«Дифференцированный подход к воспитанникам ДОУ при реализации образовательной области «Коммуникация»
статья по логопедии (старшая группа) по теме

 Ясюкевич Маргарита Ивановна

Противоречие между теоретической разработанностью проблемы дифференцированного подхода в обучении и недостаточной его освещенностью при решении проблемы дифференцированного подхода в предупреждении речевых нарушений дошкольников определили проблему исследования: каковы возможности проведения дифференцированного подхода при реализации образовательной области «Коммуникация».

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx43.41 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Санкт-Петербург

Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического

образования

Программа повышения квалификации:

 «Дифференцированный подход в практике работы педагога ГДОУ»

Курсовая работа

на тему

«Дифференцированный  подход  к  воспитанникам ДОУ  при  реализации  образовательной  области «Коммуникация»

Автор  работы: Ясюкевич  Маргарита  Ивановна

Научный руководитель: преподаватель кафедры

дошкольного образования Власова Галина Ивановна

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение…………………………………………………..стр. 3 – 4
  2. Глава1 Сравнительный анализ подходов и направлений дифференцированного подхода к воспитанникам ДОУ в образовательной области «Коммуникация»………….стр. 5 – 10
  3. Глава 2 Анализ проблемы дифференцированного подхода в образовательной области «Коммуникация» в практике ДОУ……………………………………………………….стр.11 – 16
  4. Заключение…………………………………………………..стр. 17
  5. Список литературы………………………………………….стр. 18
  6. Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы речевого  здоровья детей за многие годы значительно возросла. С ростом нервно-психических и соматических заболеваний дошкольников, задерживается формирование у детей всех психических функций (Н. С. Жукова, М. Критчли, Р. Е. Левина, А. Т. Лурия, В. В. Лебединский) и как следствие, всё больше появляется детей с нарушениями речи, тогда как в настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Предупреждение речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста приобретает особое значение, так как от  уровня речевого развития зависит готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения. (Т.А. Власова, К.С. Лебединский, М.С. Певзнер).

Традиционная система обучения и предложенные подходы к её модернизации затрагивают  главное  противоречие  в  образовании – между  высокими  потребностями  общества   к  качеству  образования  всех  его  членов  и  психо-физиологическими   особенностями  детей.  В настоящее время  в  мировой  педагогике  всё  больше  осознаётся,  что  кризис,  вызванный  вышеуказанными  противоречиями,  не  может  быть  решён  в  рамках  старой  системы  и  требует  изменения  технологии  обучения.  В связи  с  этим,  необходимо  создать  оптимальные  условия  для  развития  личности  ребёнка  старшего  дошкольного  возраста,  наиболее  полного  учёта  его  индивидуальных   различий.

Путь  создания  этих  условий – дифференциация  обучения.

Противоречие между теоритеческой разработанностью проблемы дифференцированного подхода в обучении и недостаточной его освещенностью при решении проблемы дифференцированного подхода в предупреждении речевых нарушений дошкольников определили проблему исследования: каковы возможности проведения дифференцированного подхода при реализации образовательной области «Коммуникация».

Объект исследования – процесс педагогического воздействия на речевое развитие детей старшего возраста в ДОУ.

Предмет исследования – дифференцированный  подход к воспитанникам ДОУ как условие успешной реализации образовательной области «Коммуникация».

Цель исследования – определить теоретические основы и обосновать возможность реализации дифференцированного подхода в  работе с детьми в образовательной области «Коммуникация».

Задачи:

  1. Осуществить анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования.
  2. Провести исследование состояния развития дошкольников по образовательной области «Коммуникация».
  3. Разработать педагогическую методику взаимодействия педегогов, родителей по речевому развитию дошкольников с использованием дифференцированного подхода в воспитании и обучении.
  4. Проверить эффективность разработанной методики по образовательной области «Коммуникация» в группе старшего дошкольного возраста ДОУ.

