Непосредственная образовательная деятельность "Путешествие по стране Знаний"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Баканина Евгения Викторовна

Цель НОД - подвести итоги коррекционной работы, подчеркнуть значимость логопедических занятий для развития речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность

«Путешествие по Стране Знаний»

подгот. гр.

Цель: подвести итоги коррекционной работы в праздничной обстановке, подчеркнуть 
значимость занятий для общего развития ребенка.

Коррекционно-образовательные задачи: 

  • уточнение, активизация и актуализация словаря (упражнение в подборе антонимов и обобщений);
  • совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами);
  • автоматизация ранее поставленных звуков в свободной речевой деятельности.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие фонематических процессов;
  • развитие зрительного внимания и восприятия;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие связной речи;
  • развитие навыка оперативной зрительной, слуховой памяти.

Воспитательные задачи: 

  • воспитание взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
  • воспитание самоконтроля за  речью.

Оборудование: мультимедийная установка; видео: видеописьмо, отрывки из мультфильмов “Паровозик из Ромашково”, «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Путаница», «Тараканище», «Дядя Степа»; аудиоролик «Гроза»; билеты с изображением предметов со звуком Л; плоскостной ежик с прищепками; очки; украшенный обруч; сюжетная картина «Путаница» (экран); предметные картины по обобщениям; сундук, грамоты, угощение.

Ход занятия:

 – Здравствуйте, дети! Сегодня у нас праздник, на который мы пригласили гостей. Давайте скажем им  “здравствуйте”.

А теперь волшебство.

(музыка)

- Я взмахну правой рукой, и гости будут сидеть так тихо, как будто их нет!

Раз, два!

- Я хлопну в ладоши, и дети закроют глаза. А когда откроют, будут смотреть

только на меня. Раз, два. Открывайте!

  1. Введение в игровую ситуацию.

- Ребята, нам пришло видеописьмо от Царицы Грамоты. Присаживайтесь и слушайте. (дети, сидя на ковре, смотрят)
(
Логопед включает видеозапись.)
- Здравствуйте, ребята. Я - Царица Грамота. Я знаю, что скоро вы покинете детский сад и придете в мое королевство - Школу. Мне хотелось бы узнать, действительно ли вы готовы к этому? Что вы знаете и умеете? И поэтому я предлагаю вам отправиться в путешествие по Стране Знаний. Во время путешествия вам придётся выполнять много заданий, быть внимательными, сообразительными, и, конечно, взять с собой хорошее настроение. До встречи.

  1. Затруднение в игровой ситуации.


(Логопед выключает видеозапись и обращается к детям.)
- Ребята, но мы с вами не боимся трудностей и вместе все преодолеем. Вы согласны отправится в путешествие?
- Да!
(дети встают)

  1. Актуализация опорных знаний, способов действий и мыслительных операций в самостоятельной и совместной с логопедом деятельности детей.


- Тогда вперед! Давайте вспомним наше правило:

“Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, четко говорим,

Никуда мы не спешим”.

- Ребята, а на чем можно путешествовать? (на поезде) Что нужно приобрести, чтобы поехать на поезде? (билеты) Билеты необычные – они с картинками. Возьмите по одному билету, но выбирать можно только те, на которых картинка со звуком Л. (билеты лежат на столе, дети подходят, выбирают)

- Назовите картинки, которые изображены на билетах.

(Контролируя выполнение задания, логопед собирает билеты.)

- Молодцы! Ребята, послушайте (включает ролик с грозой), начинается гроза!

(пальчиковая гимнастика, сидя на стульях)

 - Дождь кончился, пора отправляться!

Отрывок из мультфильма “Паровозик из Ромашково”. 

(дети двигаются по кругу друг за другом)

Станция Чистоговорок.

(дети садятся на стулья)

- Мы прибыли на станцию Чистоговорок. Сейчас я буду каждому читать чистоговорку, ваша задача повторить их, правильно и чётко проговаривая звуки.

