Конспект занятия по формированию эмоциональной лексики у детей с ОНР в старшей группе по теме: "Прогулка в лес"
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме

Конспект занятия включает в себя задания и игры на развитие эмоций детей с ОНР и представляет в игровой форме упражнения на развитие эмоциональной лексики (антонимы, прилагательные в сравнительной степени, существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными значениями). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_otkr_zanyatiya.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования г. о. Электросталь Московской области

 МДОУ «Детский сад № 38 компенсирующего вида»

Конспект открытого занятия

по формированию эмоциональной лексики  

в старшей группе с детьми с ОНР

Тема: «Прогулка в лес»

Подготовила и провела

                                                                                                                                на ГМО логопедов

                                                                                                                   учитель-логопед

                                                                                                             Солодко О.В.

                                                                                                     7.12.2011

Электросталь 2011 г.

 Цели:

- закрепление употребления антонимов;

- употребление прилагательных в сравнительной степени;

- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными значениями.

- подбор прилагательных к существительным;

- учить различать эмоции и эмоциональные состояния;

- развивать мимику детей;

Оборудование:

- 2 корзинки;

- муляжи овощей, фруктов, грибов, орехи, шишка;

- шапочки зайчика и белочки;

- двухтональная полоска для образования сравнительной степени имен прилагательных;

- 3 квадрата (большой, средний, маленький);

- маска «зайчик»;

- солнышки настроений, прищепки;

- наборное полотно;

- схемы для составления рассказа;

- декорация леса.

Ход.

 Организационный момент.

 Дети под музыку входят в зал.

Логопед: Посмотрите, как красиво в лесу!

Основное содержание.

Логопед: Даже в таком красивом лесу погода бывает переменчивой.

1.Игра «Скажи наоборот» То хмуро, пасмурно, а то наоборот –

Дети: Солнечно!

Логопед: То холодно, а то наоборот –

Дети: Тепло!

Логопед: Ночь стала длинной, а день  наоборот -

Дети: Коротким!

Логопед: Скажите, а кого можно встретить в лесу?

Дети: Зайчика.

2.Игра «Подбери признак»

Логопед: А какой бывает зайчик?

Дети: Зайчик маленький, серенький, пугливый.

Логопед: Кого еще можно повстречать в лесу?

Дети: Еще можно встретить лису.

Логопед: Правильно, а какая лиса?

Дети: Лиса рыжая, хитрая.

Логопед: Молодцы, а еще кто живет в лесу?

Дети: В лесу живет белка.

Логопед: Расскажите, какая белка?

Дети: Белка рыженькая, маленькая, пушистенькая.

  Аналогично дети называют и подбирают признаки других животных.

Логопед: Какая чудесная поляна! Присядем отдохнуть. (Дети садятся на стульчики).

3.Рассказ по ролям «Белочка и зайчик». (На двух  детей надеваются шапочки с изображением серого зайца и рыжей белочки.)

Логопед: Встретились однажды на лесной полянке белочка и зайчик и решили познакомиться. (По ходу рассказа логопед выставляет схемы-опоры для составления рассказа.)

Белочка: Я белочка.

Зайчик:  Я зайчик.

Белочка: У меня шубка рыжая.

Зайчик: У меня шубка серая.

Белочка: У меня ушки маленькие, остренькие с кисточками.

Зайчик: У меня ушки длинные, широкие.

Белочка: У меня хвостик рыженький, пушистенький.

Зайчик: У меня хвостик маленький, кругленький.

Белочка: Я питаюсь орешками, шишками, грибами.

Зайчик: А я ем морковку, капусту.

Белочка: Я живу на дереве в дупле.

Зайчик: А я под кустами прячусь.

Логопед: Каждый день приходили белочка и зайчик на лесную поляну играть. Но однажды подул холодный ветер, выпал снег. Наступила зима. (Снять с детей шапочки.) И вот на той же полянке снова встретились белочка и зайчик (надеть шапочки с изображениями белого зайца и серой белочки), встретились и не узнали друг друга.

Белочка: Ты кто?

Зайчик: Я зайчик.

Белочка: Какой же ты зайчик? Мой зайчик серенький.

Зайчик: Я поменял шубку на белую, что бы меня на снегу не было видно. А ты кто?

Белочка: Я белочка.

Зайчик: Какая же ты белочка? Моя белочка рыженькая.

Белочка: А я поменяла шубку на серую, что бы на дереве было не заметно.

Логопед: Вот такие чудеса происходят в природе. (Снять шапочки с детей.) Посмотрите, наши зверушки оставили для нас свои любимые угощения.

4.Игра «Назови удивленно».

Логопед: Интересно, что же лежит в этой корзине? Подойдите по одному к корзине, возьмите любой предмет и назовите его удивленно. Например: « Это морковь?!»

Дети подходят к корзинке, достают понравившийся им предмет и стараются назвать его с вопросительной интонацией: «Это яблоко?!», «Это капуста?!», «Это морковь?!».

Логопед: Молодцы. Ой, какая красивая шишка лежит в другой корзинке! Попробуйте показать голосом, что вы рады увидеть в корзине эти угощения: «Смотри, орехи!!!».

