Планы
материал по логопедии по теме

Прошина Вера Михайловна

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ  ЗАНЯТИЙ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ МБДОУ детский сад комбинированного вида №8

(ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ).

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН  ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ, проводимых в подготовительной группе, ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ, ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И ОБУЧЕНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ (ТНР)  1 период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tnrpersp._plan_podgot_gr_1_period.docx64.09 КБ

Предварительный просмотр:

 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН  ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ, проводимых в подготовительной группе, ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ, ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И ОБУЧЕНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ (ТНР)  1 период

Дата

 № недели

ЗАНЯТИЯ

З

В

У

К

И

Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза,  обучение грамоте

ЗАНЯТИЯ

Формирование лексико-грамматических компонентов языка и обучение связной речи.

СЕНТЯБРЬ

1

Диагностическое обследование

2

Диагностическое обследование

3

2

У

А

 

                 

Источник

Вычленение слова из речевого потока, знакомство с длинными и короткими  словами,  линейность звуков в слове.

Определение наличия звука (У) в словах. Выделение звука (А) в ряду гласных, слогах, словах. Определение позиции звука в слове ( начало, конец).

О.С.Гомзяк  с.8,13 Конспекты фронт. зан.

Е.А.Пожиленко с.21 Волшебный мир

С.П.Цуканова , Л.Л.Бетц Конспекты занятий.

 

3

Тема: «Осень. Изменения в природе».

Дифференциация глаголов ед. и мн.ч. Туча по небу плывет – тучи по небу плывут.

Образование сущ. с ум.-ласкат. суффиксами. Дождь – дождик, дождичек.

Образование глаголов с приставками. Улетели, слетели, вылетели, перелетели.

Образование относительных прилагательных. День с ветром – ветреный день. Погода осенью – осенняя.

Согласование прилагательных с сущ. в роде и числе. Осенний день, осеннее солнце, осенние листья, осенняя погода.

Образование сущ. ед. и мн.ч. в разных падежах.

1. Р.п. Мало солнца, много туч.

2. Т.п. Иду под дождем (дождями).

3. Пр.п. Дети рассказывали о дождливой погоде, о серых тучах.

Образование качественных прилагательных. Дождь – дождливая, ветер – ветреная, холодно – холодная…

Поиск антонимов «Скажи наоборот».

Подбор родственных слов: лист, лес.

Объясни словечко: листопад, проливной, разноцветные.

Е.А.Пожиленко с.71Мир вокруг нас ч..2

Картотека по грам.  «Осень».

Предлог « НА».

Источник О.С.Яцель с.4 Конспекты занятий .

Рассказывание по теме «Осень».

Источник  О.С.Гомзяк с.9 Конспекты зан. по связ. речи

Н.Е.Арбекова  21,23

Словарь

Обогащение предметного словаря: листопад, дождь, времена года, месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь),  тучи, лужи, осень, сезон, ливень, морось, погода, урожай, ветер, листва, заморозок, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, слякоть, озимь, увядание, мгла, зонт.

Обогащение словаря признаков: осенний, затяжной, пасмурный, дождливый, спелый, опавший, ранняя, поздняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, богатый, длинный, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, сырая, голые, увядающий, печальный, дивная, прекрасная, перелетные, зимующие. 

1.Прилагательные, обозначающие цветовые оттенки: багряный, желто-коричневый.

2. Качественные прилагательные: ветер – пронзительный, холодный; птицы – перелетные. 

Активизация глагольного словаря: капать, лить, моросить, светить, убирать, падать, дуть, летят, шелестят, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаться, улетают,  срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут.

Активизация словаря наречий: дождливо, холодно, ветрено, хмуро, пасмурно, рано, поздно, ярко, солнечно.

Развитие общих речевых навыков

Тренировка плавного выдоха «Осенние листочки».

Дыхательные упражнения.

«Дождик» (работа над темпом и ритмом речи).

 Источник  Е.А.Пожиленко «Осень» с.7-11 Арт. гимнастика

О.С.Гомзяк с.8 Конспекты фронт. зан.

Развитие общей и мелкой моторики

Раскрашивание, выкладывание из зерен и семечек и др.

«Дует, дует ветер», «Ветер по лесу летал, ветер листики считал».

Источник  Картотека игр и упр. «Осень»

О.С.Гомзяк с.8 Конспекты фронт. зан.

Развитие психологической базы речи

Развитие зрит. внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Что перепутал художник?» (лето/осень). Развитие лог. мышления: «Четвертый лишний» (времена года); отгад. загадок. Слух. внимание «Когда это бывает?» (признаки лета и осени). Формирование языкового чутья: объяснение золотая осень, золотые листья.

Источник   Е.А.Пожиленко «Осень» с.81 Мир вокруг нас ч..2

Картотека игр и упр. «Осень»

Н.Е.Арбекова 21,23

4

2

УА

И

             

                Источник

Закрепление знаний о терминах «звук», «слово», учить слышать разные звуки, узнавать слова, в которых не хватает одного звука, подбирать слова с заданным звуком.

