Речевой материал по звукопроизношению. Лексическая тема «Птицы».
календарно-тематическое планирование по логопедии по теме

Малыгина Марина Леонидовна

 

В настоящее время в нашем МДОУ принято  единое календарно-тематическое планирование. Учитель-логопед, работающий на логопункте, при организации своей работы по возможности учитывает тематический принцип отбора материала. Данный речевой материал по автоматизации звуков С, Ш,Л,Р подобран по лексической теме «Птицы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевой материал по звукопроизношению

Лексическая тема «Птицы»

С

Ш

Л

Р

Сыч, сова, сойка, аист, стайка, хвост, гусак, гусыня

Гусак — кусака.

***

В саду сова. Сова на суку. Высоко на суку сова. В саду стоит аист. Под кустом стоит сыч. Аист поднимает хвост.

На сосновом суку сидят совы.

Под кустом стоит петух. Петух поднимает хвост.

На сосне дети увидели сову, а над лесом стаю уток.

У высокого куста Света видит аиста.

***

Гусаки.

(указательный и безымянный  пальцы обеих рук шагают по столу)

Идут леском,

Гусак с гусаком.

Глядит свысока

Гусак на гусака.

***

аист - аисты — много аистов

хвост - хвосты - много хвостов

сова - совы - много сов

***

В лесу темно, все спят давно.

Одна сова не спит – на суку сидит.

***

Мы видим на суку совят, совята вместе там сидят.

Когда не спят, они едят. Когда едят, они не спят.


***

ИСТ –ИСТ –ИСТ стоит аист

СТЫ – СТЫ – СТЫ длинные хвосты

СТЫ – СТЫ – СТЫ  улетели аисты

СТА – СТА – СТА мы видели аиста

ЕС-ЕС-ЕС, улетели совы в лес

***

Днём сонные совы

На соснах сидят,

Когда все уснут —

На охоту летят.

***

У Светы о сове есть сказка.

Сова в ней надевает маску

И, сев в кусты, свистит, сопит.

Не спит сама, и лес не спит.

***

Сойка, сидя на сосне,

Поёт песню о весне,

О том, как солнце светит

Всем на свете детям.


***

Сова советует сове: «Спи, соседка, на софе.

Петушок, гребешок, кукушка, кукушонок, мушка,букашка, шея, шейка, воробышек

***


Ушки, ушки –индюшата у индюшки.

Шат-шат –шат –индюк папа индюшат.

Шата-шата-шата –вот индюк и индюшата.

***

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

 Что-то шепчут камыши.

 Ше-ше-ше, ше-ше-ше

 Это утка в камыше.

 Ша-ша-ша, ша-ша-ша

Выходи из камыша!

 Ше-ше-ше, ше-ше-ше

 Нет уж утки в камыше.

 Ши-ши-ши, ши-ши-ши

 Что-же шепчут камыши?

***

У Ксюши на подушке вышита кукушка.

Маша вышла на опушку и увидела кукушку.

Идёт пешком петушок с мешком.



***

Кукушка кукушонку шьет новый капюшон.

Надень, кукушонок, капюшон!

Как в капюшоне ты смешон!


***

У кукушки детёныш – кукушонок,

 У индюшки детёныш – индюшонок.

Кукушка кукушонку купила капюшон.


 ***

Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.

***


Петушился, петушился            

Забияка петушок.                    

Забияке где-то в драке            

Оторвали гребешок.                

Ходит он без гребешка.

Не похож на петушка.


***

Кукушка на окошке

Штанишки шьет,

Петушок в сапожках

Избушку метет.

***

Птичка под моим окошком        

Гнездышко для деток вьет.

***

Петушок – петушок,

Подари мне гребешок!

Ну пожалуйста, прошу -

Я кудряшки расчешу!


***

спряжение в настоящем времени:

- штопать капюшон кукушонку





Дятел, лапа, голубь-голубок,  иволга, сокол, щегол.

белый голубь- белые голуби, галка, щегол, соловей, ласточка

глупая галка

***

ЛО-ЛО-ЛО – дятел выдолбил ....

Ел-ел-ел - дятел прилетел.

ИЛ – ИЛ – ИЛ    дятел дерево долбил

Алка-алка-алка - у Аллы белая галка.

