Формирование грамматического строя у старших дошкольников с ОНР.
статья (логопедия, старшая группа) по теме

Слязина Ольга Анатольевна

В статье кратко описан опыт работы по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР в речевой группе ДОУ. Приведены примеры речевых игр для картотеки. Изложены варианты работы с родителями воспитанников по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_po_grammatike.docx38.55 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование грамматического строя

у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

учитель-логопед Слязина Ольга Анатольевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26 компенсирующего вида Пушкинского р-на СПб, г.Павловск

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия.

При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил (Р. И. Лалаева).

Нарушения грамматического строя описаны в работах многих исследователей (Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков, Л.Ф. Спирова,

Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева и др.) Недоразвитие устной речи у дошкольников может привести к нарушениям письма и чтения  в школе

(А.Н. Корнев). Ученик, имеющий бедный словарный запас не может подобрать родственные (проверочные) слова. Стойкие грамматические ошибки в устной речи дошкольника переносятся в школе в письменную речь, и такой ученик с трудом усваивает грамматические правила.

Чтобы помочь дошкольникам в практическом овладении грамматическими категориями существуют дидактические игры, словесные упражнения, сказки.  Они позволяют воспитанникам приобрести устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов в устной речи, сводя к минимуму риск нарушения письменной речи в школе.

В детском саду коррекционная работа по грамматике проводится мной как на логопедических  занятиях, так и в повседневной жизни детей совместно с воспитателями. Новые грамматические формы предъявляются детям на базе хорошо известной им лексики (используется программа Н.В. Нищевой).

 Эффективность коррекционных упражнений зависит от соблюдения следующих условий:

  •  систематическое проведение занятий;
  •  размещение упражнений в порядке нарастающей сложности;
  •  подчиненность заданий выбранной теме;
  •  вариативность упражнений;
  •  развитие и воспитание внимания к слову, к его оттенкам и значениям.

Используемые упражнения по словообразованию одновременно являются упражнениями на закрепление материала по лексике, а также фонетики. Подобная практика дает хорошие результаты в предельно короткие сроки. При совмещении материала по звукопроизношению с материалом занятий по формированию лексико-грамматических средств языка больший акцент делается на игры со словом.

Вот, например игра с мячом «Волшебное превращение слова»:

Эту игру можно включать в подгрупповые, индивидуальные логопедические занятия, играть на прогулке. Так, педагог произносит слово, в котором нет отрабатываемого звука, и бросает мяч ребенку. Воспитанник подбирает - в соответствии с заданием - слово с нужным звуком, произносит его и бросает мяч педагогу.

На звук Ц

  1.  Он - Она (профессии)

Он, она - какая разница?

Он - проказник, она - проказница.

Он умник, она же умница,

Вы послушайте, что получится.

Учитель - учительница (писатель, художник, ученик)

  1.  Животные

лев - львица (волк, тигр, лис)

  1.  «Ласковые» слова

Мяч волшебный, помоги!

Звук к нам в слово позови!

Скажем ласково - и вот

Звук к нам в слово и придет!

Книга - книжица (кожа, земля, вода)

Мороз - морозец (хлеб, брат)

  1. Продукты, посуда

Где продукты размещать?

Это надо твердо знать!

Хлеб - хлебница (сахар, салат, соус)

На звук Щ

«Большущие слова»

У кошки - усы, а у тигра – усищи; у птички - глаза, а у дракона – глазищи.

На звук Ч

Притяжательные прилагательные

Хвост у собаки, конечно, собачий,

У поросенка он поросячий,

А вот у кошки просто кошачий,

У индюка цветной, индюшачий.

Заяц — заячий (волк, белка, теленок).

Вообще, с помощью мяча можно выполнять самые разнообразные задания на формирование лексико-грамматического строя речи и фонематических навыков. Игры с мячом помогают поддержать интерес к речевым упражнениям.

Так же для поддержания интереса к речевым упражнениям можно предлагать:

-  выполнять действия, о которых идет речь в упражнении (подойти к окну, отойти от окна), затем ответить на вопрос, что ты сделал?;

-  рисовать в тетради (индивидуально) или на ватмане (индивидуально, коллективно) предметы, о которых идет речь в упражнении, с последующим объяснением того, что нарисовал (нарисовать 3-4 вида фруктов - больших и маленьких; яблоко - яблочко); рисование помогает осмыслению речевого

материала, способствует составлению самостоятельных высказываний, которые также формируют грамматические навыки и умения.