Различать длинные и короткие слова.

Анализ и синтез слогов АУ-УА

Определение позиции звука в слове

( начало, конец). Анализ и синтез слога ИА. Условное обозначение гласного звука фишкой красного цвета.

Условно – графическое обозначение слова.

О.С.Гомзяк с.19,25  Конспекты фронт. зан.

Е.А.Пожиленко с.24 Волшебный мир

С.П.Цуканова , Л.Л.Бетц Конспекты занятий.

        

3

Тема: «Деревья».

Образование сущ. с ум.-ласк. суффиксом. Тополь – тополек.

Образование сущ. мн.ч. в И.п. и Р.п. Клен – клены – кленов.

Образование сущ. мн.ч. в И.п. и Р.п. Одно дерево – два дерева – пять деревьев.

Образование относительных прилагательных. Лист березы – березовый…

Образование прилагательного жен., муж. и ср.р. «Назови предмет со словом «сосновый»»: бор (какой?) – сосновый, кресло (какое?) - сосновое, мебель (какая?) – сосновая..

Образование относительных прилаг. «Как назвать лес?» Если в роще растут березы, то эта роща называется – березовая.

Поиск соответствующего понятия «Чьи плоды (семена)?) Желуди растут на – дубе…

Игра «Подбери слова-действия» Лист (что делает?) желтеет, растет...

«Какие бывают леса?» Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес – лиственный….

Образование антонимов. Высокий – низкий, толстый – тонкий

Подбор родственных слов: лес, лист, дуб, береза, дерево.

Картотека по грам.  «Деревья».

Предлог « ПОД».

Источник О.С.Яцель с. 6. Конспекты занятий .

Составление описательного рассказа о дереве.

Источник  О.С.Гомзяк с.12 Конспекты зан. по связ. Речи

Н.Е.Арбекова 23,27

Словарь

Обогащение предметного словаря: деревья, клен, тополь, осина, черемуха, липа, дуб, береза, ива, рябина, ель, сосна, вишня, яблоня, слива, груша, лес, бор, роща, чаща, сад, дубрава, березняк, осинник, плод, шишка, желудь, сережка, крона, макушка, ствол, ветка, сук, корни, кора, листья, иголки, хвоя, лепестки, цветки, почки, толщина, высота, цвет, листопад.

Обогащение словаря признаков: хвойные, лиственные, фруктовые, смешанный, сосновый, дубовый, березовый, кленовый, рябиновый, еловый, цветущий, душистый, нарядный, кудрявый, дремучий, густой, багряный, темно-зеленый, желтый, стройный, тонкая, высокая, низкая, колючая, крупные, мелкие, продолговатые, длинные, резные, зубчатые, волнистые, круглые, острые.

Активизация глагольного словаря: копать, сажать, поливать, расти, цвести, зреть, срывать, падать, осыпаться, лететь, шуршать, шелестеть, желтеть, сохнуть, распускаться, качаться, зеленеть, наклоняться, спиливать, ронять, очищать, ломать, охранять

Развитие общих речевых навыков

Тренировка плавного выдоха «Осенние листочки».

Развитие силы и длительности выдоха.

Пропевание гласных звуков.

 Источник  Е.А.Пожиленко «Осень» с.7-11 Арт. гимнастика

 О.С.Гомзяк с.19 Конспекты фронт. зан.

Развитие общей и мелкой моторики

«Выложи из палочек высокую и низкую елочку, сосну».

Источник  Е.А.Пожиленко «Осень» с.7-11 Арт. гимнастика

Картотека игр и упр. «Деревья».

О.С.Гомзяк с.19 Конспекты фронт. зан.

Развитие психологической базы речи

Развитие логического мышления: игра «Четвертый лишний», отгадывание загадок. Игра «Что не так?»

«Хитрые вопросы».

Занимательные головоломки.

Развитие зрительного внимания: игра «Ошибки художника», «С какого дерева листик?», «Найди два одинаковых листочка».

Развитие памяти: игры «Чего не стало?»

Источник  Е.А.Пожиленко «Осень» с.81 Мир вокруг нас ч..2

Н.Е.Арбекова 29,27

Картотека игр и упр. «Деревья».

ОКТЯБРЬ

1

1

1

П-Пь

К-Кь

                 Источник

Выделение заданного гласного из потока звуков.

Понятие «гласный звук»    

Слово. Предложение.    

Закрепить знания детей о слове, его значении, смысловой стороне слова          

познакомить с термином «предложение», выделение предложения из потока речи, дифференцировать понятия «слово» и «предложение». Граф. изображение предложения одной чертой с точкой.

Определение позиции звука в слове

( начало, конец). Анализ обратного слога АП. Анализ прямых слогов ПА, ПИ

 О.С.Гомзяк с.29,35

Е.А.Пожиленко с.32

С.П.Цуканова , Л.Л.Бетц Конспекты занятий.

3

Тема: «Овощи». 