Дети подходят к корзинке, достают понравившийся им предмет и стараются произнести с восклицательной интонацией: « Шишка!!», «Орех!!», «Грибок!!».

Логопед: Вы старались, молодцы. Скажите (на наборное полотно выставляются схемы для образования сравнительной формы имен прилагательных – двухтональная полоска и картинки с изображением яблока и моркови), что полезнее, а что вкуснее.

5.Игра «Скажи со словом еще».

Логопед: Морковь сочная, а яблоко еще…

Дети: Сочнее!

Логопед: Морковь вкусная, а яблоко еще…

Дети: Вкуснее!

Логопед: Яблоко крепкое, а морковь еще…

Дети: Крепче!

Логопед: Яблоко полезное, а морковь еще…

Дети: Полезнее!

Логопед: Я вам по секрету расскажу, что в нашем лесу поселилось Чудовище. Отойдем подальше от леса (Дети выходят на свободное пространство).

6.Динамическая пауза. Дети, используя мимику лица изображают сначала чудовище, а затем мышку.

Чудовище.

Живет в норе чудовище.

Хранит в лапах сокровище.

У чудовища – длинный хвостище,

Крепки у него лапищи.

Кривы на лапищах когтищи.

Остры у него зубищи.

Черны у него глазищи.

Блестящи его усищи.

Да ты не бойся, малышка,

Чудовище – это мышка.

Пещера – мышкина норка,

А сокровище – хлебная корка.

Логопед: Страшное было чудовище?

Дети: Да.

Логопед: А мышка?

Дети: Нет.

Логопед: Если не боитесь мышки, то можно и на свои места вернуться.

7.Образование существительных с уменьшительно- ласкательным и увеличительным значением. На наборное полотно выставляются большой, средний и маленький квадраты.

Логопед: Вспомните, что было у чудовища, а что у мышки. Я назову вам слово-предмет, а вы измените мое слово.

Логопед: Хвост, а у чудовища?

Дети: Хвостище!

Логопед: А у мышки?

Дети: Хвостик!

Логопед: Лапы, а у чудовища?

Дети: Лапищи!

Логопед: А у мышки?

Дети: Лапки!

Логопед: Когти, а у чудовища?

Дети: Когтищи!

Логопед: А у мышки?

Дети: Коготки!

Логопед: Зубы, а у чудовища?

Дети: Зубищи!

Логопед: А у мышки?

Дети: Зубки!

Логопед: Глаза, а у чудовища?

Дети: Глазищи!

Логопед: А у мышки?

Дети: Глазки!

Логопед: Усы, а у чудовища?

Дети: Усищи!

Логопед: А у мышки?

Дети: Усики!

Логопед: Молодцы, хорошо умеете играть со словами. А сможете ли отгадать настроение зайчика.

8.Игра «Угадай настроение зайчика».

Логопед: Зайчик должен произнести одну фразу: «Я зайчик», но сделать это надо один раз очень-очень весело «я зайчик!!!», а другой раз – вздохнуть и грустно-грустно «я зайчик». Зайчик может сказать с любой интонацией, а вы должны угадать, какое настроение у зайчика. Игра проводится два раза.

Логопед: Настроение зайчика вы отгадали, молодцы. А какое у вас сейчас настроение? (Демонстрируются два солнышка, одно с грустным выражением, а другое с радостным.)

Заключение.

Логопед: Как вы думаете, какое настроение у этого солнышка?

Дети:  Это солнышко грустное.

Логопед: Правильно, а как вы догадались?

Дети: У солнышка губы вниз опущены.

Логопед: Какое настроение у этого солнышка?

Дети: Это солнышко веселое.

Логопед: Правильно, как вы это узнали?

Дети: Солнышко улыбается!

Логопед: Поделитесь с нами своим настроением. Выберите солнышко, которое соответствует вашему настроению, и прищепите к нему прищепку.

Дети называют свое настроение и прищепляют прищепку к выбранному солнышку.

Логопед: Мне очень приятно, что у вас радостное, хорошее, веселое, замечательное настроение. Но нам пора уходить из леса и возвращаться в группу.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая сказка» (старшая группа)

Здесь представлен конспект занятия  по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Данное занятие поможет начинающим воспитателям понять как правильно провести заняти...

Конспекты занятий по формированию эмоциональной лексики у дошкольников

Занятия по формирования эмоционально-оценочной лексики у дошкольников...

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений и ИЗО деятельности, в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Путешествие в зимний лес»

Расширяет  знания детей о зимних явлениях природы (обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы). Формирует основы экологической культуры, приучает  детей бережно...

Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие по железной дороге»

Цель:·         Закрепить навык произношения звука[ ч] в слогах, словах, фразах;·         Соверше...

Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие по железной дороге»

Цель:·         Закрепить навык произношения звука[ ч] в слогах, словах, фразах;·         Соверше...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира и речевому развитию в старшей группе Тема: «Путешествие в мир посуды»

Задачи:Продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира;Учить составлять притяжательные прилагательные, формировать предложения по образцу;Учить детей определять целевое назначение пос...

Конспект комплексного занятия по «Формированию навыков самообслуживания у детей с ОВЗ в старшей группе.»

Конспект комплексного занятия по«Формированию навыков самообслуживания у детей с ОВЗ в старшей группе.»...