Речевой материал по звукопроизношению. Лексическая тема «Птицы».
календарно-тематическое планирование по логопедии по теме

Малыгина Марина Леонидовна

 

В настоящее время в нашем МДОУ принято  единое календарно-тематическое планирование. Учитель-логопед, работающий на логопункте, при организации своей работы по возможности учитывает тематический принцип отбора материала. Данный речевой материал по автоматизации звуков С, Ш,Л,Р подобран по лексической теме «Птицы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевой материал по звукопроизношению

Лексическая тема «Птицы»

С

Ш

Л

Р

Сыч, сова, сойка, аист, стайка, хвост, гусак, гусыня

Гусак — кусака.

***

В саду сова. Сова на суку. Высоко на суку сова. В саду стоит аист. Под кустом стоит сыч. Аист поднимает хвост.

На сосновом суку сидят совы.

Под кустом стоит петух. Петух поднимает хвост.

На сосне дети увидели сову, а над лесом стаю уток.

У высокого куста Света видит аиста.

***

Гусаки.

(указательный и безымянный  пальцы обеих рук шагают по столу)

Идут леском,

Гусак с гусаком.

Глядит свысока

Гусак на гусака.

***

аист - аисты — много аистов

хвост - хвосты - много хвостов

сова - совы - много сов

***

В лесу темно, все спят давно.

Одна сова не спит – на суку сидит.

***

Мы видим на суку совят, совята вместе там сидят.

Когда не спят, они едят. Когда едят, они не спят.


***

ИСТ –ИСТ –ИСТ стоит аист

СТЫ – СТЫ – СТЫ длинные хвосты

СТЫ – СТЫ – СТЫ  улетели аисты

СТА – СТА – СТА мы видели аиста

ЕС-ЕС-ЕС, улетели совы в лес

***

Днём сонные совы

На соснах сидят,

Когда все уснут —

На охоту летят.

***

У Светы о сове есть сказка.

Сова в ней надевает маску

И, сев в кусты, свистит, сопит.

Не спит сама, и лес не спит.

***

Сойка, сидя на сосне,

Поёт песню о весне,

О том, как солнце светит

Всем на свете детям.


***

Сова советует сове: «Спи, соседка, на софе.

Петушок, гребешок, кукушка, кукушонок, мушка,букашка, шея, шейка, воробышек

***


Ушки, ушки –индюшата у индюшки.

Шат-шат –шат –индюк папа индюшат.

Шата-шата-шата –вот индюк и индюшата.

***

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

 Что-то шепчут камыши.

 Ше-ше-ше, ше-ше-ше

 Это утка в камыше.

 Ша-ша-ша, ша-ша-ша

Выходи из камыша!

 Ше-ше-ше, ше-ше-ше

 Нет уж утки в камыше.

 Ши-ши-ши, ши-ши-ши

 Что-же шепчут камыши?

***

У Ксюши на подушке вышита кукушка.

Маша вышла на опушку и увидела кукушку.

Идёт пешком петушок с мешком.



***

Кукушка кукушонку шьет новый капюшон.

Надень, кукушонок, капюшон!

Как в капюшоне ты смешон!


***

У кукушки детёныш – кукушонок,

 У индюшки детёныш – индюшонок.

Кукушка кукушонку купила капюшон.


 ***

Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.

***


Петушился, петушился            

Забияка петушок.                    

Забияке где-то в драке            

Оторвали гребешок.                

Ходит он без гребешка.

Не похож на петушка.


***

Кукушка на окошке

Штанишки шьет,

Петушок в сапожках

Избушку метет.

***

Птичка под моим окошком        

Гнездышко для деток вьет.

***

Петушок – петушок,

Подари мне гребешок!

Ну пожалуйста, прошу -

Я кудряшки расчешу!


***

спряжение в настоящем времени:

- штопать капюшон кукушонку





Дятел, лапа, голубь-голубок,  иволга, сокол, щегол.

белый голубь- белые голуби, галка, щегол, соловей, ласточка

глупая галка

***

ЛО-ЛО-ЛО – дятел выдолбил ....

Ел-ел-ел - дятел прилетел.

