«ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [А], [У], [И]»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Имашева Айгуль Жумабековна

Конспект непосредственной  образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематической стороны речи детей  старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к занятию2.74 МБ
Файл конспект занятия29.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 14

У А И



Предварительный просмотр:

НРМДОБУ «Д/с комбинированного вида

«Капелька»

Конспект

непосредственной  образовательной деятельности

по формированию фонетико- фонематической стороны речи детей  старшего дошкольного возраста

Тема:  «Гласные звуки [А], [У], [И]»

Автор-составитель:

учитель-логопед Имашева А.Ж

пгт. Пойковский, 2013г.

Цели:

Образовательные:

  • закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и];
  • закрепление умений выделять гласные звуки [И, У, А], в начале, в середине, в конце слов.
  • упражнять в анализе и синтезе звукокомплексов из 2-х и 3-х гласных звуков.
  • закреплять умение производить слухо-произносительную диффренциацию звуков [А], [У], [И]; 
  • совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
  • закрепить графические образы букв А, У, И.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать навыки диафрагмального дыхания;
  • развивать фонематическое восприятие и фонематический слух на материале звуков [А], [У], [И];
  • развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие;
  •  развитие тонких движений пальцев рук, координации речи с движением;
  • развивать артикуляционную моторику.  

Воспитательные:

  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
  • воспитывать умение работать в течение всего занятия;
  • совершенствовать  навыки самостоятельности, доброжелательных отношений, усидчивости, самоконтроля.

Образовательные области:  коммуникация, познание.

Оборудование: : ПК, презентация Microsoft Office  Power Point: «По следам Буратино», красные галстуки по количеству детей; мешочек с игрушками: апельсин, ананас, арбуз, игрушка елочная, уточка, игла, утюг. Мяч для игры.

Раздаточный материал: предметные картинки, в названиях которых гласные звуки стоят, в начале, в середине, в конце слова, карты-схемы с изображением звуков в разных позициях, медали с изображением символов гласных звуков на каждого ребенка,  листы с графическим изображением букв А,У,И, кисточки, клей, цветной песок.

 НОД

Оргмомент

Логопед: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздароваемся! Присаживайтесь на места.

А скажите мне, пожалуйста, в каком населенном пункте  мы живём? Правильно в в Поселке Пойковский. А на какой улице находится наш детский сад? Верно на шестой. А название у детского сада есть? Да- д/c «Капелька». Молодцы! И группу знаете –старшая или подготовительная?Верно-старшая. Значит, письмо, которое сегодня пришло к нам в детский сад доставлено верно. Слайд 1.

Смотрите – это оно. Здесь написано: «Поселок Пойковский, улица шестая, дом 3,  Детский сад «Капелька». Ребятам в  старшую группу. Раз это письмо предназначено для нас,  давайте посмотрим, что же там? (в конверт вложены фотографии Буратино). Слайд 2

 Знакомство с темой занятия. 

Логопед: Ребята. Да это же фотографии  Буратино и его друзей! Давайте рассмотрим их. На этой фотографии мальвина  произносит звук…Как вы думаете какой?(логопед спрашивает детей) [А]. - А как мы произносим этот звук? Правильно, рот мы широко открываем, нет никакой преграды для воздушной струи.

- Смотрите на следующую фотографию. Какой звук произносит Буратино? Звук [У]. Произнесите этот звук. Что стало с вашими губами? (они вытянулись в трубочку). - А на этой фотографии Пьеро произносит звук… ([И]). Хорошо! Посмотрите рот ваш….. улыбается, губы…. раздвигаются, за нижние зубы язык опускается. - Ребята, а скажите, какие эти звуки по характеру? Гласные. А почему? Их можно петь, тянуть протяжно, долго (Когда мы их произносим во рту нет никакой преграды для воздуха). Для пения гласные звуки важны, Они и напевны и очень нежны. Летят, как птицы, эти звуки в синеву: - АИУ, АИУ! АИУ!