  •  находить в окружающей обстановке предметы, о которых идет речь в упражнении (показать шерстяной платок, ситцевое платье и т.д.);
  •  использовать игрушки и действия с ними (поставив машинку, спросить: «Куда подъехала машинка?»; ребенок отвечает: «Машинка подъехала к дому» и т.д.).

Чтобы каждое занятие способствовало коррекции грамматического строя речи, создается высокая умственная и речевая нагрузка. Речевая нагрузка обеспечивается путем подбора разнообразного наглядного материала. Наглядный материал обеспечивает высокую познавательную активность детей, позволяет контролировать усвоение знаний и навыков, экономит использование учебного времени. Умственная нагрузка обеспечивается путем включения в занятие «проблемных ситуаций», заданий на словесно-логическое мышление (в рамках темы).

На занятиях по формированию лексико-грамматических категорий воспитанники часто допускают грамматические ошибки. Чтобы не снизить речевую активность нужно коротко указать: «Неверно». Нельзя вслед за ребенком повторять ошибку. Правильный вариант ответа сначала находится с помощью детей и, лишь при отсутствии такового, произносится логопедом. Полезно использовать проговаривание правильного варианта хором.

В своей работе по совершенствованию навыков словообразования использую мнемотаблицы. Они помогают детям подбирать родственные слова, видеть словообразующие аффиксы.

Для эффективного усвоения учебного материала рекомендуется в ходе каждого занятия делать произносительный акцент на изучаемой грамматической форме, т.е. выделять голосом предлог, окончания прилагательных, существительных и т.п.

Активно использую в своей работе логосказки, составленные Быстровой Г.А., Сизовой Э.А., Шуйской Т.А., Е.А.Левчук. Они повышают интерес к речи, к слову и способствуют обогащению словарного запаса, возможности наблюдения над законами словообразования и словоизменения. У ребят развивается внимание к слову, к его оттенкам и значениям.

Лексико-грамматические занятия проводятся в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий. Часто используются элементы соревнования, двигательной активности, драматизации, что делает занятия более живыми, интересными, результативными.

Вот несколько примеров из картотеки дидактических игр на практическое закрепление способов словообразования.

Дидактическая игра «Куда ездила машина?»

Цель: учить использовать в связной речи приставочные глаголы, предложно-падежные конструкции.

Оборудование: конструктор «Город», машинка, схемы предлогов.

Ход игры:

  1.  вариант

Логопед дает инструкцию (например: «Машина объехала вокруг двухэтажного дома»), а дети «регулируют» движение машины в соответствии с данной инструкцией.

  1.  вариант

Логопед устанавливает машину на макете. Дети определяют, где «едет» машина (машина выехала из гаража, подъехала...)

  1.  вариант

На доске выставляются различные схемы предлогов. Логопед предлагает детям, используя схемы, составить рассказ «Куда ездила машина» («Прогулка на велосипеде», «Как Вова гулял»)

Пример рассказа: машина выехала из гаража и поехала по дороге к магазину. Чтобы подъехать к магазину, нужно проехать два дома, переехать через мост и объехать стройку (одновременно «регулируя» движение машины). В дальнейшем дети воспроизводят рассказ о движении машины только по схемам предлогов.

Дидактическая игра «Умная стрелка»

Цель: закреплять в связной речи глаголы совершенного и несовершенного вида, учить подбирать родственные слова, учить образовывать относительные, притяжательные, качественные прилагательные, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, названия детенышей животных, птиц, профессии.

 Оборудование: пособие: круг, подвижная стрелка в центре круга. На круге размещены сюжетные или предметные картинки.

Ход игры: Данное пособие многофункционально. В зависимости от цели логопед выкладывает на круг картинки. Дети вращают стрелку и, когда стрелка останавливается на картинке, выполняют задание на словообразование или любое другое. Составляют предложения, называют действия и т.д.

Игра в лото «Что из чего сделано?»

Цель: закреплять в речи образование относительных прилагательных. Оборудование: карточки лото с изображением различных предметов, фишки.