ИЛ – ИЛ – ИЛ    дятел дерево долбил

Алка-алка-алка - у Аллы белая галка.

СЛА – СЛА – СЛА – я гусей пасла

СЛА-СЛА-СЛА - гусей на улице пасла

ОЛ-ОЛ-ОЛ –на балконе пел щегол.

***

Павел ловил (голубя).

Павел поймал галку. Павел поймал дятла. Павел поймал …

Ласточка поймала бабочку.

Около болота утки.

Дятел долбил елку.

Хотела галка пить.

У Славы белые голуби.

Дятел сидел на елке и долбил щелки.

***

Голубь белый, голубь смелый…Сделал он большое дело.

По полям, лесам летал и поклон от нас всем детям:

Белым, желтым – всем на свете белый голубь передал.

***

СОВА

 Сова, совушка, сова

 Большая голова.

 На суку сидела,

 Головой вертела,

 Во все стороны глядела.

***

Мал соловей, а голосок – золотой.

***

Голубке голубь угодил:

Ей платье, платок и панаму купил.

В платье над лугом голубка летала –

Не только меня она напугала!

***

Голубь, гусь и галка –

Вот и вся считалка!

***

Дятел

На высокой ёлке сидел дятел и долбил ствол. Шапочка у дятла – алая, клюв – длинный.

Увидел Павел, что дятел сидит низко, хотел его поймать и унести домой. Но дятел испугался и улетел. Мама сказала Павлу: «Дятел – лесная птица. Он должен жить в лесу»

***

Дятел ель долбил-долбил.

Ствол у ели толстый был.                                                                                                                                              Дятел выдолбил дупло,                                                                                                                           Дятлу в том дупле тепло. (Дятел)

***

Дятел

 Дятел выдолбил дупло.

 Было дятлу в нем тепло.

 Жил он вместе с папой

 Под еловой лапой.

 Долго бил еловый ствол,

 Сделал стены, сделал пол,

 Лампочку повесил,

 Окна занавесил.

 И соседок звал на бал

 И со всеми танцевал.

Галка села на палку,

 Палка ударила галку.

Определение наличия звука [Л] в названиях птиц.

***

- А в нашем птичьем домике могут поселиться птицы, в названии которых есть звук [Л].

 - Какие это птицы?

 - Я буду выставлять картинки, а вы, если узнаете птицу, то поднимите руку и назовите её.

 - Иволга – таких ярко-золотистых перьев нет больше ни у одной птицы нашего леса;

 - щегол – лоб и горлышко у него красные, на чёрных крылышках жёлтые полоски;

 - соловей – самый знаменитый певец в России.

 (Каждый из детей называет всех птиц, заселяющих домик).

- Название какой птицы начинается со звука [Л]? (Ласточка).

 - Названия каких птиц, заканчивается звуком [Л]? (Дятел, орёл, щегол).

 - Где находится звук [Л] в названиях остальных птиц? (В середине слова).

Ворона, сорока, ворон, куры, воробей, журавль, грач, дрозд, крыло, черный грач, серая ворона

старое перо  Гордый коршун.  Карканье вороны.

***

Ворона клюёт кукурузу, просо, крошки.

Воробей испугался вороны.

Воробьи клюют зерно.

Сороки и грачи прыгают по дороге.

***

– ур – ур, Ур – ур –ур – Рая гонит кур.

Ур, ур, ур — покормите наших кур.

ур-ур-ур - Мура наша кормит кур

***

Воробей

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошил он,

Хвостик распушил.

Погода хорошая!

Чир, чир, чир!

***

Проворонила ворона воронёнка.

Три вороны на заборах, три сороки на воротах.

Сорок сорок воровали горох

***

Как бы мне пошла кор-рона! Важно каркает…(Ворона)

Чёрный, проворный, кричит «Кр - рак» - червякам враг… (Грач)

***

Трещит сорока: – Я пестра! Другой сороке я сестра!

И повторяет сорок раз скороговоркой свой рассказ.

***

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

***

На воротах сорока, на заборе ворона.

На дороге воробей клюёт конопель.

***

Сорока-белобока садится на забор,

Сорока-белобока заводит разговор.