        Наша группа работает с детьми с общим недоразвитием речи с ОВЗ, где дети с разным уровнем физического здоровья, разного возраста, с разным уровнем овладения знаниями умениями и навыками. Поэтому очень остро стоит проблемма дифференцированного подхода к детям. В примерной программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» указывается на отсутствие программно-методических материалов, раскрывающих содержание корекционно-педагогического процесса с названной категорией детей в общеобразовательных учреждениях. Я поддерживаю мнение о том, что при планировании образовательного процесса, при комплектовании подгрупп, создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать данные педагогического мониторинга и психологической диагностики. Очевидна необходимость создания оптимальных условий воспитания детей старшего дошкольного возраста, их речевого развития с учётом умственной работоспособности, реализации дифференцированного подхода в работе по развитию речи, в том числе по предупреждению речевых нарушений.

           


ГЛАВА 1

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ И НАПРАВЛЕНИЙ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ВОСПИТТАННИКАМ ДОУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «КОММУНИКАЦИЯ»

Главная  цель  речевого  воспитания  в  дошкольных   учреждениях состоит  в том, чтобы  ребёнок  творчески  освоил  нормы  и  правила  родного  языка,  умел  гибко  их  применять  в  конкретных  ситуациях, овладел основными  коммуникативными  способностями.

Коммуникация в Энциклопедическом словаре:                                           Коммуникация – (лат. communicato – от communico – делаю общим, связываю, общаюсь), 1) путь сообщения, связь одного места с другим. 2)Общение, передача информации от человека к человеку – специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся  главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем).

Коммуникация – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективного характера, т.е. обмене знаниями и эмоциями. Средства взаимодействия проявляются в вербальной и невербальной коммуникации. Вербальная коммуникация  осуществляется посредством речи. Речь является универсальным, но не единственным  средством  коммуникации.  Поэтому  кроме решения традиционных задач по развитию речи  воспитателю необходимо больше внимания уделить освоению детьми невербальных средств коммуникации.  Невербальная  коммуникация предполагает:

  • использование жестов,  мимики, позы (визуальных средств общения);
  • пространственно-временную организацию общения  (расстояние между партнёрами, контакт глазами, уместно выбранное время общения);
  • использование акустических средств, включающих тембр, силу, тональность голоса  (паралингвистическая  система);
  • включение в речь пауз, покашливания, смеха (экстралингвистическая система);
  • использование прикосновения, пожатия руки, объятий,   поцелуев (тактильная  система).

Важной характеристикой коммуникации является её двусторонний характер. Коммуникация – не просто действие, это взаимодействие: она осуществляется  между участниками, каждый из которых является носителем  активности.

Дифференциация  в  переводе  с  латинского  «difference»  означает  разделение,  расслоение  целого  на  различные  части,  формы,  ступени.).

Дифференциация воспитательно-образовательного процесса – это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования детей и различного построения процесса обучения и воспитания в выделенных группах.

Особенности детей, на основании, которых они группируются в условиях дифференциации, называются индивидуально-типологическими.

Цель  дифференциации:

– обучение каждого  на  уровне  его  возможностей,  способностей;

– адаптация  обучения  к  особенностям  различных  групп  детей.

По  характерным  индивидуально-психологическим  особенностям  детей,  составляющим  основу  формирования  гомогенных  групп,  различают  дифференциацию:

– по  уровню  умственного  развития  (уровню  достижений);

– возрастному  составу;

– по  полу;

– личностно-психологическим  типам  (типам  мышления,  темпераменту);

– уровню  здоровья;

– области  интересов.

Сущность дифференцированного подхода заключается  в организации учебного процесса с учётом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников. По мнению Е.В. Бондаревской, дифференцированный подход в образовании – это образование, ориентированное на ребёнка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как  решить проблемы  развития и поддержки ребёнка. С точки зрения А.А. Кирсанова, дифференцированный подход – это особый подход учителя к различным группам учеников или отдельным ученикам, заключающийся в организации учебной работы различной по содержанию, объёму сложности, методам и приёмам.

Проблема дифференцированного подхода исследовалась в работах С.В. Алексеева, И.А. Арапова, Т.Н. Захаровой, М.Г. Синяковой и других учёных. Однако средства и способы реализации дифференцированного подхода изучаются учёными, в основном, в  обучении школьников и крайне редко – дошкольников.