Ход игры: логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например: стакан из стекла. Дети ищут изображение этого предмета на карточках. Тот, кто его находит у себя на карточке, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного (стеклянный стакан) и закрыть картинку фишкой. Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.

Упражнение «Подбери слова - «родственники»

Цель: учить детей подбирать родственные слова.

Оборудование: картинка «Зима».

Ход игры: Проводится беседа по картинке «Зима».

- А теперь подберите слова - «родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (зимушка) и т.д. задаются наводящие вопросы.

Итак, какие же вы вспомнили слова — «родственники» к слову «зима»? (Зимушка, зимний, зимовать, зимующие).

 Игра с мячом «Назови общую часть слов — «родственников»

Цель: закреплять умение находить общую часть родственных слов. Оборудование: мяч.

Ход игры: логопед называет родственные слова и бросает мяч, ребенок, поймавший мяч, называет общую часть родственных слов. Например: Логопед: зимушка, зимовать, зимний.

Ребенок: зима.

Игра «Ералаш»

Цель: закрепить образование притяжательных прилагательных.

Оборудование: картинки с изображением животных, разрезанные на три части.

Ход игры: детям раздаются части разрезной картинки. На доску выставляется одна из частей картинки, например изображения туловища животного. Дети находят у себя изображения других частей (головы, хвоста). Они должны правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги: «У меня есть заячья голова». Так из частей дети составляют целое изображение животного.

Игра «Назови профессии»

Цель: закреплять образование существительных мужского рода с суффиксом -щик-.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: логопед предлагает детям ответить на вопросы:

  •  кто носит багаж? (носильщик)
  •  кто вставляет стекло? (стекольщик)
  •  кто чинит часы? (часовщик).

Далее логопед задает вопрос: «Какая общая часть в словах носильщик, стекольщик, часовщик? При произнесении этих слов интонационно выделяется голосом суффикс -щик-.

Игра «Два брата ИК и ИЩ»

Цель: учить образовывать существительные с использованием суффиксов -ик-, -ищ-.

Оборудование: мяч, картинки с изображением братьев ИК и ИЩ.

Ход игры:

  •  Жили два брата. Одного звали Ик, он был маленький и худенький.  Другого звали Ищ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. Ик имел домик, Ищ - большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький). А какой дом был у брата ИЩ? (Большой).

У Ика был носик, а у Ища? И т.д.

Делается вывод: если в слове слышится ик, это значит, что предмет маленький, а если ищ - значит, предмет большой.

Игра «Что для чего?»

Цель: закреплять в речи образование существительных с помощью суффикса -ниц-.

Оборудование: предметные картинки с изображением посуды, продуктов.

Ход игры: Логопед предлагает детям назвать предметы (картинки). Затем задает вопросы: «Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница). После ответа дети кладут картинку с изображением продукта рядом с картинкой, на которой изображена емкость, в которой хранится данный продукт.

Далее логопед предлагает детям еще раз послушать слова: салатница, хлебница, с подчеркивает суффикс -ниц-. Далее делается вывод: посуда, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть «частичка» -ниц-.

Игра «Кто у кого?»

Цель: учить образовывать названия детенышей животных.

Оборудование: картинки с изображением животных и их детенышей.

Ход игры: детям загадывается загадка про животное.

Например:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее... (лиса).

  •  как называют детеныша лисы? (лисенок)
  •  посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей животных. Логопед показывает картинку и задает вопрос: «Кто у лисы?»

Дети отвечают: «У лисы лисенок» и т.д.

  •  послушайте еще раз названия детенышей животных и скажите, что слышится в конце этих слов? Какая общая часть в этих словах? (-онок-).

Игра «Назови ласково»

Цель: закреплять в речи образование уменьшительно - ласкательных существительных.

Оборудование: кукла и предметы для куклы.

Ход игры: Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

Дети называют предметы ласково: столик, шкафчик, вазочка и т.д.

Игра «Ателье»

Цель: закрепить в речи образование прилагательных.

Оборудование: кусочки ткани, картинки с изображением одежды.

