Конспект комплексной совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на лексическую тему "Домашние птицы"
методическая разработка по логопедии (младшая группа) по теме

Гордеева Татьяна Юрьевна

В данном конспекте комплексная совместная образовательная деятельность направлена на развитие воспринимаемой и самостоятельной деятельности у детей младшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи, общим недоразвитием речи 1 уровня речевого развития, моторной алалией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Домашние птицы»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Коррекционно-образовательные задачи: Формирование обобщающего понятия домашние птицы в импрессивной речи. Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц. Формирование номинативного словаря существительными по теме «Домашние птицы». Расширение предикативного словаря: неопределённая форма глагола. Формирование грамматического строя речи.
  2. Коррекционно-развивающие задачи:  Развитие диалогической речи, зрительного и слухового внимания, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  3. Коррекционно-воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательного отношения между детьми, любви и бережного отношения к живой природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: Игрушки, изображающие домашних птиц, сюжетная картинка «Птичий двор», гречневая крупа, тазик, рабочие карточки для «пальчиковых шагов», настольный театр, клювики из бумаги, сюжетные картинки по сказке «Утёнок и цыплёнок», шапочки – клювики, два каната, бабочки и цветы по количеству детей.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Рассматривание сюжетной картинки Птичий двор», упражнение «Кто как голос подаёт?», чтение рассказа К. Ушинского «Петушок с семьёй», игра с разрезными картинками по теме «Домашние птицы»

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент. (Активация речевого подражания. Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в звукоподражаниях)
    Логопед встречает детей, здоровается с ними.
    Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать в сказку. Хотите? (Да). Но чтобы попасть в сказку нам нужно быть внимательными и выполнять все задания, какие встретятся нам на пути. Вы готовы? (Да) Тогда в путь.
    Мы все превратимся в петушков и пойдём по дорожке. Ножки поднимаем высоко, ручками, как крыльями хлопаем по бокам. Как петушок кричит? (Ку-ка-ре-ку). А теперь мы станем курочками – крылышками  машем. Как курочка кричит? (Ко-ко-ко). И превратились в уточек – уточки ходят вперевалку. Как уточки кричат? (Кря-кря-кря).
    Логопед подводит детей к «птичьему двору».
  2. Беседа на тему «Домашние птицы». (Расширение предикативного словаря: неопределённая форма глагола). 
    Логопед предлагает рассмотреть семью петушка, показать и назвать птиц, а потом вспомнить, что может делать петух
    (ходить, бегать, летать, петь, клевать); что может делать курочка (ходить кудахтать, клевать, пить воду); что может делать цыплёнок (пищать, бегать, клевать). Потом дети вместе с логопедом рассматривают семью уточек и перечисляют, что могут делать утки (ходить, плавать, нырять, крякать, брызгаться, плескаться).
  3. Пальчиковая гимнастика (Развитие мелкой моторики пальцев рук)
    «Накорми птичек»
    Логопед раздаёт детям гречневую крупу и предлагает покормить птичек по образцу. Взрослый показывает как надо насыпать зерно и звать птиц: «Цып-цып-цып».

     «Пальчиковые шаги».
    Логопед: Ребята, вы хотите попасть в сказку? (Да). Для этого необходимо, чтобы утёнок встретился с цыплёнком. Я вам раздам картинки, а вы  «прошагаете» указательным и среднем пальчиками каждой  руки по следам утёнка и цыплёнка и тогда наши герои встретятся, и начнётся сказка.
  4. Показ психологом настольного театра по сказке В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок». (Развитие зрительного и слухового внимания. Воспитание умения слушать литературное произведение.) 
    Логопед: Ребята, кто это к нам в гости пришёл? (Курочка)
    Курочка (психолог): Здравствуйте, ребята, спасибо, что покормили всю мою большую семью. В знак благодарности я вам расскажу сказку и поиграю с вами. Хотите? (Да)
    Психолог рассказывает детям сказку, сопровождая рассказ показом настольного театра.
  5.  Игра «Клювики». (Развитие мелкой моторики пальцев рук, активизация речевого подражания).
    Психолог раздаёт детям клювики утёнка и цыплёнка, предлагает одеть их на пальчики и открывая клювики пальчиками пропеть, как они подают голос.
  6. Игра «Разложи картинки». (Развитие зрительного внимания, памяти)
    Логопед предлагает детям вспомнить сказку и разложить картинки по этой сказке в нужной последовательности.
  7. Ролевая игра «Цыплёнок и утёнок». (Формирование грамматического строя речи. Развитие диалогической речи. Развитие зрительного внимания. Развитие общей моторики и общих речевых навыков)
    Логопед одевает детям на голову клювики утят и цыплят и предлагает обыграть сказку – речь с движением.

    Игра «Перетягивание каната» - когда дети найдут червяка, логопед предлагает проверить кто из них сильнее.

    Игра «Подуй на бабочку» - когда ребята поймают бабочку, логопед раздаёт им цветы с бабочками и предлагает подуть на бабочек так, чтобы они слетели с цветков. Взрослый следит, чтобы дети вдыхали носом и дули, не раздувая щёк. 
    В конце игры логопед хвалит детей.
  8. Игра «Найди свою маму». (Развитие общей моторики, внимания)
    Логопед сообщает детям, что она будет уточкой, а психолог - курочкой и предлагает птенчикам погулять под музыку по двору, но как музыка закончится, детки бегут к своим мамам.
  9. Артикуляционная гимнастика «Птенчики». (Развитие артикуляционной моторики)
    Логопед подводит детей к зеркалу: «Наши птенчики проголодались и хотят кушать. Они широко открывают свои клювики. Я буду считать до пяти, а вы держите ротики открытыми» Взрослый считает, кладёт в ротики «червячков» (мармелад)
  10. Окончание занятия. (Воспитание умения радоваться успехам друг друга)
    Логопед спрашивает, понравилось ли детям занятие, хвалит каждого ребёнка и предлагает малышам поаплодировать себе за то, что они старательно выполнили такие сложные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Игрушки".

Конспект предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста в логопедических, а также массовых группах. Одной из задач занятия является знакомство детей с мнемотаблицами, умением составлят...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ «Пешеходы на дороге. Светофор»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  (вторая младшая группа)ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ«Пешеходы на дороге. Светофор...

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста с использованием ИКТ на тему: «Шарики воздушные».

Формировать у детей умение слушать литературные произведения; отвечать на вопросы педагога; вызвать желание включиться в коллективную игру; учить узнавать и называть основные цвета (красный, зеленый, ...

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста с использованием ИКТ на тему: «Шарики воздушные, ветерку послушные».

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста с использованием ИКТ на тему:«Шарики воздушные, ветерку послушные». Интеграция образовател...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по реализации образовательной области физического развития с использованием технологии Триз в первой младшей группе. Тем

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по реализации образовательной области физического развития с использованием технологии Триз в первой младш...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Театрализованная деятельность как средство речевого развития младших дошкольников» «В гостях у Сказки…»

Программное содержание: развитие связной диалогической речи, активизация словаря, интонационной выразительности речи, памяти, внимания, умение использовать мимику и жесты для изображения героев с...