Образование сущ. с ум.-ласк. и увеличительными суффиксами. Баклажанчик, огурчик,  помидорище.

Образование мн.ч. сущ. в И.п. и Р.п. «Один – много».

Образование сущ. в разных падежах.

1. Р.п. мн.ч. Чего много в огороде?

2. Д.п. ед.ч. и мн.ч. Чему дашь воды?

3. Тв.п. ед. и мн.ч. Капельки росы блестели на помидорах, огурцах…

Согласование числ. с сущ. в роде, числе и падеже. Одна слива …

Употребление предлогов (вставить в предложение пропущенный предлог). Свекла лежала … столе.

Образование глаголов с приставками. Прополоть, переполоть, выполоть.

Образование относительных прилагательных. Сок из моркови - морковный.

Дифференциация глаголов сов. и несов.в. Собирают – собрали.

Образование сложных слов путем соединения двух корней. Кисло-сладкий вкус, красно-желтый бочок; овощерезка, картофелечистка.

Антонимы. Кабачок большой, а огурец – маленький.

Поиск соответствующего глагола «Убираем урожай». Морковь, свеклу, репу - …(дергают).

Подбор родственных слов. Овощи, огород.

Многозначность слов: салат, лук.

Е.А.Пожиленко «Овощи» с 91. Мир вокруг нас ч..2

Картотека по грам.  «Овощи».

Предлог « НА,ПОД».

Источник О.С.Яцель с.7. Конспекты занятий

Пересказ русской народной сказки « Мужик и медведь».

Источник  О.С.Гомзяк с.16. Конспекты зан. по связ. Речи

Н.Е.Арбекова 31, 37

Словарь

Обогащение предметного словаря: огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, удобрение, вредители, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив.

Активизация и обогащение словаря признаков: 1. Цвет: свекольный, розовато-белый, малиново-синий, красный, зеленый, желтый…

2. Форма: круглый, овальный, треугольный, вытянутый, продолговатый.

3. Вкус: сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, вкусный, неспелый, невкусный, сочный.

Активизация глагольного словаря: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготовлять, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить.

Развитие общих речевых навыков

Развитие речевого дыхания.

Интонационная выразительность речи; четкость дикции «Купите лук» (Нищева, 425

Источник  Е.А.Пожиленко«Овощи» Арт. гимнастика с.13-15

Картотека арт. сказок  «Овощи»

О.С.Гомзяк с.29 Конспекты фронт. зан.

Развитие общей и мелкой моторики

Развитие тактильного восприятия: игра «Чудесный мешочек».

Развитие мелкой моторики: выкладывание лото, штрихование, раскрашивание, соединение по точкам.

Источник  Е.А.Пожиленко «Овощи» с.12 Арт. гимнастика

Картотека игр и упр. «Овощи»

О.С.Гомзяк  с.29 Конспекты фронт. зан.

Развитие психологической базы речи

Развитие зрительного внимания: «Найди на картинке одинаковые овощи», «Какие овощи спрятались на картинке?», «Узнай по контуру».

Развитие логического мышления: «Отгадай загадку, объясни отгадку».

«Подскажи словечко» (у бабушки на грядке выросли загадки). «Четвертый лишний».

Источник  Е.А.Пожиленко  «Овощи.  Огород. Поле .» с.104 Мир вокруг нас ч..2

Картотека игр и упр. «Овощи»

Н.Е.Арбекова 31, 37

2

2

Т-Ть

К-Т

                    Источник

Анализ предложения

Дифференцировать понятия «слово» и «предложение».

Выделение первого ударного звука в слове ; термин «слог».

Деление двусложных слов из открытых слогов на части.

Моделирование слогового состава слова при помощи слоговой линейки.

Определение позиции звука в словах (начало, середина, конец). Анализ слогов ОП,ОТ,ПО,ТО.

Анализ слогов АТ, ОТ,ТУ,ТИ.

О.С.Гомзяк с.41,46

С.П.Цуканова , Л.Л.Бетц Конспекты занятий.

3

Тема: «Фрукты». 

Образование сущ. с ум.-ласк. суф. Арбуз – арбузик.

Образование сущ. ед. и мн.ч. в разных падежах:

1. Р.п. На картине много лимонов…

2. В.п. Я положу в рот вишню…

3. Т.п. Я пойду за сливами…

Согласование числ. с сущ. в роде, падеже и числе. Один персик…

Согласование прилагательных с существительными. Яблоко – ароматное.

Образование относительных прилагательных. Кисель из слив - сливовый.

 Употребление глаголов с приставками. Копать, закопать, выкопать.

Образование сложных слов путем соединения двух корней. Кисло-сладкий вкус.

Употребление предлогов. Сорвать с дерева. Лежат на земле. Сок из слив. Яблоко упало с дерева. В банке вкусное варенье из персиков.

Антонимы. Крупный – мелкий, большой – маленький, зрелый – зеленый, сладкий – кислый, гладкий – шероховатый.

