Статья. Развитие зрительно-двигательной координации как профилактика нарушения письменной речи
статья по логопедии (младшая группа) по теме

Дубовская Регина Альфоновна

Статья раскрывает цели и задачи работы в данном направлении. С статье отражены задачи и формы работы по всем возрастным группам на весь учебный год. работа полезна как для детей логопедических групп, так и для детей групп общеразвивающей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._profilaktika_opticheskoy_disgrafii.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план  работы по профилактике оптической дисграфии

Учителя-логопеда Дубовской Р.А.

Цели и задачи

  1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.
  • Развитие зрительного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета;

б) развитие восприятия формы;

в) развитие восприятия размера и величины.

  • Развитие буквенного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета букв;

б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;

в) дифференциация расположения элементов букв.

  1. Развитие зрительного анализа и синтеза.
  2. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):

а) развитие запоминания формы предметов;

б) развитие запоминания цвета;

в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).

  1. Формирование пространственного восприятия и представлений:

а) ориентировка в схеме собственного тела;

б) дифференциация правых и левых частей предмета;

в) ориентировка в окружающем пространстве.

  1. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
  2. Развитие зрительно-моторных координации.

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Сентябрь

диагностика

диагностика

диагностика

диагностика

Октябрь

Ориентировка на теле (различение частей тела)

Развитие зрительного восприятия (найди такой же предмет, раскрась по образцу, сделай как я…)

Ориентировка в пространстве (влево– вправо)

Развитие зрительного внимания (найди отличия)

Упражнение для ознакомления с буквами. Соотнесение буквы со звуком.

Развитие зрительного внимания (найди сходства, найди отличия)

Перепечатывание слов по лексическим темам (без чтения)

Упражнения на различение букв по оптическому признаку

Развитие зрительного внимания (найди предложенный фрагмент картины, найди серию фрагментов из ряда)

Ноябрь

Ориентировка в пространстве (вверху – внизу, впереди – сзади)

Развитие ручной моторики (нанизывание бус, наматывание клубка, сортировка гороха и фасоли)

Ориентировка на листе (верх – низ, лево – право)

Развитие мелкой моторики (пальчиковые речедвигательные комплексы, раскраски, дорисовки, застежки, шнуровки)

Выделение буквы, звука на фоне слова, чтение слогов, 3 -звуковых слов

Составление схем слов, печатание

Выделение, узнавание буквы на фоне предложения.

Составление схемы предложения.

Печатание, перепечатывание, чтение предложений.

Декабрь

Развитие зрительного внимания

(используя основные цвета, формы, контрастные размеры)

Рисование повторяющихся элементов (продолжи строчку)  

Соотнесение звука с буквой (различение по звонкости-глухости)

Чтение слов из 4 букв, составление схем, печатание

Обучение решению кроссвордов, составлению ребусов

Январь

Рисование линий различной конфигурации в различных направлениях

Развитие зрительной памяти (запомни –повтори, чего не стало, что появилось)

Упражнение на ознакомление с буквой и выделение буквы из ряда других букв (комплекс упражнений см. приложение)

Соотнесение звука с буквой

Ориентировка на линованной бумаге (ознакомление с полосками)

Соотнесение буквы со звуками (различение по твердости – мягкости)

Чтение слов из 5 букв, составление схем, печатание

Печатание предложений на листках  в клетку.

Составление картины из пазлов

Рядоговорение (месяца, числа, буквы)

Февраль

Обведение контура по линиям, повторение линий. Дорисовывание деталей у фигуры, целой картинки

Упражнения на сравнение, преобразование  букв

Ориентировка на линованной бумаге (ознакомление в клеткой)

Упражнения с волшебными квадратами

Рисование фигур по клеточкам по образцу

Игры с мозаикой, строителем, конструктором (сделай по образцу, по схеме)

Март

Различение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) по форме, размеру, цвету

Выкладывание серии из повторяющихся готовых форм

Печатание,  узнавание букв (найди и раскрась букву, выполни условия ох_)

Выделение звука на фоне слова (определение местоположения звука в слове)

Упражнение «Продолжи строчку» на линованной бумаге

Путешествия по волшебным квадратам

Графические диктанты.

Соотнесение звуков с буквами (правила обозначения смягчения на письме)

Апрель

Разрезные картинки(2-3-4-5-6 частей) с разными линиями разреза

Рядоговорение (части суток)

Печатание, чтение слогов.

Составление картинки из кубиков (4-6-9-12 частей)

Рядоговорение (времена года)

Печатание букв, слогов, слов на листках в клетку.

Рядоговорение (дни недели)

Упражнения на соотнесение звукового образа с буквой (диктанты, дописывание букв, слогов, слов)

Май

Составление картинки из палочек, веревочек

Печатание, чтение слогов.

Соотнесение букв со звуками. Составление схем слов.

Обучение решению ребусов

Упражнения с деформированными текстами (чтение, перепечатывание с исправлениями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством развития неречевого функционального базиса письма и чтения.

Специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография) составляют значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых шк...

Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В материале представлена системав работы по развитию прострвнственных представлений у дошкольников с ОНР с целью профилактики дисграфии....

Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников с нарушением зрения».

ДУЗ №33           Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольниковс нарушением...

Статья "Профилактика нарушений письменной речи"

Дисграфия и дислексия - почему не каждому дается грамота?...

СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНО - ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР КАК ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»

СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНО - ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР КАК ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»...

"Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Одним из актуальных вопросов теории и практики логопедии является проблема профилактики нарушений письменной речи.В соответствии с выявленными у детей дошкольного возраста предпосылками дисграфии и па...