Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе "Путешествие в весенний лес"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Гордеева Светлана Васильевна

Основной целью является обобщение знаний и представлений детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период,об изменениях, происходящих в природе весной, решаются задачи по развитию всех сторон речи, неречевых процессов,воспитанию нравственных качеств, используется театр "масок", театр "игрушек на палочках".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей логопедической группе

«Путешествие в весенний лес»

Гордеева Светлана Васильевна, учитель-логопед,

ГБДОУ детский сад №12 Красносельского района  Санкт-Петербурга

Цель:  обобщить представления детей  о перелётных птицах, об их жизни в весенний  период

Задачи:              

  1. Обогащение словаря по теме: «Перелетные птицы»;                      
  2. Совершенствование грамматического строя речи (образование Р.п.    существительных, сложных прилагательных);
  3. Развитие звукобуквенного анализа, синтеза, фонематических     представлений;
  4. Развитие речевого дыхания;
  5. Развитие связной речи (составление предложений о весне, обыгрывание диалога «Ворона и соловей, составление описательных загадок о птицах);
  6. Развитие интонационной выразительности речи;
  7. Развитие зрительного, слухового внимания, мышления, творческого воображения;
  8. Развитие общей и мелкой моторики;
  9. Воспитание доброго, заботливого отношения к птицам.

Оборудование и материалы:

Плоскостная игрушка синички на палочке, модели для составления описательной загадки, шапочка с эмблемой солнышка, маски птиц, предметные картинки перелётных птиц, картина с изображением весеннего пейзажа, пёрышки птиц из бумаги, фигурки птиц для игры «Узнай по контуру», картинки для отгадывания слова по первым звукам.

                       

                                 

       

                                           

1. Дети стоят вокруг логопеда

Ребята, отгадайте загадку

Я раскрываю почки в зелёные листочки,

Посевы поливаю, деревья одеваю

Движения  полна, кто же это?   (весна)

Как вы догадались? Назовите, какие вы приметы весенние знаете?

« Составление предложений о весне»

(Весной ярко светит и пригревает солнце. День становится длиннее, а ночь короче…)

Молодцы! Все мы рады весне, весеннему теплу, я приглашаю вас в весенний лес, а поедем мы на чём? (из предполагаемых ответов на поезде).

Поезд не простой, кто догадается, как он называется? (на голове у логопеда шапочка с изображением эмблемы солнышка). С какого звука начинается слово Солнышко? (со звука С). Какой это звук? (ответы детей:  согласный, твёрдый, глухой). Чтобы сесть в наш поезд, надо придумать  слова со звуком «С».

Игра «Раз, два, три - слова со звуком С подбери» (дети придумывают слова)

А сейчас садимся в поезд и отправляемся в путешествие

Упражнение «Поезд» (речь с движением)

Дети, проговаривая слова, «едут на поезде», друг за другом (согнутыми в локтях руками, делают движения вперёд-по кругу, имитируют движения колёс).

Вот наш поезд едет, колёса стучат

А в поезде нашем ребята сидят

Я пыхчу, пыхчу, опоздать я не хочу

(приезжают в лес, в группе декорации ёлочек, панно с изображением леса, пенёчки)

2. Посмотрите, кто нас встречает в лесу?

У логопеда в руках плоскостная игрушка синички на палочке

Синичка:

Здравствуйте, ребята, узнали вы меня? Кто я? (ответ)

Да, я птичка - невеличка, желтогрудая синичка.

Тинь-тинь, везде летаю, что в природе происходит,

Всё я знаю.

Такая радость у меня: весна к нам в лес пришла!

Прилетели с юга все мои друзья!

Ребята, а кто друзья синички? (перелётные птицы). Каких птиц вы знаете? (грач, скворец, аист…) А почему они называются перелётными? (ответы детей) Что делают птицы весной? (ответы детей: вьют гнёзда, высиживают птенцов, заботятся о птенчиках, весело поют…)

Синичка:

Приглашаю вас на полянку, послушаем, что происходит в лесу (дети садятся на ковёр, звучит  запись).

Фонограмма «Звуки весеннего леса»

Ребята, что вы услышали? (ответы: пение птиц, журчит ручеёк, кукует кукушка…)

У нас волшебный лес, послушаем ещё, о чём птицы говорят (на детях шапочки - маски с изображением птиц: вороны, соловья, грача, скворца).

Диалог « Ворона и соловей» (дети обыгрывают по ролям)

Ворона:

Ну что ты, соловей, всё поёшь, да поёшь

На заре поёшь, днём поёшь, даже ночью поёшь.

Соловей:

Это я не пою, это я только учусь.

Ворона:

Учишься? Эх, ты, неумеха. А я вот давно научилась, вот послушай:

Кар, кар, кар….!

А вот еще гости в лес прилетели:

Грач (ребёнок):

Вот я грач, проворный, чёрный,

Кричу: «Крак! Крак! Всем червякам я враг!

Давайте вместе с грачом прокричим

Развитие речевого дыхания  Игра « Грачи кричат»

(вдох носом - руки через  стороны вверх, на выдохе руки опускают, произносят «Крак-крак!»)

Скворец (ребёнок):

Я скворец! Весёлая пташка,

В чёрной в крапинку рубашке.

К вам весною прилетаю, сразу домик оживаю.

Синичка: А где же скворец будет жить?