Подбор родственных слов: яблоко, сад.

Многозначность: косточка, кисть.

Объясни значение выражений: изюминка в человеке.

Е.А.Пожиленко «Фрукты» с.117 Мир вокруг нас ч..2

Картотека по грам.  «Фрукты».

Предлог «В».

Источник О.С.Яцель с.9. Конспекты занятий

Пересказ рассказа Л.Толстого «Косточка».

Источник  О.С.Гомзяк с.19 Конспекты зан. по связ. речи

Н.Е.Арбекова 39, 41

Словарь

Активизация предметного словаря: яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, персик, арбуз, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, косточка, корка, яблоня, ветка, сад, урожай, полив, компот, джем, варенье, сок, садовод.

Активизация словаря признаков: 1. Цвет: малиновый, лимонный, золотисто-оранжевый, красный, зеленый, желтый.

2. Форма: круглый, треугольный, овальный, вытянутый, большой, маленький.

3. На ощупь: гладкий, шершавый, мягкий, твердый.

4. На вкус: спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный.

5. Запах: душистый, ароматный.

Активизация глагольного словаря: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготовлять, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать.

Уточнение и активизация наречий: Во рту (как?) – кисло, сладко, горько, пресно.

Развитие общих речевых навыков

Развитие длительного плавного выдоха «Чей пароход лучше гудит?»

Развитие обоняния, глубокого вдоха.

Источник  Е.А.Пожиленко «Фрукты». Арт. гимнастика с.18-21

О.С.Гомзяк с.41 Конспекты фронт. зан.

Развитие общей и мелкой моторики

Развитие тактильного восприятия: игра «Чудесный мешочек».

Развитие мелкой моторики: выкладывание лото, штрихование, раскрашивание, соединение по точкам.

«Дует, дует ветер..»,  «Ветер по лесу летал, ветер листики считал».

Источник  Е.А.Пожиленко «Фрукты». Арт. гимнастика с.17

Картотека игр и упр. «Фрукты»

О.С.Гомзяк с.41 Конспекты фронт. зан.

Развитие психологической базы речи.

Развитие зрительного внимания: «Найди на картинке одинаковые фрукты», «Какие фрукты спрятались на картинке?», «Узнай по контуру».

Развитие логического мышления: «Отгадай загадку, объясни отгадку».

«Подскажи словечко» «Четвертый лишний».

Развитие слухового внимания.

Источник  Е.А.Пожиленко  « Фрукты. Ягоды. Цветы. Сад» .с.129

Н.Е.Арбекова 39, 41

Картотека игр и упр. по теме « Фрукты».

3

2

П-Т-К

О

                    Источник

Моделирование слогового состава слова при помощи слоговой линейки.

Анализ слов КОТ, КИТ.

Определение позиции звука в словах (начало, середина, конец).

О.С.Гомзяк с.50. Конспекты фронт. зан.

3

Тема: «Насекомые».

Образование сущ. мн.ч. в разных падежах:

  1. Р.п. В поле много кузнечиков, бабочек, муравьев.
  2. В.п. Кого поймал? Муху, кузнечика. Что несет муравей? Травинку, листик.
  3. Т.п. Чем поймали бабочку? Сачком, панамкой.
  4. П.п. Энтомолог рассказал о редкой бабочке и больших осах.

Закрепление употребления предлогов в, на, над, под, из-за, из-под.

Согласование сущ. с числ. в роде, числе и падеже. Одна стрекоза…

Образование сущ с ум.-ласк. суфф. Комарик.

Образование притяжательных прилагательных. Комариный, пчелиный, муравьиный.

Образование глаголов с помощью приставок. Ползать – уползти, переползти, выползти, отползти, заползти.

Прыгать – упрыгать, допрыгать, запрыгать, перепрыгать.

Образование сложных слов. Стрекоза с большими глазами – большеглазая.

Бабочка с яркими крыльями - яркокрылая.

Кузнечик с длинными ногами - длинноногий.

Подбор родственных слов. Пчела, муравей.

Многозначность: крыло..

Картотека по грам. «Насекомые».

Предлог « В,НА».

Источник О.С.Яцель с.11. Конспекты занятий

Составление описательного рассказа о пчеле.

Источник  О.С.Гомзяк с.21 Конспекты зан. по связ. речи

Н.Е.Арбекова 136,138

Картотека игр и упр. по теме « Насекомые».

Словарь

Обогащение предметного словаря: насекомые, пчела, шмель, жук, муравей, кузнечик, муха, комар, гусеница, бабочка, личинка, кокон, стрекоза, плавунец, крыло, жало, лапка, усики, рой, улей, гнездо, муравейник, яйца, сачок, тля, роса, жук-дровосек, жук-водомер.

Обогащение словаря признаков: летающий, полосатый, рогатый, маленький, вредный, полезный, красивый, легкий, сильный, яркий.

Активизация глагольного словаря: летать, ползать, шевелить, строить, собирать, жалить, жужжать, кусать, прыгать, пищать, стрекотать, ловить.

