Работа со слогом
консультация по логопедии на тему

Гетьман Марина Николаевна

Слоговой анализ- это ступень к ознакомлению ребенка  со звуковой стороной слова.

(Термин  «слог»  вводится несколько позже, на первых порах обучения говорят «часть слова»)

Сначала взрослые знакомят ребенка с тем, что слово может состоять из нескольких частей. Вы предлагаете ему вслушаться,  как будут произноситься некоторые слова: не как обычно, а по частям: Са-ша, ры-ба, ру-ка, ко-за. Множество  игр и упражнений можно проводить, используя картинки (особенно предметные).

- Что нарисовано на этой картинке? (Сани). Произнеси это слово по частям. (Са-ни).

На сколько частей  делится это слово? (На две). Назови первую часть. (Са) А как звучит следующая, вторая часть? (Ни). Какие предметы, в названии которых также две части, нарисованы на этих картинках? (Часы, ваза, книга, лиса …..) Произнеси слово «часы»  по частям. Скажи это слово шепотом в ладошку. Заметь: сколько раз твое дыхание коснется ладошки, столько частей и будет  в слове «часы».

В свободный вечер можно устроить общие «занятия по рисованию»: один из взрослых рисует предметы, именуемые словами из двух частей, другой – предметы, именуемые  словами из трех частей, ребенок – из одной части. Затем все вместе проверяют правильность выполнения задания.

Иногда взрослые могут умышленно нарисовать один и тот же предмет: дом, гриб, флаг. Но один из них рисует дом (или гриб, или флаг), второй маленький до – мик,

( или  гри-бок, или фла-жок), а третий – высотный дом, до-ми-ще ( или малюсенький гри-бо-чек, или крохотный фла-жо-чек). При  «проверке» всем предлагается подумать и объяснить (инициативу предоставляют ребенку), почему нарисованы одинаковые предметы, и кто же справился с заданием.

К одним и тем же картинкам можно возвращаться неоднократно, каждый раз предлагая новое задание. Как это примерно происходит? На картинке изображен кот.

-Кто это? Cкажите  одним словом, состоящим из двух частей. («Кош-ка, ко-тик, ки-са, кис-ка, ко-тя») Какая первая часть в слове «котик»? Какая следует за ней вторая? Сколько всего частей?  Кто догадается, можно ли  изменить слово, чтобы того , кто нарисован на картинке назвать словом из трех частей? («Ко-те-нок, ки-сонь-ка, ко-шеч-ка, ки-су-ля») Какая первая часть в слове «котенок»? Какая следует за ней вторая? Сколько всего частей?  Кто назовет третью часть в слове «Котофей»? Какая часть в этом слове первая? Кто назовет вторую? А кто  догадается и  скажет про кошку словом, в котором будет только одна часть? (Кот)

Затем можно вместе с ребенком подбирать клички коту. Вначале,  состоящие их двух частей («Пу-шок, Вась-ка, Мур-ка»), затем  из трех частей («Му-роч-ка, У-са-тик, Ва-си-лий»).  Трудности у детей могут возникнуть в подборе кличек состоящих из одной («Барс, Пиф, Мур») и четырех частей  «Ба-зи-ли-о, Ко-то-фе-ич). Такую работу можно проводить, рисуя на листе бумаги клеточки или кружочки, соответствующие количеству частей в слове.

Ребенку будет приятно «получать письма» с заданиями от какого-нибудь литературного героя. Предлагаемые в них задачи решают все вместе. Какие же это могут быть задания?

  1. Вспомните, пожалуйста, названия птиц, в названиях которых только две части («Ут-ка, гал-ка…), три части («Со-ло-вей, по-пу-гай….»), одна часть («Грач, гусь») .  В этом задании можно использовать такие темы , как  «Перелетные птицы», « Транспорт», « Овощи», « Фрукты»,  « Домашние животные», « Дикие животные» и т.д.)
  2.  Угадайте слово, если первая его часть ша.(« Ша-рик, ша-лун, ша-шки».)А если первая часть слова бу? («Бул-ка, бу-сы, бу-кет».)
  3. Отгадайте слово, последняя часть  у него ка. Какое слово задумано?  («Пружинка, матрешка, книжка и т.д».)
  4.  Отгадаете  слово, которое начинается со слога  ма, но  в этом слове есть звук [ш]. («Машина, малышка, матрешка, Маша)
  5.  Очень трудное задание: придумать такие слова, чтобы получились смешные стихи :до-ду-да («Иди сюда») ,ру-ро-ра («Веселится детвора») и т.д.

После того как ребенок хорошо освоитпроизнесение слова по слогам, научится определять, какие именно части в данном слове, какова последовательность их звучания, сколько их в слове, полезно научить его самого правильно формулировать свои задания окружающим, самостоятельно производить анализ разных ответов -решений и обосновывать выбор правильного решения. Особенно внимательно следует отнестись к заданиям, которые ребенок придумывает сам по предложенной ему картинке. Их может быть немного, но родители должны поощрять самые простейшие вопросы, даже если они являютсяпрямым повторениемвопросов взрослого. Умение сформулировать и повторить задание

- нелегкое дело для каждого дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Гетьман Марина Николаевна,

                                                учитель-логопед,

МБДОУ ДС № 163

г. Краснодар

Знакомство со слогом

Слоговой анализ- это ступень к ознакомлению ребенка  со звуковой стороной слова.

