Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы по составлению описательного рассказа «Путешествие в деревню»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Юдина Светлана Анатольевна

Интересное занятие для детей старшей логопедической группы по лексической теме "Домашние животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_k_mo_-.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшей логопедической группы

по  составлению описательного рассказа  

«Путешествие в деревню»

 

Задачи: Коррекционно-образовательные задачи:

- обучать детей составлять описательный рассказ  с опорой на  модель;

- упражнять в умении составлять распространенные предложения, подбирать слова-действия и употреблять в речи существительные в предложном падеже;

-обогащать речь детей прилагательными характеризующие внешние признаки домашних животных и формировать умение согласовывать  их в речи с существительными в роде, числе и падеже.;

- закреплять знание детёнышей домашних животных.

Коррекционно – развивающие задачи:

- развивать общую моторику, координацию речи с движениями, зрительное внимание, восприятие и  мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать самоконтроль за речью, чувство любви и бережного отношения к домашним животным.

Оборудование: картинка  деревенского двора, предметные картинки домашних животных (кошки, коня, коровы, свиньи, собаки), модели для подбора слов-действий, составления распространённых предложений и описательного рассказа, сюжетные картинки для составления предложений, магнитная доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент
Логопед:
 

Логопед: - Ребята, сегодня утром почтальон принес письмо от дедушки Семёна, который живет в деревне(Логопед открывает конверт, читает) 

( По ходу чтения письма на экране появляется  картинка деревни)
«Здравствуйте, ребята! У меня случилась беда. Мои   помощники поспорили, кто важнее из них, поссорились .  И ушли.  Помогите мне, пожалуйста,  найти их».

Логопед: - Ну что ж, ребята, поможем дедушке Семену? Но для этого надо отправиться в деревню. Садимся в машину.

Едем, едем на машине

Мы уже совсем большие

Это - тормоз, это – газ

 И зелёный свет для нас!

Выезжаем мы за город

Мы в деревне будем скоро

Гуси, куры, поросята

Ждите, едут к вам ребята!

2. Основная часть.

Логопед: Вот, мы и в деревне.   Ребята, чтобы узнать, каких помощников должны вернуть, надо отгадать загадки. (Дети выполняют задание, стоя на ковре)

(Картинка каждой отгадки появляются на экране)

1) Голодна – мычит, сыта – жуёт,

Малым деткам молока даёт. (КОРОВА)

Логопед: А как вы догадались, что это корова? (Потому что, корова мычит и даёт молоко)

- Ответьте на вопрос, какая корова?

2) Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

За дверью громко лает – дом охраняет. (СОБАКА)

Логопед: Почему вы так решили? (Потому что, собака кусается, громко лает)

- Скажите, какая собака?

3) Мягкие лапки, а в лапках – царапки.

Всё время умывается, а с водой не знается. (КОШКА).

Почему вы так решили? ( Потому что кошка у неё мягкие лапки и …)

- Посмотрите на картинку и скажите, какая она?

4) Пашет землю трактор без колёс.

Для него горючее – овёс. (КОНЬ)

Логопед: Правильно. Так, что делает конь? (Конь пашет землю)

5) Спереди – пятачок, сзади – крючок,

Посредине – спинка, а на ней – щетинка. (СВИНЬЯ)

- А как вы догадались? ( Потому что у свиньи есть пятачок, крючок и …)

- Опишите её.

Логопед: Молодцы, ребята! Как вы точно описали животных.

Логопед: Ребята, вот мы и выяснили, какие помощники есть у Деда Семёна? Давайте ещё раз их назовём все вместе. (перечисляют животных) Как их назвать одним словом? – Домашние животные.

Логопед: Ребята, а как же нам вернуть помощников дедушки Семёна?

- Я догадалась! Нужно вспомнить и рассказать всё, что мы знаем о них, а помогут вам картинки.

- Присаживайтесь на стульчики. (Дети присаживаются на стульчики) Посмотрите на схему, угадайте животное и скажите, что умеет делать это животное.

Дети подбирают как можно больше слов – действий, обозначающих способ передвижения, способ приёма пищи, способ защиты.

Дети: «Этот домашнее животное умеет ходить… ( Мычать, давать молоко, лягаться, жевать сено)».