В современной науке дифференцированный подход рассматривается как научно-практическое направление, изучающее технологии, методы  и приёмы в целостном образовательном процессе, ориентированные на организацию условий развития ребёнка как активного субъекта собственной жизни с учётом психофизиологических и индивидуально-типологических особенностей ребёнка, уровня психического, интеллектуального развития, интересов и склонностей и т.д.

В условиях целенаправленного процесса обучения дифференцированный подход к дошкольникам реализуется  в непосредственно образовательной деятельности в разумной дифференциации заданий, постановок перед детьми посильных задач. Главной задачей воспитателя – сократить путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных.

В дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни по реализации данного принципа, поскольку сама проблема дифференцированного подхода в обучении носит творческий характер. Необходимость реализации  дифференцированного подхода в обучении связана с объективно существующими противоречиями между общими для всех дошкольников целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребёнка, между фронтальным изложением материала воспитателем и индивидуальными особенностями восприятия, памяти, интересов, определяющими индивидуальный характер освоения материала конкретным ребёном.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный  период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем. Это положение подтвердили исследования, проведённые в области речевого развития дошкольников психологами, лингвистами (Л.С. Выготский,  А,Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А,А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Ф.А. Сохин).

Развитие речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере – как овладение ребёнком языковыми навыками – фонетическими, лексическими, грамматическими, но и как овладение коммуникативными умениями – в сфере формирования общения детей с друг другом и со взрослыми. Это важно не только для формирования культуры речи, но и культуры общения.

Работы   представителей  разных  направлений  науки  отчётливо  доказывают,  насколько  велика  в  речевом  развитии  роль  правильно  организованной  коммуникации.  Комплексный  подход  к  вопросам  развития  речи  и  речевого  общения  в  детском  саду  (взрослого  с  детьми  и  детей  друг  с  другом,  как  в  непосредственно  образовательной  деятельности  так  и  режимные  моменты)  предусматривает  значительное  увеличение  и  обогащение  возможностей  для  участия  в  речевом  общении  каждого  ребёнка.

В наши  дни особую значимость для педагогов приобрело учение о формах и функциях связной речи, о стадиях становления речи дошкольников, созданное А.М. Леушиной совместно с выдающимся психологом С.Л. Рубинштейном  и впоследствии уточнявшееся Д.Б. Элькониным, Ф.А. Сохиным, О.С. Ушаковой и др. Указанное учение позволило установить некоторые закономерности развития связной речи детей, показать определённую  зависимость структуры детской речи от её предметного содержания и от конкретной ситуации, в которой возникает речевая активность ребёнка-дошкольника. В наше время это учение остаётся актуальным и позволяет рассмотреть вопрос о наиболее эффективных методах и приёмах развития связной речи дошкольников.

Обобщая  взгляды  лингвистов  и  психологов,  Ф. А. Сохин  обосновал  необходимость  формирования  осознания  явлений  языковой  действительности  и  подчеркивал  связь  этого  осознания  с  развитием  функций  детской  речи,  формированием  речевых  умений  и  навыков  и  развитием  языковой  способности  в  целом.

Эта  идея  стала  центральной  в  исследовании  всех  сторон речи  дошкольника.  Подчеркивая,  что  без  речевого  общения  невозможно  полноценное  развитие  ребёнка,  Сохин  писал: «Усвоение  детьми  родного  языка  включает  формирование  практических  речевых  навыков,  совершенствование  коммуникативных  форм  и  функций  языковой  действительности  (на  основе  практического  усвоения  средств  языка), а  также  формирование  осознания  языковой  действительности,  которое  может  быть  названо  лингвистическим  развитием  ребёнка»  (1978, с. 50). Необходимость  лингвистического  развития  ребёнка  в  настоящее  время   доказана  во  многих  исследованиях,  выполненных  в  этом  направлении.