Активизация словаря наречий:   быстро, медленно, больно, громко, тихо, высоко.

Антонимы: маленький – большой, громко – тихо, быстро – медленно, вредный – полезный.

Объясни словечко. Муравейник, плавунец, дровосек, водомер.

Объясни значение выражения. Тружусь как пчелка. Сделать из мухи слона. Как сонная муха. Мухи не обидит.

Развитие общих речевых навыков

Картотека арт. сказок «Насекомые».

О.С.Гомзяк с50

Развитие общей и мелкой моторики

Картотека игр и упр. «Насекомые».

О.С.Гомзяк с.50

4

1

1

Х-Хь

К-Х

Источник

Знакомство с понятием «слог», синтез звуков в односложные слова.

Определение позиции звука в словах (начало, середина, конец). Анализ прямых и обратных слогов АХ,ИХ,ЭХ,ХУ,ХО,ХА. Анализ односложного слова.

О.Н.Лиманская с.63

3

Тема: «Перелетные птицы».

Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование сущ. и прилагательными.

Образование сущ. в разных падежах:

1. Р.п. мн. ч. В полет собирается много птиц. На ветке нет грача.

2. Д.п. мн. ч. 

3. Тв. п. ед. и мн. ч. Лебеди кружат на озером.

4. Пр. п. ед. и мн. ч. Дома дети рассказали о перелетных птицах.

Употребление предлогов. Грачонок сидел в гнезде. Стая птиц кружила над лесом. Птенец вылетел из гнезда. Ласточка вылетела из-за дома.

Образование глаголов с помощью приставок. Лететь – улететь, перелететь, вылететь, залететь, отлететь. Порхать – спорхнуть, упорхнуть.

Образование сложных слов. Не двигается – неподвижный.

Образование сущ. с ум.-ласк. суффиксами. Гнездо – гнездышко.

Образование притяжательных прилагательных. Песня соловьиная, клин журавлиный, орлиный нос и т.д.

Образование однокоренных слов. Глаза – глазок, глазастый.

Согласование числит. с сущ. в роде, числе и падеже. Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек. Много взъерошенных птенцов.

Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит?» Ласточка щебечет, журавль курлычет, кукушка кукует.

Антонимы: зимующие – перелетные; яркий – невзрачный

Е.А.Пожиленко «Птицы» с.191 Мир вокруг нас ч..2

Картотека по грам.  «Птицы».

Предлог « ЗА».

Источник О.С.Яцель с.13. Конспекты занятий

Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли».

Источник  О.С.Гомзяк с.24 Конспекты зан. по связ. речи

Н.Е.Арбекова 1436,149

Картотека игр и упр. по теме « Перелетные птицы».

Словарь

Активизация предметного словаря: птицы, ласточка, аист, цапля, журавль, скворец, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, соловей, лебедь, кукушка, стриж, вершина, дерево, сад, лес, роща, ветка, река, озеро, болото, гнездо, яйца, скворечник, птенцы, корм (семена, ягода, рыба, лягушка), перелет, крик, туловище, длина ног, клюв, длина шеи, крылья, оперенье, хвост, голова, глаз, лапки, перепонки, стая, косяк, клин, караван.

Активизация словаря признаков: перелетные, водоплавающие, болотные, лесные, дикие, хищные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, пушистый, болотные, важный, гордый, длинноногий, высокий, долгий, трудный, тяжелый, изогнутая, выгнутая, сплющенный, треугольный.

Активизация глагольного словаря: летать, возвращаться, кормить, выводить, вить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, порхает, кружит, парит, пикирует, скачет,  садиться, прыгать, ходить, пить, ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести, подгребать, чистить.

Уточнение и активизация наречий: громко, быстро, холодно, пронзительно, неустанно, медленно, ловко, быстро.

Сложенные слова: длинношеяя, водоплавающая.

Развитие общих речевых навыков 

Источник  Е.А.Пожиленко Арт. гимнастика с.74

Картотека арт. сказок «Птицы»

Развитие общей и мелкой моторики

Развитие мелкой моторики: выкладывание из зерен

Источник  Е.А.Пожиленко Арт. гимнастика с.73

Картотека игр и упр. «Перелетные птицы».

Развитие психологической базы речи

Развитие логического мышления: отгадывание загадок, «Четвертый лишний», «Сколько их?»

Развитие пространственной ориентировки: «Кто за кем?»

Игры на восприятие цвета, формы, размера («Узнай предмет по контуру»).

«Четвертый лишний»

Источник  Е.А.Пожиленко «Птицы» с.206  Мир вокруг нас ч..2

Н.Е.Арбекова 136,138

Картотека игр и упр. «Перелетные птицы».

НОЯБРЬ

1

1

1

Ы

АУИЫО

Источник

Закрепить умение делить на слоги 2-3 сложные слова, показать последовательность звучания слогов в слове.

Слогообразующая роль гласных.

Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец ) и обратных слогах. Познакомить детей с ударением. Подбор слов к схемам звукового анализа.

Определение позиции звука в слове (середина, конец). Звуковой анализ слова КИТ.

О.С.Гомзяк

3

Тема: «Грибы. Ягоды».

Образование сущ. с ум.-ласк. суф. Гриб – грибочек.

Образование относительных прилагательных. Суп из грибов – грибной.

Образование сущ. ед. и мн.ч.: назови один – много (один гриб – много грибов);

Согласование прилагательных с существительными.

Употребление предлогов. Гриб под деревом. В банке соленые грибы. Варенье из ягод. За пнем растет гриб. Из леса…

Объясни словечко:  ; мухомор, опенок, белый гриб, сыроежка, поганка, моховик, рыжик, черноплодная, овощерезка, овощехранилище, овощевод.

Объясни значение выражений: грибной год, грибной дождь.

Объясни пословицы. Назвался груздем – полезай в кузов. Осень – запасиха, а зима – подбериха. Готовь сани летом, а телегу – зимой.

Вопросы на засыпку: на опушке три волнушки. Чего больше опушек или волнушек. Чего в лесу больше – грибов или белых грибов? Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше - шляпок или ножек?

Картотека по грам.  «Грибы».

Предлог « К».

Источник О.С.Яцель с15.. Конспекты занятий

Пересказ рассказа В.Катаева « Грибы».

Источник   О.С.Гомзяк с.27 Конспекты зан. по связ. речи

Н./Е. Арбекова  Развиваем связную речь.Конспекты занятий.

Словарь

Активизация предметного словаря: лес, поляна, мох, пень, корзина, роща, чаща, бор; боровик, подосиновик, подберезовик, мухомор, масленок, сыроежка, лисичка, опенок, моховик, груздь, рыжик, волнушка, поганка, гриб, ножка, шляпка, грибница, лукошко, грибник; клубника, смородина, крыжовник, малина, черника, брусника, клюква, земляника, голубика, костянка, сироп, компот, варенье, джем, желе.

Активизация словаря признаков: белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, червивый, грибной (дождь, лето, поляна, год), рыхлый (о грибе), дружные (опята); соленый, маринованный, моченый, сушеный, вареный.

Активизация глагольного словаря: расти, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать, стоять, прятаться, краснеть, вырастать, заблудиться, аукать; варить, резать, рубить, консервировать, солить, мариновать, сушить.

Уточнение и активизация наречий: рядом, далеко, близко.

Развитие общих речевых навыков

Развитие длительного плавного выдоха. 

Мыльные пузыри.

Работа над интонационной выразительностью диалог «Где вы были?»

Картотека арт. сказок «Грибы».

О.С.Гомзяк

Развитие общей и мелкой моторики

Занимательные головоломки, выкладывание лото, штрихование, раскрашивание, соединение по точкам. 

Картотека игр и упр.

О.С.Гомзяк

Развитие психологической базы речи

Развитие логического мышления: «Отгадай загадку, объясни отгадку» «Подскажи словечко» «Четвертый лишний», «Найди две одинаковые банки с вареньем» Игра «4-й лишний».

Игра «Что не так?»

«Умная задачка»

-загадки на логику.

Занимательные головоломки, выкладывание лото, штрихование, раскрашивание, соединение по точкам. 

Картотека игр и упр.

2

2

М-Мь

Н-Нь

Источник

Слогообразующая роль гласных

составлять слова из заданных слогов.

Определение позиции звука в слове; находить одинаковые звуки; придумывать слова с заданным звуком в заданном месте.

О.С.Гомзяк

О.Н.Лиманская с.58

3

Тема: «Домашние животные средней полосы , ее севера, юга».

Образование сущ. ед. и мн. ч. в разных падежах:

1. Р.п. Нет щенка – щенят.

2. Т.п. Корову кормят травой, сеном.

Кошку кормят мясом, молоком.

Образование сущ. с ум.- ласк. суффиксами. Теленок – теленочек.

Образование сущ. мн.ч., обозначающих детенышей животных. Теленок – телята, жеребенок -  жеребята.

Согласование числительных с сущ. в роде, падеже и числе.

Один ягненок, два ягненка…

Образование однокоренных слов. Кот – котик, котяра, котенька, котище, коток.

Образование глаголов с помощью приставок. Лошадь – прискакала, ускакала, перескочила.

Образование притяжательных прилагательных. Морда (чья?) – лошадиная, коровья, собачья.

Образование сложных слов. Длинная грива – длинногривая. Короткий хвост – короткохвостая.

Многозначность. Хвост, конь.

Объясни выражение: ослиное упрямство

Е.А.Пожиленко «Домашние животные» с.141 Мир вокруг нас ч..2

Картотека по грам.  «Домашние животные».

Предлог « ОТ».

Источник О.С.Яцель с.17. Конспекты занятий

Составление рассказа

« Неудачная охота» по серии сюжетных картин.