Ребята, как мы позаботимся о скворце? (ответы детей)

Пальчиковая гимнастика «Строим скворечник»

(дети выполняют движения, проговаривая слова)

Мы построили скворечник для весёлого скворца – (изображают, как стучат  молоточком)

Мы повесили скворечник возле самого крыльца – (делают «крышу дома»)

Всё семейство вчетвером проживает в доме том – (сжимают-разжимают кулачки)

Мать, отец и скворушки - чёрненькие пёрышки – (загибают пальчики)

3. Синичка: А сей час птички приглашают вас поиграть

Игра «День-ночь»

(перед детьми предметные картинки птиц, дети рассматривают, запоминают, на слове ночь закрывают глаза, логопед убирает 1-2 картинки, на слове день дети называют, кого не стало)

Не стало грача, не стало кукушки…

Ребята, а что разное у птиц? (цвет, размер, разный клюв…)

Игра с мячом «Скажи какой? какая?»

( логопед кидает мяч, называя какие у птицы крылья, хвост, ноги..., ребёнок возвращает мяч, образуя сложное прилагательное)

У грача чёрные крылья (какой он?) - чёрнокрылый грач

У аиста длинные ноги (какой он?) - длинноногий аист…

4.Физкульт. минутка «Птички»

(дети выбирают «домик» в группе, сидят в « домике», проговаривая слова, на последних словах разлетаются, по сигналу возвращаются обратно в свой «домик»)

Птички в гнёздышке сидят,

И на улицу глядят,

Погулять они хотят,

И тихонько все летят.  

5. Звучит тревожная музыка, дети садятся на места

Синичка:

Буря на лес надвигается, все птички испугались, что же делать?

(Перед детьми картина с изображением весеннего леса, в разных местах нарисованы контуры птиц: на дереве, около озера, на пне…)

Ребята, как вы хорошо играли с птичками, но посмотрите, буря их напугала, все разлетелись.

Синичка:

Я, наверно, знаю

Я вот мимо пролетала

Пёрышки увидала

Может они помогут вернуть птиц.

Логопед показывает пёрышко (фигурка из бумаги, на ниточке прикреплена фигурка птицы, которую детям показывают после отгадывания слова)

Ребята, чтобы  вернуть птичку, надо отгадать, чьё это пёрышко, отгадаем слово по первым звукам картинок

Игра « Отгадай слово по первым звукам»

(перед  детьми 4 картинки, по первым звукам отгадывают слово)

Арбуз иголка самолёт топор – слово АИСТ

(Дети выполняют звуковой анализ слова аист, выкладывают кружочки-символы звуков, один пишет слово на доске, проводится звукобуквенный анализ)

Это пёрышко аиста (к пёрышку прикреплена фигурка птицы), где же у нас аист на картине?

6. Игра «Узнай  по контуру птицу»

(ребёнок прикрепляет фигурку аиста к контуру на картине)

А у нас ещё  есть пёрышки, давайте и других птичек вернём на места, только загадаем о них загадки, а помогут вам схемы.

(перед детьми схемы для составления описательной загадки)

(дети берут пёрышки, к каждому прикреплена фигурка птицы, не показывая её, загадывают описательную загадку, другие дети отгадывают, после прикрепляют фигурку  птички на картину к подходящему контуру)

«Описательная загадка о птицах» (ласточка, кукушка, грач.)

(Это перелётная птица. У неё чёрная спинка, чёрные крылья, белая грудка, раздвоенный хвостик, она питается насекомыми. Лепит домик из травы и глины под крышами домов…)

Молодцы ребята, вернули друзей Синички!

Синичка:

Спасибо, ребята! Сколько у меня появилось друзей!

Мне пора дальше лететь, за птенцами глядеть! (прощается с ребятами)

7. Окончание занятия

Логопед: Ребята, вам понравилось наше путешествие в весенний лес? Что вам запомнилось? (ответы) Вы очень хорошо занимались, вот вам на память о нашем путешествии  волшебные птички (леденцы на палочках).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в логопедической группе (5-6 лет) «Экскурсия в Звездный городок» (ОО «Речевое развитие»)

Предлагаю вашему вниманию конспект открытого занятия в логопедической группе (старший возраст)....

Конспект НОД в старшей Логопедической группе.Тема: «Весенние цветы»

Конспект образовательной деятельности (речевое развитие) в старшей Логопедической группе. Цель — закрепление знаний детей о весне....

План-конспект образовательной деятельности по художественному творчеству. Аппликация "Весенний цветок"

Данный материал содержит конспект занятия по аппликации на тему: "Весенний цветок"(подснежник) с детьми старшего возраста группы"Особый ребенок"...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи ТЕМА: «ВЕСЕННИЕ ЗАБАВЫ» (рассматривание картины «Весна» из серии «Времена года») Группа раннего возраста

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи ТЕМА:«ВЕСЕННИЕ ЗАБАВЫ»(рассматривание картины «Весна» из серии «Времена года») Группа раннего возрас...

План - конспект образовательной деятельности во второй младшей группе" Весенний день - год кормит."

План - конспект по окружающему миру ( вторая младшая группа) " Весенний день - год кормит."...

Конспект образовательной деятельности в логопедической подготовительной к школе группе на тему: «Поздняя весна. Звук [Л]»

Конспект фронтального занятия«Поздняя весна. Звук [Л]» Цель: Развитие умения составлять рассказ о весне по картинному плану.Задачи:              -...