Сорока сорочонку сорочку раскроила,

Сорока на сорочке три строчки прострочила.

***

Жу ра-жу ра-жу равли

Оторвались от земли.

Прокурлыкали: «Прощай

До весны, родимый край!»

***

Чёрный ворон спел вороне

Серенаду по-вороньи,

Передразнивает он

Раскричавшихся ворон.

***

Отрыла ворона

На свалке корону:

«Теперь я, наверно,

Ворона — царевна».

***

Коршун выловил рыбешку

Коршунятам на кормежку.

Раскрошил в котле рыбешку

Коршунятам коршун в крошку.

***

Кормит Шурочка

Просом курочку.

Кормит пеструшку

Просом из кружки.

***

В парке драка средь ворон.

В драке был большой урон:

Ровно тридцать три пера.

Драка длилась до утра.

***

Дрозды на дереве сидят,

Рябину дружно теребят.

Дрозды дружны, дрозды — друзья

Дроздов огромная семья.

***

Пир устроил пёстрый дрозд:

Съел рябины красной гроздь.

Гроздь рябины велика,

Дрозд подрос наверняка.

***

Расхрабрился воробей:

Прыгнул в мартовский ручей.

А теперь на брёвнышке

Сушит свои перышки.

***

Разразился в море шторм.

Альбатрос взмахнул крылом.

Не страшится птица шторма

В шторм на море больше корма.

***

Сыр сорока раздобыла.

Сорок дырок в сыре было.

Сыр сорока поклевала:

Сыра с дырками не стало.

***

Уронил воробышек перышко в траву,

И спросил воробышек мудрую сову:

«Как найти пропажу посреди травы?»

«Отрастет вновь перышко», —

был ответ совы.

***

Три вороны на воротах,

Три сороки на пороге,

Три дерева, три тетерева.

***

Сорока сорочонку сорочку раскроила,

Сорока на сорочке три строчки прострочила.

***

Ворона

 Кра!    Кричит ворона.   Кража!

 Караул!  Грабёж!  Пропажа!

 Вор пробрался     Утром рано

 Брошь украл он     Из кармана!

 Карандаш!  Картонку!   Пробку!  И красивую коробку!

 Стой ворона,  Не кричи,

 Не кричи ты, ворона,    Помолчи.

 Жить не можешь без обмана

 У тебя ведь нет кармана.

 -Как! Подпрыгнула ворона

 И моргнула удивлённо

 Что ж вы раньше не сказали!  Каррраул!

 Карррман укрррали!

***

Чёрной галке Чёрный дрозд Подарил черники горсть. Черная галка Чернику склевала, Только, представьте, чернее не стала.

***

Летала гагара над амбаром,

А в амбаре сидела другая гагара.

***

Принесла в корзине Рая

Три румяных каравая.

Раздала всем поровну:

Двум грачам и ворону.

***

Замерла ворона: «Кар!

Разрисован тротуар!»

***

У тетерева и тетёрки

Тетеревята на горке.

Эти пять тетеревят

Три травинки теребят.

***

В сарае у Нюры разные куры.

Две черных — Чернушки.

Три пёстрых — Пеструшки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой материал для занятий по теме "Овощи, фрукты, ягоды"

Подборка речевого материала по теме "Овощи, фрукты, ягоды"  может быть полезна логопедам, воспитателям ДОУ при подготовке и проведении занятий по познавательному и речевому развитию....

КАРТОТЕКА "Речевой материал по лексико-грамматическим темам"

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИМ ТЕМАМ...

Речевые дидактические игры по лексической теме "Птицы"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Птицы»

Цель: уточнить знания детей о птицах.Задачи:Образовательные: - закрепить понятия «перелётные, зимующие, водоплавающие»;- знать их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются;- о...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ «ПТИЦЫ»

Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Птицы»...

Речевой материал для разучивания по темам недели в старшей группе

Для развития речи детей мы проводим пятиминутки по разучиванию стихов. Запланированы такие минутки три раза в неделю. Материал подобран в соответствии с календарным планированием по темам недели. Для ...

Речевой материал для занятий по теме "Домашние птицы"

Здесь собраны загадки, стишки, пословицы, поговорки, речевые игры, рассказы....