(Термин  «слог»  вводится несколько позже, на первых порах обучения говорят «часть слова»)

Сначала взрослые знакомят ребенка с тем, что слово может состоять из нескольких частей. Вы предлагаете ему вслушаться,  как будут произноситься некоторые слова: не как обычно, а по частям: Са-ша, ры-ба, ру-ка, ко-за. Множество  игр и упражнений можно проводить, используя картинки (особенно предметные).

- Что нарисовано на этой картинке? (Сани). Произнеси это слово по частям. (Са-ни).

На сколько частей  делится это слово? (На две). Назови первую часть. (Са) А как звучит следующая, вторая часть? (Ни). Какие предметы, в названии которых также две части, нарисованы на этих картинках? (Часы, ваза, книга, лиса …..) Произнеси слово «часы»  по частям. Скажи это слово шепотом в ладошку. Заметь: сколько раз твое дыхание коснется ладошки, столько частей и будет  в слове «часы».

В свободный вечер можно устроить общие «занятия по рисованию»: один из взрослых рисует предметы, именуемые словами из двух частей, другой – предметы, именуемые  словами из трех частей, ребенок – из одной части. Затем все вместе проверяют правильность выполнения задания.

Иногда взрослые могут умышленно нарисовать один и тот же предмет: дом, гриб, флаг. Но один из них рисует дом (или гриб, или флаг), второй маленький до – мик,

( или  гри-бок, или фла-жок), а третий – высотный дом, до-ми-ще ( или малюсенький гри-бо-чек, или крохотный фла-жо-чек). При  «проверке» всем предлагается подумать и объяснить (инициативу предоставляют ребенку), почему нарисованы одинаковые предметы, и кто же справился с заданием.

К одним и тем же картинкам можно возвращаться неоднократно, каждый раз предлагая новое задание. Как это примерно происходит? На картинке изображен кот.

-Кто это? Cкажите  одним словом, состоящим из двух частей. («Кош-ка, ко-тик, ки-са, кис-ка, ко-тя») Какая первая часть в слове «котик»? Какая следует за ней вторая? Сколько всего частей?  Кто догадается, можно ли  изменить слово, чтобы того , кто нарисован на картинке назвать словом из трех частей? («Ко-те-нок, ки-сонь-ка, ко-шеч-ка, ки-су-ля») Какая первая часть в слове «котенок»? Какая следует за ней вторая? Сколько всего частей?  Кто назовет третью часть в слове «Котофей»? Какая часть в этом слове первая? Кто назовет вторую? А кто  догадается и  скажет про кошку словом, в котором будет только одна часть? (Кот)

Затем можно вместе с ребенком подбирать клички коту. Вначале,  состоящие их двух частей («Пу-шок, Вась-ка, Мур-ка»), затем  из трех частей («Му-роч-ка, У-са-тик, Ва-си-лий»).  Трудности у детей могут возникнуть в подборе кличек состоящих из одной («Барс, Пиф, Мур») и четырех частей  «Ба-зи-ли-о, Ко-то-фе-ич). Такую работу можно проводить, рисуя на листе бумаги клеточки или кружочки, соответствующие количеству частей в слове.

Ребенку будет приятно «получать письма» с заданиями от какого-нибудь литературного героя. Предлагаемые в них задачи решают все вместе. Какие же это могут быть задания?

  1. Вспомните, пожалуйста, названия птиц, в названиях которых только две части («Ут-ка, гал-ка…), три части («Со-ло-вей, по-пу-гай….»), одна часть («Грач, гусь») .  В этом задании можно использовать такие темы , как  «Перелетные птицы», « Транспорт», « Овощи», « Фрукты»,  « Домашние животные», « Дикие животные» и т.д.)
  2.  Угадайте слово, если первая его часть ша.(« Ша-рик, ша-лун, ша-шки».)А если первая часть слова бу? («Бул-ка, бу-сы, бу-кет».)
  3. Отгадайте слово, последняя часть  у него ка. Какое слово задумано?  («Пружинка, матрешка, книжка и т.д».)
  4.  Отгадаете  слово, которое начинается со слога  ма, но  в этом слове есть звук [ш]. («Машина, малышка, матрешка, Маша)
  5.  Очень трудное задание: придумать такие слова, чтобы получились смешные стихи :до-ду-да («Иди сюда») ,ру-ро-ра («Веселится детвора») и т.д.

После того как ребенок хорошо освоит  произнесение слова по слогам, научится определять, какие именно части в данном слове, какова последовательность их звучания, сколько их в слове, полезно научить его самого правильно формулировать свои задания окружающим, самостоятельно производить анализ разных ответов -решений и обосновывать выбор правильного решения. Особенно внимательно следует отнестись к заданиям, которые ребенок придумывает сам по предложенной ему картинке. Их может быть немного, но родители должны поощрять самые простейшие вопросы, даже если они являются  прямым повторением  вопросов взрослого. Умение сформулировать и повторить задание

 - нелегкое дело для каждого дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная деятельность работы по автоматизации звука [р]в слогах, словах и словосочетаниях со стечением согласных ( по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»)

предоставляется конспект индивидуальной образовательной деятельности по автоматизации звука Р  в слогах,словах и словосочетаниях со стечением согласных....

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов. Уровень слогов.

Слог - это минимальная фонетико- фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с форми...

Работа с кассой букв и слогов

Важность использования кассы букв и слогов на занятиях по обучению грамоте у старших дошкольников с речевыми нарушениями....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

1) Разбор слова на слоги. 2) Составляли слова из слогов (работа в парах)

1 Занятие. Разбор слов на слоги. Определение количества слогов в слове. 2 Занятие. Работа в парах, составить как можно больше слов, из представленных слогов....