СЛА – СЛА – СЛА – я гусей пасла

СЛА-СЛА-СЛА - гусей на улице пасла

ОЛ-ОЛ-ОЛ –на балконе пел щегол.

***

Павел ловил (голубя).

Павел поймал галку. Павел поймал дятла. Павел поймал …

Ласточка поймала бабочку.

Около болота утки.

Дятел долбил елку.

Хотела галка пить.

У Славы белые голуби.

Дятел сидел на елке и долбил щелки.

***

Голубь белый, голубь смелый…Сделал он большое дело.

По полям, лесам летал и поклон от нас всем детям:

Белым, желтым – всем на свете белый голубь передал.

***

СОВА

 Сова, совушка, сова

 Большая голова.

 На суку сидела,

 Головой вертела,

 Во все стороны глядела.

***

Мал соловей, а голосок – золотой.

***

Голубке голубь угодил:

Ей платье, платок и панаму купил.

В платье над лугом голубка летала –

Не только меня она напугала!

***

Голубь, гусь и галка –

Вот и вся считалка!

***

Дятел

На высокой ёлке сидел дятел и долбил ствол. Шапочка у дятла – алая, клюв – длинный.

Увидел Павел, что дятел сидит низко, хотел его поймать и унести домой. Но дятел испугался и улетел. Мама сказала Павлу: «Дятел – лесная птица. Он должен жить в лесу»

***

Дятел ель долбил-долбил.

Ствол у ели толстый был.                                                                                                                                              Дятел выдолбил дупло,                                                                                                                           Дятлу в том дупле тепло. (Дятел)

***

Дятел

 Дятел выдолбил дупло.

 Было дятлу в нем тепло.

 Жил он вместе с папой

 Под еловой лапой.

 Долго бил еловый ствол,

 Сделал стены, сделал пол,

 Лампочку повесил,

 Окна занавесил.

 И соседок звал на бал

 И со всеми танцевал.

Галка села на палку,

 Палка ударила галку.

Определение наличия звука [Л] в названиях птиц.

***

- А в нашем птичьем домике могут поселиться птицы, в названии которых есть звук [Л].

 - Какие это птицы?

 - Я буду выставлять картинки, а вы, если узнаете птицу, то поднимите руку и назовите её.

 - Иволга – таких ярко-золотистых перьев нет больше ни у одной птицы нашего леса;

 - щегол – лоб и горлышко у него красные, на чёрных крылышках жёлтые полоски;

 - соловей – самый знаменитый певец в России.

 (Каждый из детей называет всех птиц, заселяющих домик).

- Название какой птицы начинается со звука [Л]? (Ласточка).

 - Названия каких птиц, заканчивается звуком [Л]? (Дятел, орёл, щегол).

 - Где находится звук [Л] в названиях остальных птиц? (В середине слова).

Ворона, сорока, ворон, куры, воробей, журавль, грач, дрозд, крыло, черный грач, серая ворона

старое перо  Гордый коршун.  Карканье вороны.

***

Ворона клюёт кукурузу, просо, крошки.

Воробей испугался вороны.

Воробьи клюют зерно.

Сороки и грачи прыгают по дороге.

***

– ур – ур, Ур – ур –ур – Рая гонит кур.

Ур, ур, ур — покормите наших кур.

ур-ур-ур - Мура наша кормит кур

***

Воробей

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошил он,

Хвостик распушил.

Погода хорошая!

Чир, чир, чир!

***

Проворонила ворона воронёнка.

Три вороны на заборах, три сороки на воротах.

Сорок сорок воровали горох

***

Как бы мне пошла кор-рона! Важно каркает…(Ворона)

Чёрный, проворный, кричит «Кр - рак» - червякам враг… (Грач)

***

Трещит сорока: – Я пестра! Другой сороке я сестра!

И повторяет сорок раз скороговоркой свой рассказ.

***

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

***

На воротах сорока, на заборе ворона.

На дороге воробей клюёт конопель.

***

Сорока-белобока садится на забор,

Сорока-белобока заводит разговор.

Сорока сорочонку сорочку раскроила,

Сорока на сорочке три строчки прострочила.

