Программа коррекциооно-логопедических занятий по предупреждению дисграфии
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) по теме

Попова Наталия Валериевна

Содержит перечень тем занятий по предупреждению различных видов дисграфии

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     Программа коррекционной работы

по предупреждению    дисграфии (акустической,   на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической)  

у старших дошкольников с нарушениями речи

 

Устранение предпосылок к различным формам дисграфии

 

Акустической  

Дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Аграмматической

  1. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия
  • Развитие артикуляционной моторики;
  • Уточнение артикуляции оппозиционных звуков.
  1. Звуки

 Дифференциация речевых-неречевых звуков

  1. Гласные и согласные звуки
  • Знакомство с гласными и согласными звуками;
  • Их дифференциация;
  • Знакомство с символами гласных и согласных звуков (звуковые замки)
  1. Звонкие и глухие согласные
  • Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • Знакомство со словами-паронимами;
  1. Твердые и мягкие согласные. Их обозначение и дифференциация
  • Дифференциация :
  • [Б] –[Б’], [П]-[П’]
  • [В]-[В], [Ф]-[Ф’]
  • [Г]-[Г’], [К]-[К’], [Х]-[Х’]
  • [Д]-[Д’], [Т]- [Т’],
  • [З]-[З’], [С]-[С’]
  • [[Ж]-[Ш]

6.Дифференциация свистящих-шипящих

  • [[С] –[Ш]
  • [[З]-[Ж]
  • [[Ч]-[Щ]
  • [[Ч]-[Ш]

7.Дифференциация гласных I – II ряда

  • А-Я
  • У-Ю
  • О-Ё
  • Ы-И
  • Э-Е

8.Дифференциация соноров

[ Р-Л]

  1. Знакомство с гласными и согласными звуками.
  • Развитие простых форм звуко-буквенного анализа  и синтеза
  • Выделение звука на фоне слова (определение наличия или отсутствия звука в слове);
  • Выделение позиции звука в слове (начало, середина конец).
  1. Работа над ритмической стороной речи, переключением.
  2. Определение количества и последовательности гласных и согласных в слове
  3. Слог. Слоговой анализ и синтез. Составление звуко-слоговых схем
  • Фонематический анализ обратного слога;
  • Анализ прямого слога
  • Диф-ция открытых и закрытых слогов.
  1. Слоговой анализ слов:
  • Двусложные с откытыми слогами;
  • Трехсложные с открытыми слогами;
  • Односложные с закрытым слогом;
  • Двусложные с закрытым слогом на конце слова;
  • Двусложные со стечением согласных в середине слова;
  • Двусложные слова с закрытым слогом на конце и стечением согласных в середине (рюкзак,   карты, лесник);
  • Трехсложные с закрытым слогом на конце;
  • Трехсложные с закрытым слогом на конце и стечением согласных в середине;
  • Трехсложные с двумя стечениями согласных;
  • Односложные со стечением согласных;
  • Двусложные с двумя стечениями согласных;
  • Четырехсложные слова.
  1. Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.
  • Формирование простых форм фонематического анализа и синтеза:
  • Выделение первого ударного гласного в слове;
  • Выделение первого согласного в слове;
  • Выделение последнего согласного в слове;
  • Выделение гласного из середины слова;
  • Определение последовательности звуков в слове; положения звука относительно других звуков.
  1. Слово. Словосочетание. Предложение.
  2. Развитие первоначальных навыков словообразования
  • Родственные слова. Корень слова;
  • Суффиксальный способ словообразования (без введения термина «суффикс»);
  • Образование названий профессий;
  • Существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
  • Детенышей птиц и животных;
  1. Знакомство со словом-предметом (существительным в роли подлежащего).
  • Обогащение номинативного словаря
  • Обозначение на схеме;
  • Знакомство с понятием числа.
  • Тренировка в словоизменении.
  1. Знакомство со словом-действием (глаголом в роли сказуемого)
  • Знакомство с действиями предметов и живых существ;
  • Обогащение словаря дейсвий;
  • Подбор действия к предмету (живому существу);
  • Обозначение слова-действия на схеме;
  • Согласование глагола с существительным в числе;
  • Согласование глагола с существительным в роде;
  • Согласование во времени;
  • Развитие пространственно-временных отношений.
  1. Знакомство со словом-признаком (прилагательным)
  • Развитие словаря признаков;
  • Подбор признаков к предмету;
  • Обозначение слова-признака на схеме;
  • Согласование прилагательных с существительным в роде и числе;
  1. Согласование прилагательных с существительным в падеже.
  2. Знакомство  с предлогами
  • Понятие о предлоге как об отдельном слове;
  • Развитие временно-пространественных представлений;
  • Выбор подходящего по смыслу предлога.

  1. Предложение
  • Понятие о предложении;
  • Объяснение связей слов в предложении;
  • Соотнесение предложения с его схемой;
  • Составление схемы предложения;
  • Постановка вопросов к отдельным словам в предложении;
  1. Работа с деформированными предложениями
  2. Работа с текстом
  • Установление смысловых связей между предложениями в составе текста;
  • Знакомство с понятием «текст», его признаками: целостностью, законченностью, последовательностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по предупреждению дисграфии у дошкольников

Конспекты занятий по предупреждению дисграфии у дошкольников...

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем – это нарушение письма – ДИСГРАФИЯ.   ...

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Автор: Дедушкина Ирина Викторовна...

«Работа по предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».

Содержание коррекционной работы по развитию фонематического слуха, звукослогового анализа и синтеза, познавательных процессов, мелкой моторики рук, конструктивного мышления, сукцессивных способностей,...

Конспект открытого логопедического занятия по предупреждению дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Открытое логопедическое занятие.Тема занятия: Предупреждение дисграфии у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Задачи:Коррекционно-образовательные:Профилактика  дисграфии...

"Программа по предупреждению дисграфии для детей с ОВЗ"

quot;Программа по предупреждению дисграфии для детей с ОВЗ"...

ПРОГРАММА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

РОГРАММА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С онр...