Обучение пониманию многозначности слов дошкольниками
картотека по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кирдяшова Наталья Петровна

Часто слово имеет в языке не одно, а сразу несколько значений. Такие слова называются многозначными. Знание достаточного количества значений многозначных слов помогает ребенку не только понимать услышанное, но и в дальнейшем школьном обучении применять орфографические правила.    Также усвоение переносных значений слов лежит в основе понимания смысла пословиц и поговорок, различных фразеологических оборотов, которыми так богат наш родной язык. Чтобы дошкольнику помочь в усвоении многозначности, необходимо руководствоваться принципом наглядности, направлять ребенка в течении всего коррекционного периода на исследование значения слова на примере картинок, предметов, пословиц, фразеологизмов, вырабатывать желание к использованию данных слов в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogoznachnost_slov.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Многозначность слов. Лексические задания обогащения словарного запаса дошкольников с ОНР многозначными словами.

 Часто слово имеет в языке не одно, а сразу несколько значений. Такие слова называются многозначными. Знание достаточного количества значений многозначных слов помогает ребенку не только понимать услышанное, но и в дальнейшем школьном обучении применять орфографические правила (например, правила правописания безударных гласных, когда необходимо подбирать однокоренное проверочное слово). Расширение привычных связей слов, придающее им новые оттенки значения позволяет сделать речь ребенка более выразительной, богатой и гибкой. Также усвоение переносных значений слов лежит в основе понимания смысла пословиц и поговорок, различных фразеологических оборотов, которыми так богат наш родной язык.В ситуации, когда ребенок не понимает значение слова, понимание изучаемого материала становится затруднительным. Так, например, при анализе текста ребенку встретилось словосочетание «золотой характер». Ребенок истолковал значение так: «богатый человек, у него много золота». Смысл рассказа при таком толковании остался ребенком не понятым. Или словосочетание «светлая голова» ребенком с ОНР чаще понимается как светлый цвет волос, а не ясный ум.

Формирование у детей понятий о многозначности слов проводится по разным направлениям;

— это и расширение объема словаря одноременно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование высших психических функций (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

—уточнение лексического значений слов;

— активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного словаря  в активный словарь.

Чтобы дошкольнику помочь в усвоении многозначности, необходимо руководствоваться принципом наглядности, направлять ребенка в течении всего коррекционного периода на исследование значения слова на примере картинок, предметов, пословиц, фразеологизмов, вырабатывать желание к использованию данных слов в повседневной жизни.

Ниже приводятся примеры лексических заданий для  усвоения детьми с ОНР многозначности слов (использованы материалы Пожиленко Е.А.,Коноваленко В.В. и собственные методические задания)

Человек. Одежда.Обувь.

Что такое нос? Нос — это орган обоняния и дыхания человека и животных, клюв птиц, передняя часть самолета, лодки.

Где можно встретить шляпку? (Шляпка бывает у гриба, гвоздя, девочки.)

Какие бывают иголки? (Хвойные, швейные, медицинские.)

У каких зверей есть иголки? (Иголки есть у ежа и дикобраза.)

О каких предметах можно сказать дорогой? (Костюм, браслет, ковер, подарок.)

О ком можно сказать дорогой? (Друг, человек, брат.)

Мягкие руки, мягкая игрушка, мягкая глина, мягкий голос, мягкий свет;

золотое кольцо, золотые руки, золотое сердце, золотой характер

Продукты. Посуда

О чем можно сказать свежий? (Хлеб, ветер, батон, номер газеты.)

О чем можно сказать горячий? (Чай, воздух, чайник, утюг, человек.)

Что можно чистить? (Кастрюлю, сковороду, картошку, обувь, дорогу от снега.)

У кого есть носик? (У ребенка, у котенка.) У каких предметов есть носик? (У чайника, кофейника.)

У каких предметов есть стенка? (Стенка есть у кастрюли, чашки, мебели, дома.)

Как называется нижняя часть посуды? (Дно.) Где еще может быть дно? (Дно в колодце, реке, озере

Дом. Мебель.

Окно. (Окно в доме, окно в мир, окно в природу.)

Ключ. (Скрипичный ключ на нотном стане у музыкантов; ключ, которым открывают замок; гаечный ключ; ключ — вода, бьющая из-под земли.)

Знаете ли вы, что означает слово гардероб? (Шкаф дляодежды. Одежда одного человека. Помещение в театре для хранения верхней одежды посетителей.)

У кого есть ручка? (У человека, у малыша)
У каких предметов есть ручки? (У чашки, у чайника, у двери и т. д.)

Чем мы пишем? (Ручкой.)

О чем можно сказать мягкий? (Мягкий диван, хлеб, снег; мягкая кровать; мягкий характер у человека.)

Город. Транспорт

О чем или о ком можно сказать старый? (Старый город, дедушка, дом, автобус, пень.)

Молодой? (Молодой месяц, город, человек.)

О каких предметах можно сказать грязный? (Грязный дом, пол, город, костюм.)

Узкий? (Узкий переулок, проход, тротуар, рукав, ручей.)

О чем или о ком можно сказать тихая? (Тихая улица, ночь, погода, девочка, река.) Шумный? (Шумный город, ребенок, мотор.)

Что можно разбить? (Разбить клумбу, стекло, стакан, чашку, лицо, зеркало.)

Какие бывают машины? (Машины бывают разные: швейные, стиральные, электрические.

Парк — место стоянки и ремонта разных машин: троллейбусов, автобусов, автомобилей. Парком называют большой сад или рощу с дорожками, где отдыхают люди.

 Остановка автобуса, машины, сердца; перерыв.

О чем и о ком можно сказать мчится! (Мчится поезд, самолет, машина; мальчик, лыжник с горки.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Волшебные слова" обучение детей с нарушением речи многозначным словам (для детей от 5 до 7 лет)

Целью  программы "Волшебные слова" является обогащение и активизация словарного запаса у детей с нарушением речи в дошкольном образовательном учреждении с использованием игровой деятельности при ...

Игры и упражнения по ознакомлению старших дошкольников с многозначными словами

  Игры направлены на формирование умения слышать в стихах, потешках, фразах одинаковые по звучанию, но разные по смыслу слова (многозначные существительные) и объяснять их значение....

Обучение грамоте. НОД для детей старшего дошкольного возрвста.Тема: « Многозначные слова»

Обучение грамоте. НОД для детей старшего дошкольного возрвста.Тема: « Многозначные слова»...

Презентация мастер-класса «Использование технологии проблемного обучения при ознакомлении старших дошкольников с многозначными словами»

В презентации представлен опыт работы по использованию проблемного обучения с детьми старшегодршкольного возраста...

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], стр.59

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к  (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], с...