С  учётом  психолого-педагогических  особенностей  овладения  речью  специально  организованная  система  последовательного  обучения  родному  языку  включает:

– отбор речевого содержания, доступного для ребенка-дошкольника  и его методическое обеспечение;

– вычленение приоритетных линий в освоении речи (в словаре – это работа над смысловой стороной слова, грамматике – формирование языковых обобщений, в монологической речи – развитие представлений о структуре связного высказывания разных типов);

– уточнение структуры взаимосвязи разных разделов речевой работы и изменение этой структуры на каждом речевом этапе;

– преемственность содержания и методов речевой работы с дошкольниками и учениками начальной школы;

– выявление индивидуальных особенностей овладения языком в разных условиях обучения;

– взаимосвязь речевой и художественной деятельности в развитии творчества дошкольников.

Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Опыт работы в ДОУ компенсирующего вида с детьми с ЗПР и ОНР показал, что успех коррекционной работы зависит от того, насколько глубоко и детально проведено обследование ребенка на начальном этапе коррекционной работы.

Такое обследование позволяет не только обнаружить негативную симптоматику в отношении психического и речевого развития ребенка, но и выявить позитивные симптомы, компенсаторные возможности, определить зону ближайшего развития. Диагностика позволяет педагогу решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка.

Определение уровня речевого развития ребёнка – одна из наиболее актуальных тем целого ряда научных дисциплин, так или иначе связанных с проблемами обучения и образования подрастающего поколения. В первую очередь это относится к дошкольной педагогике и дефектологии, в том числе логопедии. Своевременное выявление и грамотная интерпретация речевых возможностей (достижений) ребёнка позволяют эффективно решать целый комплекс образовательных, развивающих и коррекционных задач, так как состояние речи – важный диагностический признак развития ребёнка.

Основными же показателями уровня владения родным языком являются: состояние лексикона, сформированность грамматических (морфологических и синтаксических) и фонетико-фонологических навыков и умений.

Учитывая  исследования нейропсихологов  и психофизиологов, которые  считают, что между мальчиками и девочками существует большая разница,  А. Н. Веракса сформулировал следующие рекомендации для проведения занятий с детьми. «Развитие вербальных  навыков  у  мальчиков  тесно  связано  с  выполнением пространственных заданий (например, постройки дома из конструктора  на  основе  модели). Поскольку при выполнении задания увеличивается  прилив  крови к центру «исполнения» в мозгу, мальчикам в этом  случае легче  рассказать о своих действиях. Для обучения девочек  выполнению пространственных заданий необходимо создавать дискуссионные группы, чтобы  они  могли обсудить  предмет и получить от педагога необходимую  поддержку. Мальчики испытывают  сложности в выражении  чувств. Физические занятия, манипуляции предметами могут  помочь им  активизировать эту способность (словесные игры с мячом).

 


ГЛАВА 2

        В «Федеральных государственных требованиях к  структуре основной общеобразовательной программы дошкольного  образования», введённых  в действие  в 2010 г., сформулирован социальный заказ дошкольным образовательным учреждениям на «решение  программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей», на «образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой,  коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения)»,  «на взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной  программы дошкольного образования».

Очевидно, что для современного  общества проблема формирования коммуникативной компетентности является одной из наиболее актуальных,  в том числе и на ступени дошкольного  образования.

Следует признать, что в отечественной научно-педагогической литературе коммуникация, речевая коммуникация, коммуникативное поведение,  коммуникативное  обучение /образование/, коммуникативная  компетентность – понятия относительно новые, недостаточно устоявшиеся даже  в их общесематическом значении.

Несмотря на это, обязательное решение задач коммуникативного развития личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения определено на государственном уровне ( в тексте Федеральных государственных требований).

В соответствии  с этим документом содержание образовательной области «Коммуникация» в ДОУ должно быть направленно  на  достижение  целей  овладения  конструктивными  способами  и  средствами  взаимодействия  с  окружающими  людьми  через  решение   следующих  задач:

  • развитие  свободного  общения  со  взрослыми  и  детьми;
  • развитие  всех  компонентов  устной  речи  детей  (лексической  стороны,  грамматического  строя  речи,  произносительной  стороны   речи;  связной  речи – диалогической  и  монологической  форм)  в   различных  формах  и  видах  детской  деятельности;
  • практическое  овладение  воспитанниками  нормами   речи.