-  Слайд 3 Ребята, тут ещё письмо какое-то: Дорогие ребятишки, Помогите шалунишке! Я Путешествовал по Стране гласных звуков и потерял ключик свой. Где мой ключик золотой? Как же мне его найти? Чтоб домой к себе зайти. Карту я вам покажу. Где дорогу укажу, По которой я гулял И свой ключик потерял! 

- Ну что, ребята, поможем Буратино отыскать ключик? Давайте собираться в путь! Слайд 4

- Мы отправляемся В Страну гласных звуков. Вход туда только в красных галстуках. Давайте наденем их. А вы знаете, почему мы выбрали именно красные галстуки?

Дети. Потому что мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом.

Логопед. Молодцы! Все готовы? Итак, мы отправляемся в путь! Слайд 5

-Давайте посмотрим на карту, которую нам показывает буратино. Смотрите здесь крестиком помечены те места, где он побывал, и первое что мы видим это полянка у холма (подходим к холмику)  Слайд 6  

-Ребята здесь какой-то мешочек. Наверное, Буратино его забыл. Может быть, здесь лежит его ключик? Нет, здесь что-то другое. Давайте посмотрим, что там лежит. Логопед предлагает каждому ребёнку по очереди доставать из мешочка предметы. При этом спрашивает, какой первый звук слышится в этом слове. Слайд 7

-Так, что там еще показывает нам карта? (смотрим на экран). Если следовать по стрелке то мы должны оказаться в лесу!  Слайд 8  Что мы видим в лесу?Карточки какие-то. Вот же они (логопед вместе с детьми подходит к магнитной доске, на которой расположены карты-схемы и   картинки, начинающиеся на звуки [И, У, А]. Каждую картинку надо поместить под свою схему.

- Ребята, давайте вспомним: этот кружок какой звук обозначает и т.д. Как только дети справятся, спросить каждого: под какую схему расположили картинку и почему.

-Идем дальше, встаем  вкруг. Ребята, мы с вами в находимся сейчас в лесу, а если громко крикнуть в лесу,что мы можем услышать?Правильно эхо!

- Давайте поиграем в игру «Эхо»?Эхо слушает и повторяет. Представте, что вы эхо и повторяйте за мной.

Воспроизведение звуковых рядов с изменением силы и высоты голоса АУИ   ИУА   УИА   АИУ    ИАУ   УАИ. Замечательно получилось! 

-Отправляемся дальше? Обратите внимание на карту Слайд 9

- Стрелка указывает нам на цветочную поляну. Следуем по стрелке и оказываемся на цветочной поляне Слайд 10.

- Ага, на этой полянке Буратино играл в мячик. Посмотрите, здесь нет его ключика? Дети: нет!

- Зато есть мячик, давайте поиграем с мячиком?!

Логопед кидает мячик ребёнку и говорит: - какаду, кончается на … (ребёнок возвращает мячик со звуком, которым заканчивается это слово: - быки, глаза, потому, жуки, холода, кенгуру, дома, провода, носки, страна, игра.

- Молодцы!

- Ребятки мы с вами знаем что Буратино очень веселый мальчик, который любит петь и танцевать. Сейчас мы с вами споем  песенку наших гласных звуков и выполним движения руками, но не забываем про правильное дыхание животиком. Пропевание сочетаний гласных на выдохе в сочетании с движениями рук. Слайд 11 

-Ой, посмотрите наша поляна превратилась из обычной цветочной полянки в танцевально- музыкальную!

- Какие мы Молодцы, правда?! Слайд 12

- Посмотрите ребята какой путь мы приодалели и оказались у ворот какого-то замка. Интересно кто же там живет! Давайте войдем и посмотрим? Проходим на свои места .Слайд 13

- Что вы видите ребята? Верно, это гласные звуки А, И, У. Они предлагают нам поиграть с ними! Поиграем?

