Речевая карта
материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Просяная Ирина Николаевна

Речевая карта, профиль речевого развития ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл речевая карта39.99 КБ

Предварительный просмотр:

Дата обследования__________________

Дата начала занятий_________________

Дата окончания занятий_____________

Речевая карта

Фамилия, имя ребенка _____________________________________________

Дата рождения______________________ Группа_______________________

Заключение ПМПК________________________________________________

Общее развитие ребенка:

Знание своих имени и фамилии, адреса, состава семьи, рода деятельности (профессий) родителей (подчеркнуть то, что ребенок не назвал или назвал частично).

Общее звучание речи:

темп (N, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание)

дыхание (диафрагмальное, грудное, брюшное, смешанное)

разборчивость (N, недостаточная)

голос (сила: тихий, громкий, глухой, затухающий; высота: высокий, низкий, соответствует возрасту; тембр: хриплый, сиплый, резкий, наличие или отсутствие носового оттенка; выразительность: N, маловыразительный, монотонный)

патологическая активность лицевой и мимической мускулатуры (не наблюдается, синкинезии при артикуляции звуков)

1. Состояние и подвижность органов артикуляционного аппарата

1. 1. Строение (нужное подчеркнуть):

•        губы (массивные, толстые, тонкие, расщепление, послеоперационный рубец, N)

•        зубы  (отсутствие передних резцов, вне челюстной дуги, крупные, редкие, кривые, мелкие, N)

•        прикус (прогнатия, прогения, открытый: односторонний, двусторонний, N)

•        твёрдое небо (узкое, высокое, плоское, укороченное, готическое, расщелина, N)

•        мягкое небо (короткая расщелина, отсутствие язычка, расщепление язычка, N)

•        язык (широкий, массивный, утолщённый, узкий короткий, N)

•        подъязычная связка (слегка укороченная, короткая, очень короткая, N)

1.2. Подвижность (подчеркнуть то, что требует коррекции):

•        губы («улыбочка», «трубочка», «улыбочка» - «трубочка»)

•        язык («маятник», «качели», «лопатка», «иголочка», «чашечка», щелканье языком, удержание позы, переключение движений, саливация, тремор, отклонение языка, тонус: норма, повышен, понижен)

•        щёки (надувание, втягивание)

•        нижняя челюсть (движения вправо-влево, вверх-вниз, вперед-назад)

•        мягкое небо (подъем – «а» на твердой атаке: резкий, вялый, отсутствие)

Критерии оценки:

Низкий – объем артикуляционных движений ограничен (мимика бедна), наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата;

Ниже среднего – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

Средний – замедленное и напряжённое выполнение;

Достаточный  все движения доступны, объём полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны.

Высокий - правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения.

2. Мелкая моторика

1. Игра «Собери бусы»______________________________________________

2. Умение держать карандаш, проводить линии: вертикальные ________________________, горизонтальные ______________________.

3. Ведущая рука (правша, левша, амбидекстер)

4. Пальчиковые упражнения:

  •  «Зайчик» - попеременно, левая рука, правая рука, синхронно
  • «Пальчики здороваются»
  • «Кулак-ладонь»
  • «Кулак-ребро-лодонь»

Критерии оценки:

Низкий – не выполняет.

Ниже среднего – мелкая моторика ограниченна (с трудом выполняет статические пробы, наличие гиперкинезов, тремора);

Средний – испытывает затруднения при выполнении динамических проб;

Достаточный – точно выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения;

Высокий - правильное выполнение всех заданий.

3. Звукопроизношение

Инструкция: повторяй за мной слова.

С

собака-маска-нос

СЬ

сено-василек-высь

З

замок-коза

ЗЬ

зима-магазин

Ц

цапля-овца-палец

Ш

шуба-кошка-камыш

Ж

жук-ножи

Щ

щука-вещи-лещ

Ч

чайка-очки-ночь

Л

лампа-малоко-пол

ЛЬ

лето-колесо-соль

Р

рыба-корова-топор

РЬ

река-варенье-дверь

Й

йогурт-майка

Другие звуки

Дефекты озвончения, оглушения, смягчения

Критерии оценки:

Низкий – в любой позиции искажаются или заменяются шесть – девять звуков и более звуков;

Ниже среднего – нарушено произношение трёх - пяти звуков;

Средний – нарушено один-два звука;

Достаточный – один - два звука правильно произносятся изолированно и отражённо, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы);

Высокий - звукопроизношение в норме в любых речевых ситуациях.

4. Слоговая структура слова

Инструкция: повтори за мной слова.

Аквариум

Сковорода

Велосипед

Милиционер

Воспитательница

Милиционер едет на мотоцикле

Волосы подстригают в парикмахерской

Экскурсовод проводит экскурсию

Критерии оценки:

Низкий – не воспроизводит;

Ниже среднего – искажает звуко-слоговую структуру слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова, упращение, добавление, уподобление);

Средний – замедленное послоговое воспроизведение с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры.;

Достаточный – воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки;

Высокий - правильно и точно воспроизводит в темпе предъявления.

5. Фонематический слух

Восприятие и воспроизведение ритма:

///_____  /  // _____   // / // _______ // //______

Воспроизведение слоговых рядов:

да-та __________,     па-ба_________,     га-ка__________,      ма-ба________,

та-да__________,      са-за_________,     са-ша__________,     жа-за_________.