Теоретическим фундаментом решения  данных задач могут  являться как общие исследования процесса формирования речевой культуры              (Г.О. Винокур,  Л.К. Граудина,  Н.А. Ипполитова,  З.И. Кудрявцева, Т.А. Ладыженская, А.К. Михальская  и др.), так и работы, посвящённые вопросам общения педагога с детьми дошкольного возраста (В.К. Котырло, Т.А. Репина и  др.) представления о закономерностях речевого развития дошкольников, выдвинутые в трудах  Л.С. Выготского,  А.А. Леонтьева, Ж. Пиаже,                 Ф.А. Сохина, Е.А. Флёриной, Д.Б. Эльконина.  

В общем виде взгляды  учёных на природу речевого развития можно передать в следующих положениях:

– речь ребёнка развивается в ходе восприятия  речи взрослых и собственной речевой активности;

 – развитие речи, овладение ребёнком языком связано с различными линиями психического развития (развития мышления, воображения, памяти, эмоций);

– ориентировка ребёнка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придаёт  речи творческий характер.

Именно речевое развитие рассматривается сегодня и исследователями, и авторами различных комплексных программ  как доминанта становления коммуникативной культуры на ступени дошкольного образования.

Задачи речевого развития в Примерной  основной  общеобразовательной  программе  дошкольного  образования  «От  рождения  до  школы»

Развитие  свободного  общения  со  взрослыми  и  детьми  4 – 5 лет

Обсуждать  с  детьми  информацию  о  предметах,  явлениях,  события,  выходящих  за  пределы  привычного  им  ближайшего  окружения.

Выслушивать  детей,  уточнять  их  ответы,  подсказывать  слова,  более  точно  отражающие  особенность  предмета,  явления,  состояния,  поступка;  помогать  логично  и  понятно  высказывать  суждение.

Способствовать  развитию  любознательности.  

Помогать  детям  доброжелательно  общаться  со  сверстниками,  подсказывать,  как  можно  порадовать  друга,  поздравить  его,  как  спокойно  высказать  своё  недовольство  его  поступком,  как  извиниться.

Помогать  детям  выражать  свою  точку  зрения,  обсуждать  со  сверстниками  различные  ситуации.

Дифференцированный подход является одним из важнейших принципов обучения. Реализация  данного подхода в обучении позволяет воспитателю в результате всестороннего изучения своих  воспитанников создать представления о каждом из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения.

Остановлюсь на особенностях дифференцированного подхода в образовательной области «Коммуникация» на примере группы дошкольников в ГБДОУ №22 Московского района г. Санкт-Петербурга. Группа наша коррекционная, дети с ОНР, а также с ОВЗ. Группа собрана из различных ДОУ нашего района.

В группе 15 детей, из них 7 девочек и 8 мальчиков. 10 детей старшего возраста (от 5 до 6 лет) и 5детей среднего возраста (от 4 до 5лет).  

Из карт здоровья предоставленных врачом: 14 детей со второй группой здоровья и один с третьей.

  Для формирования подгрупп мы вначале решили определить признаки, которые будут положены в основу деления на группы. Наша группа работает по программе ДОУ, написанной по Примерной  основной  общеобразовательной  программе  дошкольного  образования  «От  рождения  до  школы» под реакцией Вераксы

Планируемые  промежуточные  результаты  освоения  программы  в  образовательной  области  «Коммуникация» (средний  возраст)

Понимает  и  употребляет  слова-антонимы; умеет  образовывать  новые  слова  по  аналогии  со  знакомыми словами  (сахарница – сухарница).

Умеет  выделять  первый  звук  в  слове.

Рассказывает  о   содержании  сюжетной  картинки.  

С  помощью  взрослого  повторяет  образцы  описания  игрушки.

Развитие  свободного  общения  со  взрослыми  и  детьми  5 – 6 лет

Продолжать  развивать  речь  как  средство  общения.  Расширять представления детей о многообразии  окружающего  мира.