Источник   О.С.Гомзяк с.29 Конспекты зан. по связ. Речи

Н./Е. Арбекова Развиваем связную речь.Конспекты занятий.

Словарь

Обогащение предметного словаря: животные, корова, теленок, коза, козел, баран, овца, ягненок, конь, лошадь, жеребенок, кошка, кот, собака, пес, щенок, осел, свинья, поросенок, свинарка, доярка, конюх, грива, вымя, копыта, рога, хвост, морда. Профессии: телятница, доярка, свинарка, конюх .Места обитания: ферма, свинарник, коровник, конюшня, конура, овчарня.

Обогащение словаря признаков: крупный, мелкий, большой, маленький, полезный, короткий, горбатый, умный, пушистый, верный, быстрый, густой. Прилагательные, характеризующие повадки: щенок щустрый, корова медлительная.

Активизация глагольного словаря: кто как голос подает? Кто как передвигается? мычать, ржать, блеять, ржать, мяукать, лаять, хрюкать, рычать, прыгать, бегать, скакать, есть, пить.

Активизация словаря наречий: медленно, жалобно, тонко, быстро.

Антонимы: большой - маленький, крупный - мелкий,  высокий – низкий, трусливый – смелый, рогатый – безрогий, быстро- медленно.

Синонимы: будка – конура, осел – ишак.

Развитие общих речевых навыков

Источник  Е.А.Пожиленко  «Домашние животные». Арт. гимнастика с.55

Картотека арт. сказок «Домашние животные».

Развитие психологической базы речи

Развитие зрительного внимания «Кого не стало?» «Узнай по силуэту животное»

Развитие логического мышления: загадки

Источник   Е.А.Пожиленко «Домашние животные». Мир вокруг нас ч..2 с.154

Картотека игр и упр. «Осень»

3

2

Н-М

Б

Источник

Продолжать учить делать звуковой анализ слов из 3-4 звуков, определять позицию звука в слове. Закрепить знания об ударении, о роли гласного в образовании слога, упражнять в нахождении ударного слога в слове с опорой на схему.

О.С.Гомзяк

О.Н.Лиманская с.89

        

3

Тема: «Дикие животные».

Образование сущ. с ум.-ласк. суффиксами. Лисенок – лисеночек.

Образование сущ. в разных падежах:

1. Р.п. В лесу много медведей, волков, лосей, кабанов, зайцев.

2. Т.п. Буду охотиться за зайцем (зайцами). Кто чем питается? Кто с кем живет?

3. Пр.п. Расскажу о зайце и зайчатах.

Образование сущ. ед. и мн. ч., обозначающих детенышей зверей. Медвежонок – медвежата.

Согласование числительных с сущ. в роде, падеже и числе. Один медвежонок…

Образование сравнительной степени прилагательных. У лисы мягкий мех, а у зайца еще мягче.

Образование притяжательный прилагательных. Берлога (чья?) – медвежья.

Образование сложных прилагательных. Длинноногий, короткохвостый, быстроногий.

Многозначность: заяц.

Е.А.Пожиленко «Наземные животные» с. 221Мир вокруг нас ч..2

Картотека по грам.  «Дикие животные».

Предлог « К,ОТ».

Источник О.С.Яцель с.18. Конспекты занятий

Пересказ рассказа В.Бианки  «Купание медвежат».

Источник   О.С.Гомзяк с.33 Конспекты зан. по связ. речи Речи,Арбекова Н.Е.

Словарь.

Обогащение предметного словаря: животные, звери, волк, волчица, лиса, лис, белка, еж, ежиха, заяц, барсук, медведь, медведица, лось, олень, рысь, бобр, пасть, клыки, морда, брюхо, шерсть, лапы, хвост, грива, кости, рога, копыта, нора, логово, гнездо, дупло, берлога, лес, хищник, охотник.

Обогащение словаря признаков: свирепый, хищный, травоядный, всеядный, гордый, сильный, трусливый, хитрый, маленький, крупный, слабый, белый, неуклюжий.

Активизация глагольного словаря: нападать, защищать, искать, питаться, рычать, прыгать, грызть.

Активизация словаря наречий: быстро, сильно, ловко, стремительно, резво, высоко, далеко, пугливо.

Антонимы: маленький – большой, крупный – мелкий, высокий – низкий, трусливый – храбрый, добрый – злой, неповоротливый – проворный, короткий – длинный.

Н.Е. Арбекова, Е.А.Пожиленко

Развитие общих речевых навыков

Источник  Е.А.Пожиленко «Дикие животные» Арт. гимнастика с.64

Картотека арт. сказок «Медведь».

О.С.Гомзяк

Развитие общей и мелкой моторики

Источник  Е.А.Пожиленко «Дикие животные» с.63

Картотека игр и упр. «Дикие животные».

О.С.Гомзяк

Развитие психологической базы речи

Развитие логического мышления: загадки «Угадай и повтори» (злой, голодный, серый…); «Четвертый лишний» (дикие и домашние животные).