Логопед: Догадались, кто умеет это делать? (Корова)  

(Аналогично подбирать глаголы к другим домашним животным).

Логопед: Молодцы! Как точно вы рассказали, что умеют делать домашние животные, и какую пользу они приносят.

Звучит голос собаки  и кошки.

Логопед:   Слышите, это кто? (Кошка, собака.) Правильно, услышала Мурка и Жучка  о том, какую пользу они приносят, и вернулась к хозяину.

- Устали? Давайте поиграем с Муркой. (Дети встают в круг.)

Физминутка

Вы со мной знакомы близко.

Я приветливая киска.

Кверху — кисточки на ушках,

Когти спрятаны в подушках.

В темноте я зорко вижу,

Понапрасну не обижу.

Но дразнить меня опасно —

Я царапаюсь ужасно.  

Логопед:  - Ребята, все животные вернулись? (Нет, вернулись только собака и кошка)

- Давайте подумаем, чем можно угостить животных, и может быть остальные вернуться

- У меня на столе лежат картинки с изображением того, чем питаются домашние животные. Возьмите по одной картинке и угостите животных. (Дети выкладывают предметные картинки под животными)

Логопед: Давайте проверим, правильно ли вы разложили угощение?

Логопед: Чем питается корова? Что есть конь? Чем лакомиться свинья?

Дети: Корова питается  сеном. Кошка питается   молоком и рыбой.

Собака грызёт  кость. Конь питается овсом. Свинья лакомиться  яблоками.

Логопед: Молодцы! Всех животных угостили?  

Звучит голос коня и свиньи, коровы. Слышите, а вот и конь прискакал к дедушке, да не один. Кто ещё за ним вернулся?

Логопед:  Всех помощников вернули, помогли дедушке Семёну.

-  А где живут помощники у дедушки? (Ответы детей) Вспомнить, как называются жилища животных, вам помогут картинки. Присаживайтесь на ковёр и собирайте.

(Дети собирают разрезанные сюжетные картинки о домашних животных)

Логопед: Какие замечательные картинки у вас получились.

Логопед:- Где живёт Бурёнка?  (Бурёнка живёт в коровнике).

- Где стоит Огонь? (Конь стоит в конюшне).

- Где ловит мышей  кошка Мурка?  (Кошка ловит мышей в доме).

- Где спит собака Жучка? (Собака жучка спит в конуре).

- Назовите детёнышей.

Логопед: Какие вы молодцы!   А вот и дедушка встречает своих помощников и благодарит вас за их возвращение. (Дети присаживаются на стульчики)

Логопед: - Ребята, давайте составим красивые рассказы   о помощниках дедушки Семёна. Вам поможет эта схема – картинка-подсказка.

Логопед напоминает, что обозначает каждая картинка на схеме.

Как называется животное, дикое оно или домашнее.

Описание животного: какого размера и цвета, какой мех, уши, хвост.

2. Как голос подает?

3. Что умеет делать?

4. Назвать детенышей.

5. Чем питается.

6. Какую пользу приносят людям

 (дети составляют описательные рассказы)

3. Итог занятия.

Логопед: Хорошие  у вас получились рассказы и  дедушке Семёну они очень понравились.  За вашу помощь дедушка  молочка парного приготовил. Мы заберём его с собой и обязательно выпьем. А сейчас нам  пора возвращаться в детский сад.

Едем, едем на машине

По дороге в детский сад

Дедушке мы помогли

Всех помощников нашли.

 

 

Логопед: Вот мы и в детском саду. Кому мы помогали? Что вам понравилось больше всего?

(Логопед оценивает деятельность каждого ребёнка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема "Посуда".

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе.Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».Лексическая тема: «П...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию «Составление описательного рассказа по игрушке» в средней группе

Программное содержание:Связная речь: продолжать учить детей при описании животных  называть их характерные особенности и  признаки, действия, связывать между собой предложения;Словарь и грам...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе на тему « Путешествие по Самаре».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения- одна из самых актуальных задач нашего времени.В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, пред...

Социально-коммуникативная, познавательная иречевая непосредственно образовательная деятельность в старшей группе составление описательного рассказа по картине «Труд в природе весной»

дети учатся составлять описательный рассказ по картине, отгадывать загадки, играют в словесные игры, сообща придумывают название картине....