***

Жу ра-жу ра-жу равли

Оторвались от земли.

Прокурлыкали: «Прощай

До весны, родимый край!»

***

Чёрный ворон спел вороне

Серенаду по-вороньи,

Передразнивает он

Раскричавшихся ворон.

***

Отрыла ворона

На свалке корону:

«Теперь я, наверно,

Ворона — царевна».

***

Коршун выловил рыбешку

Коршунятам на кормежку.

Раскрошил в котле рыбешку

Коршунятам коршун в крошку.

***

Кормит Шурочка

Просом курочку.

Кормит пеструшку

Просом из кружки.

***

В парке драка средь ворон.

В драке был большой урон:

Ровно тридцать три пера.

Драка длилась до утра.

***

Дрозды на дереве сидят,

Рябину дружно теребят.

Дрозды дружны, дрозды — друзья

Дроздов огромная семья.

***

Пир устроил пёстрый дрозд:

Съел рябины красной гроздь.

Гроздь рябины велика,

Дрозд подрос наверняка.

***

Расхрабрился воробей:

Прыгнул в мартовский ручей.

А теперь на брёвнышке

Сушит свои перышки.

***

Разразился в море шторм.

Альбатрос взмахнул крылом.

Не страшится птица шторма

В шторм на море больше корма.

***

Сыр сорока раздобыла.

Сорок дырок в сыре было.

Сыр сорока поклевала:

Сыра с дырками не стало.

***

Уронил воробышек перышко в траву,

И спросил воробышек мудрую сову:

«Как найти пропажу посреди травы?»

«Отрастет вновь перышко», —

был ответ совы.

***

Три вороны на воротах,

Три сороки на пороге,

Три дерева, три тетерева.

***

Сорока сорочонку сорочку раскроила,

Сорока на сорочке три строчки прострочила.

***

Ворона

 Кра!    Кричит ворона.   Кража!

 Караул!  Грабёж!  Пропажа!

 Вор пробрался     Утром рано

 Брошь украл он     Из кармана!

 Карандаш!  Картонку!   Пробку!  И красивую коробку!

 Стой ворона,  Не кричи,

 Не кричи ты, ворона,    Помолчи.

 Жить не можешь без обмана

 У тебя ведь нет кармана.

 -Как! Подпрыгнула ворона

 И моргнула удивлённо

 Что ж вы раньше не сказали!  Каррраул!

 Карррман укрррали!

***

Чёрной галке Чёрный дрозд Подарил черники горсть. Черная галка Чернику склевала, Только, представьте, чернее не стала.

***

Летала гагара над амбаром,

А в амбаре сидела другая гагара.

***

Принесла в корзине Рая

Три румяных каравая.

Раздала всем поровну:

Двум грачам и ворону.

***

Замерла ворона: «Кар!

Разрисован тротуар!»

***

У тетерева и тетёрки

Тетеревята на горке.

Эти пять тетеревят

Три травинки теребят.

***

В сарае у Нюры разные куры.

Две черных — Чернушки.

Три пёстрых — Пеструшки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой материал по коррекции звукопроизношения. Лексическая тема « Одежда, обувь»

Автоматизация звуков  на разных этапах коррекционной работы (слоги, слова, фразы, предложения) с использованием материала по данной лексической теме....

Речевой материал для занятий по теме "Овощи, фрукты, ягоды"

Подборка речевого материала по теме "Овощи, фрукты, ягоды"  может быть полезна логопедам, воспитателям ДОУ при подготовке и проведении занятий по познавательному и речевому развитию....

КАРТОТЕКА "Речевой материал по лексико-грамматическим темам"

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИМ ТЕМАМ...

Речевые дидактические игры по лексической теме "Птицы"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Птицы»

Цель: уточнить знания детей о птицах.Задачи:Образовательные: - закрепить понятия «перелётные, зимующие, водоплавающие»;- знать их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются;- о...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ «ПТИЦЫ»

Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Птицы»...

Речевой материал для разучивания по темам недели в старшей группе

Для развития речи детей мы проводим пятиминутки по разучиванию стихов. Запланированы такие минутки три раза в неделю. Материал подобран в соответствии с календарным планированием по темам недели. Для ...