  1. Су- су- су – тихо осенью в лесу. (Рейлян)
  2. Ло-ло-ло – в лесу светло. (Жаров)
  3. Ши-ши-ши – кто-то листьями шуршит. (Агаджанян)
  4. Жа- жа- жа – побежали два ежа. (Лысенко)
  5. Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. (Бред)
  6. Жу- жу –жу – ежу грибочек покажу. (Иванов)
  7. Ча-ча-ча – мы увидели грача. (Петрик)
  8. Ышка-ышка – пробежала мышка.  (Кондрат)
  9. Ыш-ыш-ыш – растет ландыш. (Кондратьева) 
  10. За-за-за – надвигается гроза. (Новоселов) 
  11. Ря-ря-ря – будет буря. (Григорчук)
  12. Ла-ла-ла – туча уплыла. (Титенок)
  13. Шо-шо-шо – в лесу хорошо. (Дерюгин)
  14. Ал-ал-ал – зайчик побежал. (Егоров)
  15. Олка-олка – елка в иголках. (Булыгина)
  16. Ры-ры-ры – летают комары. (Шахмаев)
  17. Ри-ри-ри – не летают снегири. (Маркитантов)
  18. Ра-ра-ра – домой пора. (Ефимов)

 - Ребята, посмотрите, кто это там под елкой? Какой-то зверь диковинный! На кого же он похож? (ежика) - Чего же ему не хватает? (иголок) - Ребята, ёжик-то звуковичок, у него на боку написаны буквы, значит, иголки у него могут появиться от слов. Я предлагаю вам придумать слова с такими звуками. Кто придумал слово, тот прицепляет одну иголку – прищепку.

(еж лежит на столе, дети по одному подходят и цепляют прищепки)

- Молодцы! Вы умные ребята. Отправляемся к следующей станции.

Отрывок из мультфильма “Паровозик из Ромашково”. 

(дети двигаются по кругу друг за другом)

Станция Словарная.

- Мы прибыли на станцию Словарная.

(дети садятся на стулья)

(входит Царица Грамота)

Ц. Гр.: - Здравствуйте, ребята! Наконец мы с вами встретились. Вы получили мое видеописьмо? – Я очень ждала этой встречи и вот что вам приготовила – волшебные очки. Кто их надевает, видит все наоборот. Сейчас я каждому буду называть слово – признак, а вы, надевая очки, будете  говорить слово – признак наоборот.

Белый, кислый, мягкий, узкий, большой, тяжелый, длинный, высокий, светлый, горячий, старый, пустой, толстый, больной, чужой, дорогой, сложный, умный.

Ц. Гр.: - Молодцы! Справились! Следующее задание – «Найди лишнюю картинку»

(на экране)  (дети садятся на ковер перед экраном)

- Ребята, посмотрите на экран. Подумайте и скажите, что здесь лишнее?

Игрушки, посуда, одежда, фрукты, мебель, деревья, цветы, транспорт, ягоды.

Ц. Гр.:  - Ребята, в Стране Знаний есть замок Гномиков, и кто бы не зашел в этот Замок становится маленьким, и все предметы в нем маленькие, и называем мы их ласково. Сейчас вы друг за другом будете проходить через ворота замка, и называть ласково те предметы, которые я вам назову: ключ, пуговица, звезда, стул, книга, шкаф, окно, кошелек, ложка, штаны, конфета, птица, зерно, заяц, бумага, карандаш, гриб, цветок.

(дети по очереди называют предметы и пролезают друг за другом в обруч)

Ц. Гр.: - Ребята, вы справились со всеми заданиями, и поэтому я хочу наградить вас. Где же мой сундук с наградами? (ищет) – Ребята, я не нахожу сундука! Может, он остался в моем королевстве – Школе, или его кто-то украл? Я пойду, поищу, ну а если вы его найдете, открывайте и смело берите свои награды, вы их заслужили. (уходит)

- Ну что, ребята, поехали искать сундук? Отправляемся!

 Отрывок из мультфильма “Паровозик из Ромашково”. 

(дети двигаются по кругу друг за другом)

Станция Сказочная

(дети стоят, затем садятся на ковер)

- Ребята, мы прибыли на станцию Сказочная. На этой станции нам нужно выполнить такое задание – отгадать названия сказок, которые мы увидим. Садитесь на ковер.