Ход игры. Оборудована приемная в ателье. Выбирается приемщица, которая будет принимать заказы у детей. Дети выбирают кусочки ткани и заказывают разные виды одежды. При этом они должны сказать, что просят сшить (юбку, платье), из какой ткани, с какой отделкой. Какая должна быть вещь (теплая, короткая, красивая). Игра проводится в форме диалога.

Известно, что взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольника, так наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Каждая беседа с ребенком, совместная игра - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи и мышления.

В работе по формированию словообразования использую такие формы совместной работы логопеда и родителей, как: игра «Я дарю тебе словечко», «Наш словарик», информационные буклеты.

Традиционная игра «Я дарю тебе словечко».

По рекомендации логопеда родители вводят в жизнь семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Цель - расширить словарь ребенка; объяснить лексическое значение слов, развивать интерес к слову. По возможности, каждую неделю родители «дарят» ребенку новое для него слово: не просто называют его, но и обязательно объясняют значение. Слова самые разные: «весенние» (капель, проталина); «сладкие» (мармелад, грильяж, щербет), а также прилагательные, наречия, глаголы. «Новое» для ребенка слово он может услышать дома в специально организованной родителями беседе или в неподготовленной ситуации. Дети любознательны, обязательно спросят «А, что это такое?». Родители записывают слово, а на обратной стороне листка указывают имя, фамилию ребенка и в детском саду опускают листок в копилку «новых» слов.

Игры со словами из копилки.

 Например: листочки со словами высыпаются в «чудесный мешочек». Дети по очереди достают листочки, педагог зачитывает слово, достающий должен объяснить его значение. Если ребенок справился с заданием, он получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.

Второй вариант игры: педагог достает листок со словом и разъясняет его лексическое значение, не называя его. Ребенок, который правильно называет слово, получает фишку.

«Наш словарик» оформлен в виде книги.

 Его цель привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе. Родители, используя предложенный материал, дома, закрепляют у ребенка в свободном речевом общении умения и навыки, полученные на логопедических занятиях. Словарик знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Разрабатывая материал, учитывалась имеющаяся загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленная к концу дня усталость.

Дома рекомендуются совместные игры, в которые можно  «играть на кухне» без специальной подготовки.

В речевой группе каждый квартал воспитатели оформляют выставки совместного творчества детей и родителей. На консультациях педагоги убеждали родителей в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Им рассказывали о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости. А вот узнать о том, как родители распорядились этой информацией, мы можем из материалов выставки «Как умелые ручки язычку помогали». На выставке демонстрируются только те поделки, которые были сделаны детьми дома. На материале выставочных работ можно совершенствовать навык образования относительных и качественных прилагательных (из чего сделана детская работа, какой материал по своим характеристикам; ребята, рассказывая о своей поделке, учатся строить распространенные предложения).

В результате проделанной коррекционной работы, к выпуску в школу, в речи детей с ОНР значительно уменьшилось количество грамматических ошибок, у некоторых детей ошибки исчезли совсем.

Список  используемой и рекомендуемой литературы

  1. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 48 с.
  2. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки. - СПб: КАРО, 2001. – 128 с.
  3.  Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб: Издательство СОЮЗ, 2001. – 224 с.
  4.  Левчук Е.А. Грамматика в сказках и историях. Цикл домашних занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста. - СПб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2003. – 32 с.
  5.  Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2003. – 528 с.
  6.  Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 1999. – 112 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

Формирование грамматического строя речи у дошкольников

Консультация предназначена для воспитателей, родителей. Данная консультация содержит занимательные игры и упражнения по формированию грамматического строя речи....

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ /СРЕДНЯЯ ГРУППА/ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и ...

Формирование грамматического строя речи у дошкольников.

Статья. "Формирование грамматического строя речи у дошкольников"...

Родительское собрание «Формирование грамматического строя речи старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим».

В данном материале даны практические рекомендации по формированию граммотического строя речи старших дошкольников....

Использование ИКТ в процессе формирования грамматического строя речи у дошкольников старшего дошкольного возраста.

Острота проблемы общего речевого развития (в том числе, формирования лексико-грамматического строя) у детей в настоящее время. Использование информационно-компьютерных технологий в своей работе: практ...

Доклад по формированию грамматического строя речи старших дошкольников

Освоение грамматического строя языка имеет большое значение, так, как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения с...