детских садах и в логопедических группах....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: «Звуки [К], [Кь]. Буква К»

Цель: Уточнить артикуляцию звуков [к—к']; ознакомить с буквой КкЗадачи: 1. Упражнять в умении делить слова на слоги. 2. Совершенствовать навыки проведения звукового анализа. 3. Развивать фон...