Звук и буква "Т"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Шабанова Ирина Олеговна

Развитие слухового восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_zvuk_i_bukva_t.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:   ЗВУК и БУКВА «Т».

ЦЕЛИ: - четкое произнесение звука «т»;

 - выделение звука «т» из потока согласных звуков, слогов, слов;                   - закрепление навыков звукового анализа и синтеза прямых и обратных слогов;

-развитие общего и слухового внимания;

- развитие памяти, мышления;

- закрепление навыков конструирования букв, написания буквы «т»;

-закрепление навыка чтения прямых и обратных слогов, профилактика дисграфии и дислексии;

-развитие тонкой моторики;

- работа над координацией речи и движений;

-работа над грамматическим строем речи( образование относительных прилагательных от существительных);

-активизация словаря по лексической теме « Одежда, обувь»

Оборудование:       предметные картинки на звук «т»,

                                        простые карандаши,

                                              наборы для звукового анализа;

                                 панно с  буквами для чтения слогов;

                                 подносы и счётные палочки;

                                        предметные картинки по лексической теме «Одежда,                                          

        обувь»

        1

1.Организационный момент:

Логопед: - Дети, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с гостями.

Дети: - Здравствуйте!

2.Дыхательная гимнастика.

Логопед: - Дети, встаньте в круг, чтобы всем  было удобно. Сделаем дыхательную гимнастику.

а) на вдох - поднять правое плечо,

     на выдох – опустить правое плечо, ( повторить 3 раза)

на вдох – поднять левое плечо,

на выдох – опустить левое плечо, (повторить 3 раза)

     на вдох - поднять оба плеча,

     на выдох – опустить оба плеча, (повторить 3 раза)

б)  Рот закрыт, дышать носом, правая рука лежит на животе,

      поём гласные звуки на одном выдохе: уаи, ауи, иау.

Посадка: - Сядет тот ,кто  назовёт слова на звук «а», «у», «и», «п», «т».

3. Повторение.

Логопед: - Дети, какой звук мы сейчас проходим?

Дети: - Звук «т».

Логопед: - Какой звук «т»? Он гласный или согласный?

Дети: - Звук «т» согласный. Звук «т» нельзя тянуть и петь. Мы произносим звук «т» без голоса. Звук «т» согласный твёрдый глухой.

Логопед: - На что похож звук «т», когда мы его произносим?

Дети: - Звук «т» похож на удары молотка.

Логопед: - Правильно, дети. Давайте возьмём в руки наши « волшебные молоточки» и ударим ими. Все готовы?

Дети: - Да.

4.Работа над координацией речи и движений. Игра «Молоток».

Логопед: - Ударим большим молотком сильно - звук будет громким, ударим маленьким молотком слабо – звук будет тихим.

 ( Дети вместе с логопедом повторяют слова и выполняют движения.)

« Тук – тук- тук, тук-тук-тук,

 Молоток мой лучший друг!» (громко и тихо)

Логопед: - Уберите молоточки в сторону.( Дети убирают воображаемые мо-лоточки.)

 Логопед: - Дети, а вы  любите играть?

Дети: - Да.

Логопед: -Давайте поиграем в любимые игры.

5.Игра «Поймай звук в ладошки» - на развитие  общего и слухового внимания.

(Логопед называет звуки, слоги, слова , если дети услышат  звук «т», должны хлопнуть в ладоши.)

а) выделение звука «т» из потока согласных звуков: ( п, т, к, к, т, п, х, т,…)

б) в  слогах: ( ап, ат, ук, уп, ут, ик, ик, ит, ап, ип, ит,…та, па, ка, пу, ту, ку, то, по )

в) в словах: ( кит, сук, бант, суп, бегемот, мак, торт, Таня, Катя, пол, тапки, кот, Полина, калина, туфли, ком, майка, самолёт, танк, Коля Толя, кухня…)

6.Игра « Живые звуки» - на развитие  навыков звукового анализа и синтеза, преобразование, составление схем.

УТ  ТУ  АТ  ТА  ИТ  ТАК  ТУК  ТОТ

Логопед: - Какой звук 1- ый?  Какой звук 2-ой? Какой 3 – ий звук? Сколько всего звуков ?

( Двое детей у доски  произносят по очереди свой звук, остальные на столах выкладывают схемы.)

7. Игры на развитие  внимания, памяти « Чего не хватает?», « Что изменилось?»

Логопед: - Дети, а вы  всегда внимательные?

Дети: - Да.

Логопед: - Давайте проверим это. Сейчас мы поиграем в игру « Чего не хватает?» Назовите картинки по порядку. Запомнили? Закройте глаза.