(отрывки из мультфильмов на экране; авторы Маршак, Чуковский, Михалков: «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Путаница», «Тараканище», «Дядя Степа»)

- Ребята, посмотрите, сундука с наградами нигде не видно? – Тогда снова отправляемся в путь.

Отрывок из мультфильма “Паровозик из Ромашково”. 

(дети двигаются по кругу друг за другом)

Станция Злой Ошибки

(дети стоят)

- Мы прибыли на станцию…

(входит Злая Ошибка, перебивает) 

– На мою станцию вы прибыли!

Я – Ошибка Злая
И не зря пришла сюда я.
И подружек захватила,
Чтоб на вас, на всех хватило!

З. Ош.: - И что вы все ходите-бродите?

- Мы ищем сундук с наградами!

З. Ош.: - Какой-такой сундук? Какие-такие награды?

- От Царицы Грамоты. Она хотела нам его отдать за то, что мы все задания правильно выполнили.

З. Ош.: - Умненькие, значит, пожаловали, разумненькие, значит появились! Раз вы такие смелые-умелые, выполните мои задания, а потом уж про сундук решим. Посмотрим, как вы с ними справитесь!

(дети садятся на стулья)

З. Ош.: - Первое задание – «Найди ошибку». Все мои подружки-ошибки попрятались в предложениях, которые вы сейчас услышите. Попробуйте найти их!

- Над цветком кружит и жужжит зук. 

- Зимой на прогулку я надеваю тёплую сапку. 

- В обед вся наша семья собирается за большим штолом. 

- Перед обедом обязательно вымой луки.

- Дети пришли в детский шад.

- На столе лезыт книга.

З. Ош.: - Второе задание – «Исправь предложение». Я перепутала все слова в предложениях, а вы попробуйте поставить их на место.

   Колбаса положила Володю на стол. Миша играл в гол и забил футбол. Павел сел на клумбу и заехал на велосипед. Жук долбил кору и искал дятла. Юбка гладила Лену в складку. Молоко купило холодного Сашу.

Третье задание – «Путаница»  

З. Ош.: - Я такая великая художница! Посмотрите мою последнюю картину! (дети садятся на ковер перед экраном) – Отыщите-ка ошибки!

- Ребята, помните, что отвечать нужно целым предложением.

(Сюжетная картина. На большом экране.)

(дети садятся на стулья)

 - Злая Ошибка, мы справились со всеми твоими заданиями! Что ты там про сундук говорила?

З. Ош.: - Ну, говорила что-то! Я уже не помню!

- Так нечестно! Отвечай, где наш сундук?

З. Ош.: - Да вот, вот он! (тащит) Забирайте! (обиженно)

     4.    Итог занятия. Рефлексия деятельности.

- Ну что, ребята, задания мы выполнили? - Сундук нашли? – Как вы думаете, примет Царица Грамота вас в свое королевство? – Вы умные и сообразительные ребята. Пора в группу возвращаться. Отправляемся.

Отрывок из мультфильма “Паровозик из Ромашково”. 

(дети двигаются по кругу друг за другом)

- Вот мы и в группе. Что в нашем путешествии было для вас самым интересным? Что было самым трудным? Что запомнилось больше всего? (Дети отвечают) - Откроем сундук, посмотрим, что там? (достаем грамоты и угощение, награждение.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность "В стране Здоровья"

Конспект для детей старшего дошкольного возраста. Интеграция образовательных областей "Здоровье", "Безопасность", "Коммуникация"...

Непосредственно-образовательная деятельность.«Россия – страна мастеров»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественному творчеству. Цель: Формирование представления у детей старшего дошкольного возраста о народных промыслах России....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "В стране математических сказок"

Конспект непосредственно образовательной деятельности « В стране математических сказок» Направление деятельности: «социально-личностное» Образовательная область: «Познание» Возрастная группа: разн...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "По дороге знаний"

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы "По дороге знаний"...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «открытия» нового знания в технологии «ситуация» в средней группе. Тема: «Свойства льда»

. НОД направлена на ознакомление детей с процессом образования льда, качествами и свойствами льда. Дети путем проведения простейших опытов устанавливают, какими качествами и свойствами обладает лед, к...