Поощрять  попытки  делиться  с  педагогом  и  другими  детьми  разнообразными  впечатлениями,  уточнять  источник  полученной  информации (телепередача,  рассказ взрослого,  посещение  выставки,  детского  спектакля и т.д.).

Учить  детей  решать спорные  вопросы  и  конфликты  с  помощью  речи:  убеждать,  доказывать,  объяснять.  Учить  строить  высказывания.

  Планируемые  промежуточные  результаты  освоения  программы  в  образовательной  области  «Коммуникация»  (старший  возраст)

Может  участвовать  в  беседе.

Умеет  аргументировать  и  доброжелательно  оценивать  ответ,  высказывание  сверстника.

Составляет  по  образцу  рассказы  по  сюжетной  картине,  по  набору  картинок;  последовательно,   без  существенных  пропусков  пересказывает  небольшие  литературные  произведения.

Определяет  место  звука  в  слове.

Умеет  подбирать  к  существительному  несколько  прилагательных;  заменять  слово  другим  словом  со  сходным  значением.

На основе этих данных провели мониторинг уровней овладения необходимыми навыками и умениями в образовательной области «Коммуникация»

Мониторинговые индикаторы по сути  являются планируемыми результатами формирования того или иного интегративного качества в каждой возрастной группе и имеют преемственный с возрастной точки зрения характер. Их распределение по уровням достижения планируемых результатов позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс и вводит психическое развитие ребенка-дошкольника в контекст целенаправленного формирования возрастных психологических новообразований посредством освоения ребенком образовательных областей.

Результаты проведённого мониторинга:

Средний уровень коммуникативных навыков 6,7%

Низкий уровень коммуникативных навыков 80%

Ниже нижнего уровень коммуникативных навыков 13,4%

Учитывая педагогические и психологические особенности детей, результаты педагогического  мониторинга и диагностики, проведённой учителем-логопедом, мнения специалистов (руководителей физического и музыкального воспитания), анкетирования родителей, на медико-педагогическом совещании  сформировали подгруппы.

Для работы по формированию коммуникативных навыков с различными подгруппами, мы создали картотетики лексического материала, игр и упражнений с разным уровнем сложности речевого материала.

  • Лексический материал
  • Грамматический материал
  • Коммуникативные игры
  • Загадки по всем лексическим темам
  • Сюжетные картинки для составления рассказов
  • Опорные схемы для составления рассказов
  • Материал для активизиции звуков
  • Речевой материал для прведения прогулок
  • Подвижные игры с речевым материалом

Эти карточки позволяют нам быстро подобрать речеввой и игровой материал к текущий лексической теме для детей с разным уровнем умственной активности, а также при необходимости заменить его на более доступный, если дети не справляются или более сложный при больших успехах детей.

В связи с тем, что с каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся  в логопедической помощи, актуальной становится задача поиска наиболее эффективных путей их воспитания и обучения, использование в работе современных достижений науки и техники. В  настоящее время многие педагоги в своей практике активно применяют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – технологии доступа к различным информационным источникам, направленные на получение  конкретного результата. Они помогают в решении многих задач: в работе с детьми, с родителями, с педагогами и в саморазвитии.

Мы также используем  в своей работе мультимедийные пособия, вызывающие интерес у родителей, помогающие преодолеть детские  проблемы,  дающие возможность осуществлять дифференцированный подход  к обучению: сложность и объём заданий можно настроить для каждой подгруппы детей.

Электронные презентации можно использовать на различных этапах работы с детьми.

В своей работе мы используем компакт диски  издательства «Учитель»:

  • общее речевое развитие
  • коммуникативная деятельность дошкольников
  • логопедические пазлы (прогрессивные технологии обучения детей)
  • рабочие тетради «Подготовка к школе»
  • мониторинг качества основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  • обучающие раскраски
  • раскраски-загадки «Кто это? Что это?»

Рабочие тетради позволяют напечать именно тот материал, с которым может справится та или иная подгруппа детей.

Без совместной усилий с родителями работа над речью детей будет осложнена.