- Дидактическая игра «Живые звуки»

Перед началом игры логопед «превращает» детей в гласные звуки [а], [у], [и]

- Прежде чем начать игру  мы с вами превратимся в гласные звуки ( Детям раздаются символы гласных звуков). Будьте внимательны, навострите свои ушки и слушайте, как только я назвала ваш звук вы встаете.

Логопед произносит звуки: «ау».

-Сколько звуков вы услышали?

        Дети. Два звука.

-  Какой первый звук?

Дети. Звук [А],

- Какой второй звук?

Дети. Звук [У].

(Логопед  вызывает к доске детей, и ставит их, чтобы получилось ау).

-Что надо сделать,  чтобы получилось уа?

(Дети меняются местами).

        - Какие звуки получились?

        Дети. Звуки [уа].

        - Какой первый звук?

Дети. Звук [у],

- Какой второй звук?

 Дети. Звук [А].

- А теперь давайте послушаем, как звучат звуки [а..у..и..] Сколько звуков вы услышали?

         Дети. Три звука.

Логопед. Какой первый звук? ( [А]). Второй звук? ([У]) третий? ([И])

Логопед: А теперь давайте встанем так, чтобы звуки встали в том же порядке, котором мы их назвали.

- Хорошо. Молодцы! Садитесь на свои места! Медальки остаются вам на память!

-Закреплять графический образ букв А,У,И.

Слайд 14  Ой, ребята, посмотрите здесь какие-то листы, что мы здесь видим? Дети: Буквы!

Логопед: Правильно! Какие буквы? Но почему то они не цветные! Давайте попробуем их раскрасить! Но раскрашивать мы будем не карандашами, а клеем и цветным сыпучим парафином. А какой цвет мы для этого возьмем?

Дети: Красный! Потому что эти буквы обозначают гласные звуки!

Логопед: Верно! Давайте подойдем к столу, положили свои буквы на стол, взяли кисть и наносим слой клея на всю поверхность букв, затем пальчиками берем щепотку парафина и обсыпаем наши буквы. Хорошо! Надо дать немного подсохнуть клею, а пока давайте присядем на места и посмотрим на экран, что же нас еще ждет! Слайд 15

   Логопед: Ребята,  а что это там ? Да ведь это же портфель Буратино! Наверное, ключик там! Вы видите его?Точно, вот он! (из портфеля виднеется золотой ключик). Мы с вами нашли потерянный ключик Буратино!

 Слайд 16  А вот и сам Буратино!

- Смотрите, ребята, он очень радуется и благодарит вас за помощь!

 Итог логопедического занятия: Вот и все! Мы нашли ключик Буратино, справились со всеми заданиями, давайте посмотрим как там наши буквы, лишний парафин нужно аккуратно стряхнуть и что получилось, вам нравится? Мне тоже очень нравится! А теперь возвращаемся в детский сад, но для этого нужно снять галстуки! Вот мы и в детском саду!

– Ребятя, где мы с вами сегодня побывали? Какие звуки мы сегодня вспоминали? Какие они по характеру? Каким цветом мы их обозначаем?Какие буквы мы сегодня вспоминали! Что вам больше всего запомнилось? А что было для вас трудным?

 - Молодцы! Вы сегодня все хорошо отвечали и играли! Буквы можно забрать с собой на память о сегодняшнем занятии! Покажите своим родным, научитие их как еще можно развивать свои пальчики и в тоже время делать черно-белое цветным и красивым!Спасибо вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Гласные звуки и йотированные гласные.

Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда. Задачи:-познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;-развивать фонематическое восприятие;-развивать навыки языкового анализа и си...

Коррекционные приёмы постановки гласных звуков. Важность работы с гласными.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше дете...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возраста «В Стране веселых гласных звуков».

laquo;В Стране веселых гласных звуков». Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возрастаКоррекционно - развивающие цели и зада...