Развитие слухового внимания «Подскажи словечко»

Развитие зрительного внимания «Что перепутал художник?»

Источник Е.А.Пожиленко  «Наземные животные»  с.237.Мир вокруг нас ч..2

4

2

Б-Бь

П-Б

Источник

Деление на слоги 2-3 сложных слов, определять ударный слог в   слове, слоговой анализ слов с опорой на слуховое, зрительное восприятие, тактильно-мышечные ощущения.

О.С.Гомзяк

3

Тема: «Одежда, обувь, головные уборы».

 Образование сущ. ед. и мн. ч. в разных падежах.

1. Р.п. Рукава, манжеты, воротник – у платьев.

2. Пр.п. Девочки в платьях, мальчики в костюмах.

3. Т.п. Мы с мамой пойдем в магазин за платьем и гольфами.

Образование сущ. с ум.-ласк. суффиксами. Сарафан-сарафанчик.

Согласование сущ. с числительными в роде, числе и падеже. Одна пара обуви…

Образование однокоренных слов. Сапоги – сапожки, сапожник, сапожная.

Дифференциация глаголов сов. и несов. в. Мама шьет платье, а Аня уже сшила.

Образование сравнительной степени прилагательных. Кофта короче платья.

Образование относительных прилагательных. Шапка из меха – меховая.

Образование глаголов с помощью приставок. Развязать, привязать, перевязать, завязать. Кроить, скроить, выкроить, перекроить. Носить, переносить, доносить, заносить, уносить.

Предлоги: из, без, для, с, в.

Многозначность: козырек, иголка, шляпка.

Почему так называют: рукав, ушанка, наперсток.

Объясни выражение: дело в шляпе, плакать в жилетку, в ежовых рукавицах, на рыбьем меху, спустя рукава, как на иголках.

Е.А.Пожиленко «Одежда» с154. Мир вокруг нас ч..1

Предлог «ПО».

Источник О.С.Яцель с.20. Конспекты занятий

Составление описательного рассказа по теме « Одежда» с опорой на схему.

Источник   О.С.Гомзяк с.35 Конспекты зан. по связ.  речи, Арбекова Н.Е.

Картотека по грам.  «Одежда».

Словарь

Обогащение предметного словаря: одежда, жилет, пиджак, костюм, пижама, сарафан, платье, юбка, брюки, шорты, халат, фартук, носки, гольфы, чулки, колготки, шуба, пальто, куртка, косынка, берет, фуражка, шапка, ушанка, панама, каска, кепка, шляпа, платок, воротник, пояс, карман, манжет, рукав, подол, козырек, поля, завязки, туфли, босоножки, сандалии, шлепанцы, кроссовки, швея, закройщик, портной, модельер, шелк, хлопок, драп, ситец, лен, шерсть, сатин, бархат, мех, кожа, замша, пуговицы, иголка, машинка, ножницы, нитки, катушка, спицы, крючок, наперсток, перчатка, варежки.

Обогащение словаря признаков: летняя, зимняя, демисезонная, спортивная, нарядная, мужская, женская, детская, верхняя, нижняя, удобная, домашняя, повседневная, выходная, ситцевое, льняной, шелковое,  шерстяной, кожаный, меховой, пуховой, модная, мягкая.

Активизация глагольного словаря: надевать (что?), одевать (кого?), шить, гладить, вешать, застегивать, вязать, кроить, пороть, чинить, зашивать, стирать, примерять, выбирать, носить.

Активизация словаря наречий: удобно, тепло, холодно, нарядно, быстро, красиво.

Антонимы: нарядная – повседневная, шить – распарывать, надевать – снимать.

Синонимы: швея – портниха, одеть - надеть.

Н.Е. Арбекова, Е.А.Пожиленко

Развитие общих речевых навыков

Источник  Е.А.Пожиленко «Одежда». Арт. гимнастика с.41

О.С.Гомзяк

Развитие психологической базы речи

Развитие зрительного внимания «Подбери пары тапочек».

«Что перепутал художник?»

Развитие логического мышления «Четвертый лишний», Отгадывание загадок, объяснение отгадок.

Классификация: шитая, вязаная, женская, мужская, детская и др.

Проблемные вопросы: зачем нужна шуба? Растет ли снег под теплой шубой?

Источник   Е.А.Пожиленко «Одежда». Мир вокруг нас ч..2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

План - схема календарного плана для воспитателей младших групп

План - схема календарного плана для воспитателей младших групп составлена в соответствии с программой "Детство". План включает четыре направления развития ребенка, ежедневно планируется три индивидуа...

Перспективный план коррекционно-развивающей работы, календарный план НОД по подготовке к обучению грамоте, развитию речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР старшего возраста

Из опыта работы, представлена план-программа по разделам : развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языко...

Интегрированный план НОД по Экологии на квартал подготовительная группа, план составлен согласно новым стандартам

Данный  интегрированный план составлени по программе "От Рождения до школы"...

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...