В начале года чтобы детям и родителям было легче адаптироваться в нашем детском саду мы организовали проект «Улыбка» (так называется наша группа):

  • Анкетирование родителей
  • Рисование на тему моя семья
  • Составление рассказов детей осебе по схеме
  • Создание книги рассказов о семье с детскими рисунками
  • Чтение художественой литературы
  • Коллекция смайликов (улыбок), подключились не только дети и родители, но и сотрудники сада
  • Выставка совместных работ из природного материала на тему «Улыбка»
  • 5 октября в день УЛЫБКИ мы провели праздник «День рождения группы» совместно с родителями.

Это очень помогло сдружить наш коллектив детей сотрудников и родителей.

Так как дети делают большие успехи, планируем после нового года провести дополнительное обследование для коректировки перспективного планирования.

Наибольшие сложности возникают в работе с детьми часто пропускающими детский сад. Трое детей удаляли аденоиды, востанавливаются дома. Для этих родителей проводим индивидуальные консультации, печатаем рекомендации с игровым материалом для занятий дома.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Анализ научно-методических исследований показал, что только при своевременно принятых мерах: комплексной диагностике, адекватной методике при интегрированном подходе к проблемам речевых нарушений – можно максимально скорректировать речевые нарушения, что предоставит ребенку-дошкольнику возможность успешно развиваться, обучаться и адаптироваться в обществе сверстников и взрослых (В.И. Бильтюков, П.П Блонский, Л.С. Волков, Г.В. Гуровец, В.П. Кащенко,   Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская).  

Реализация дифференцированного подхода в процессе обучения коммуникативным навыкам и умениям способствует обеспечению равных стартовых возможностей дошкольников на этапе дошкольного образования и подготовке их к школе. Нам предстоит большая сложная работа по всем разделам образовательной области «Коммуникация».

Однако, как показала практика, разработанность содержания, обеспечивающих решение задач образовательной области «Коммуникация», не гарантирует достижения планируемого результата. Очевидно, что решение данных задач требует профессионально подготовленного педагога дошкольного образовательного учреждения, обладающего (среди прочих) коммуникативной компетентностью.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Примерная основная  общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
  2. Веракса  А. Н.  Индивидуальная  психологическая  диагностика ребёнка 5 – 7 лет. М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2012
  3. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические  основы развития речи дошкольников. М., 2002.
  4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб «Детство-Пресс», 2007.
  5. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и бучения дошкольников родному языку. М., 1997.
  6. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: «Сфера», 2008.
  7. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010
  8. Киселёва О.И. нетрадиционные методы и приёмы обучения старших дошкольников монологической речи. Журнал «Детский сад: теория и практика» №3 2012.
  9. Сомкова О.Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Журнал «Детский сад: теория и практика» №3 2012.
  10. Безрукова О.А. инновационный подход к обследованию речи ребёнка дошкольного возраста. Журнал «Детский сад: теория и практика» №3 2012.
  11. Атарова А.Н. Теоретические основы организации дифференцированного подхода. СПб., 2012
  12. Захарова Т. Н. Дифференцированный подход  как условие речевого развития дошкольников. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat
  13.  Гриднёва Л.А.  К проблеме поиска путей и способов  решения задач образовательной  области «Коммуникация»  в  ДОУ.  Педагогическая наука и практика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалогическое общение в образовательной области "Коммуникация" детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются условия для развития диалогического общения в коммуникативном взаимодействии....

Реализация образовательной области "Коммуникация" в контексте технологии блочно-тематического планирования

Материал был подготовлен для выступления на августовской конференции по теме "ФГТ"...

Перспективно – тематическое планирование "Коммуникация"

Материал подобран в соответствии с лексическими темами....

Непосредственно образовательная деятельность, образовательная область Коммуникация" в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»  (с использованием интерактивной доски)...

Непосредственно образовательная деятельность, образовательная область "Коммуникация" в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»  (с использованием интерактивной доски)...

Непосредственно образовательная деятельность, образовательная область Коммуникация" в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»  (с использованием интерактивной доски)...