Фонематический слух

Зуб – суп бочка – почка

Бак – мак, дочка – ночка

Мел – мель, круг – крюк

Точка – кочка, салат – халат

Марка – майка

Ель- гель

Бочка – дочка

Бинт – винт

Миска – мишка, крыса – крыша, розы – рожи

Тапки – шапки, танки – санки

Плач – плащ, кочка – кошка

Речка – редька

Цвет – свет

Рак - лак, рожки – ложки,

рейка - лейка

Критерии оценки:

Низкий  невыполнение, отказ от выполнения;

Ниже среднего – часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;

Средний – ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения;

Достаточный – допускаются одна – две ошибки, но исправляются самостоятельно;

Высокий - все задания выполнены,  верно.

6. Языковой анализ и синтез

Выделение звука в начале слова:

Аист

Утка                        

Облако                  

Игла                                    

Выделение последнего звука в слове:

Мак                

Кот                

Мох                  

Стул

Выделение последнего звука:

Шары

Мука

Огни

Окно

Выделение первого звука:

Суп                  

Мох

Кот                          

Нос

Составление слов из звуков, данных в нормальной последовательности:

 [м]; [а]; [к]______,  [к]; [а]; [ш]; [а]________,  [п] ; [о]; [ч]; [к]; [а]_________

Подобрать слово на заданный звук:

[с] -____________________________,[ж] -_____________________________

Отобрать картинки с заданным звуком:

 [з] -  _________________________,    [л]  -_____________________________  

Определить количество звуков в словах: СОК________, ЛАМПА_______

Определить количество слов в предложении: День был теплый.________

Критерии оценки:

Низкий  неверные ответы, отказ от выполнения;

Ниже среднего – часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;

Средний – задания выполняются с ошибками, 1-2 задания недоступны;

Достаточный – допускаются 1-2 ошибки, но исправляются самостоятельно;

Высокий - все задания выполнены,  верно, с первой попытки.

7. Грамматический строй речи (альбом В.С. Володиной)

Понимание предлогов (с.18-21)______________________________________

__________________________________________________________________

Образование мн.ч. имен существительных (ст. 22 – 23) _______________

_____________________________________________________________________________

Множественное число глагола (с.24)_________________________________

__________________________________________________________________

Образование приставочных глаголов (с.25)___________________________

__________________________________________________________________

Образование уменьшительно-ласкательной формы (с.26-27)__________

__________________________________________________________________

Образование прилагательных от существительных (с.38-39)__________

__________________________________________________________________

Падежи (с.40-46):

Винительный_____________________________________________________

Предложный______________________________________________________

Дательный________________________________________________________

Творительный_____________________________________________________

Родительный един. и множ.числа____________________________________

__________________________________________________________________

Согласование существительных с числительными (ст. 46 – 47):_________

__________________________________________________________________

Образование притяжательных прилагательных (с.58-59)_______________

__________________________________________________________________

Образование названий детенышей животных ________________________

_________________________________________________________________

Критерии оценки:

Низкий  невыполнение.

Ниже среднего – большинство заданий не выполняются;

Средний – большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);

Достаточный – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;

Высокий - правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.

8. Словарный запас (лексика) альбом Иншаковой

Назови одним словом (обобщающие понятия:

игрушки

посуда

мебель

птицы

транспорт

дикие животные

одежда

овощи

фрукты

ягоды

Назвать и показать части:

стула

чайника

тела

спинка

сиденье

ножки

крышка

ручка

донышко

носик

локоть

колено

подбородок

Подбор прилагательных к имени существительному:

лимон (какой?)_______________________ лиса (какая?)___________________

платье (какое?)_____________________

Подбор антонимов:

широкий_____________, длинный_______________, высокий___________,

веселый______________, холодный_____________, сухой______________        

Кто что делает?

повар______________, учмтель______________, врач_____________

Кто какие звуки издает?

кошка__________________, лягушка_____________, петух_____________

Критерии оценки:

Низкий  невыполнение.

Ниже среднего – большинство заданий не выполняются;

Средний – большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);

Достаточный – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;

Высокий - правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;

9. Связанная речь (альбом В.С. Володина)

Составление рассказа по картине (с.72)_______________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Пересказ (с.74)_____________________________________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Составление рассказа по серии картинок (с. 77)_____________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценки:

Низкий  невыполнение.

Ниже среднего – раскладывание картинок и составление рассказ по наводящим вопросам, подсказкам, отмечаются значительные сокращения текста или искажение смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов; пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения нарушена, наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершён, или представляет собой перечисление предметов;

Средний – большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка), связанность рассказа нарушена;

Достаточный – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;

Высокий - правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.

Логопедическое заключение_____________________________________

__________________________________________________________

Подпись учителя-логопеда___________________

Профиль речевого развития ребёнка

Ф.И. ребёнка ______________________________________________________

Y

5

4

3

2

1

   1

   2

   3

   4

   5

   6

   7

   8

X 9

Y

1. Низкий

2. Ниже среднего

3. Средний

4. Достаточный

5. Высокий             

                           X

  1. Артикуляционная моторика
  2. Мелкая моторика
  3. Звукопроизношение
  4. Слоговая структура слова
  5. Фонематический слух
  6. Языковой анализ и синтез
  7. Грамматический строй речи
  8. Лексика
  9. Связная речь

  •  - начало года
  •  - середина года
  •  - конец года

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.

Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической  группы....

"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина

В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...

Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....

Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)

Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....

Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте

Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...

Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)

Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...