 ТАПКИ - ТАНК-ТОМ-ТОРТ-БАНТ-БЕГЕМОТ

( Логопед убирает одну из картинок, дети открывают глаза и называют, какой картинки не хватает.)

Дети:- Не хватает танка (тома, банта…)

 Игра « Что изменилось?»

( Логопед  переставляет 2 картинки из ряда местами, дети открывают глаза и говорят, что изменилось. )

Дети: -  Танк стоял на 2-м месте, а  торт на 4-м месте и т.д.

 Логопед: - Молодцы, дети.

8. Динамическая пауза. Игра  «Аист»- работа над координацией речи и движений.

Аист, аист, длинноногий

Покажи домой дорогу.

Топни правою ногой,

Топни левою  ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой,

Потом правою ногой,

Потом левою ногой.

И тогда придёшь домой.

 Логопед: - дети, сядьте на стульчики.

9.Различение звуков и букв.

Логопед: -  Сегодня мы говорили о звуке «т». Но скоро вы пойдёте в школу. А вы знаете буквы, умеете их читать?

Дети:- Да.

Логопед: - А чем буквы отличаются от звуков?

Дети: - Звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем.
10.Игра « Едем в гости к букве» - на закрепление навыков чтения обратных и прямых слогов.

Логопед: - Давайте  отправимся к буквам в гости и поиграем в нашу любимую игру « Едем в гости к букве». Внимательно следите за указкой.

У

А        Т

И

Логопед: - Молодцы, ребята.

11.Игра  «Конструкторы» -  складывание  букв из счётных палочек, закрепление навыка написания буквы (обведение по контуру.)

Логопед: -  Дети, у вас на столах  стоят подносы с палочками. Предлагаю вам  стать маленькими  конструкторами и построить буквы из палочек.

Сложите букву :

У   А  И  Т

Логопед: - Молодцы. Обведите букву по контуру  пальчиком. Хорошо. Вспомните стихи про буквы.

У  « У дубочка два сучочка»

А «А, как  лесенка стоит перед входом в алфавит»

И  «Молоток я раздобыл

       Из дощечек букву сбил.

       - Сколько здесь дощечек?

      - Три. А какая буква?

      - И.»

Т  «Тук-тук-тук, тук-тук-тук

     Молоток мой лучший друг!»

12.Массаж кистей и пальцев рук гранёным карандашом.

( Положить карандаш на правую ладонь, движения вперёд – назад, затем на левую ладонь. Движения вперёд – назад,  карандаш держать между ладонями.)

13. Пальчиковая гимнастика.

     Пальцы делают зарядку,        (сжимать и разжимать пальчики в кулачки )

     Чтобы меньше уставать.

     А потом они в тетрадках

     Будут палочки писать.

14. Отгадывание загадок.

Логопед: - Дети, пока мы с вами играли, кто-то принёс конверт.  Не видели?

Дети: - Нет, не видели.

Логопед: - Давайте  его откроем и прочитаем, что там написано.                         А) Отгадайте мои загадки:

« Эта обувь всем знакома,

  В ней ногам уютно дома.

  Мамочки и папочки

  Тоже любят….( тапочки).  

                                               

  «Чтоб не мёрзли наши ножки,

   Обуваем мы ….(сапожки)

                                             

   «В  ясный день сидим мы дома.

   Если дождь – у нас работа:

    Топать, шлёпать по болотам»

                   ( резиновые сапоги, калоши)

    «Вокруг шеи свернулся калачик,

     От мороза детишек он прячет.

                                               (Шарф)

                                                                     

    «Пять мешочков шерстяных

     Греются братишки  в них»

                                       (перчатки)

  б) Знаете ли вы из чего делают эти изделия, какие они?  А я не знаю . Подпись: Незнайка.

Игра «Из чего какой, какая?»

Логопед:  - Дети, справитесь с заданием? Их прислал нам Незнайка.

Дети:- Да.  

Дети получают картинки с изображением предметов обуви, одежды и называют.

Перчатки из шерсти - шерстяные,

Кофта из шерсти – шерстяная,                                                                                  шарф из шерсти – шерстяной,

Куртка из непромокаемой ткани – непромокаемая,

Сапоги из резины – резиновые,

         из кожи – кожаны,

Тапки  из войлока – войлочные и т. д.

15. Итог занятия.

Логопед: - Дети, вы справились со всеми заданиями, помогли Незнайке. Молодцы! Получите призы.

                         


УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД №41 « РАДУГА»

Конспект занятия для родителей и воспитателей

« ЗВУК И БУКВА  Т»

                                                 Провела:

                                                                                    учитель – логопед Шабанова И.О.

г. Видное

2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...