Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [ Р ] в слогах»
план-конспект занятия по логопедии по теме

Букина Елена Юрьевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИЛЬИНСКИЙ  ДЕТСКИЙ  САД «УЛЫБКА»

Конспект логопедического занятия

«Автоматизация звука  [ Р ] в слогах»

Составитель: учитель- логопед   Букина Е.Ю

2014г

ЦЕЛИ:

•   Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [р].

•       Продолжать формировать длительную, направленную воз­душную струю.

•      Продолжать учить произносить звук [р] в прямых слогах.

•      Развитие фонематического слуха.

•   Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ:    Презентация, флажок.

                                                              ХОД   ЗАНЯТИЯ:

  1. Приветствие.                Каждый день, всегда, везде

                                                    На занятиях, в игре

                                                           Громко, четко говорим,

                                                Никогда мы не спешим

Сегодня я расскажу вам сказку о Веселом Язычке. Слу­шайте  внимательно и помогайте  мне.

2.Артикуляционная гимнастика    

Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику по картинкам, обо­значающим названия упражнений для язычка: «Слон», «Лягушка», «Кошечка»  «Парус»,  «Маляр»,  «Гриб», «Дятел», «Лошадка», «Комарик» и для воздушной струи: «Душ».

Жил-был маленький Язычок (слайд 2). У него были друзья: лягушка и слоник. (слайд 3)    Давайте и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.

Раз – лягушка с толстым брюшком,

Два – большой и добрый слон.

Ежедневно на опушке, посадив её в кадушку,

Как под душем, ту лягушку    поливал из шланга он. (слайд 4)

У язычка была любимая кошечка. (слайд 5)  Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давайте покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.

Выгляни в окошечко- там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула, зашипела, прыгнула…

Рассердилась киска- не подходите близко!

Возле дома язычка протекал веселый ручеёк. Язычок сделал лодочку с парусом и решил отправить её в плавание.  (слайд 6) Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом.   Давай покажем , какой был парус у лодочки.

Лодочка под парусом по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

Пустил язычок лодочку в ручеёк, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывет. Вдруг язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. (слайд 7)  Давай покажем, как маляр крышу красил.

Я сегодня утром встал

И поселок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

Если хочешь жить, как в сказке,

Позови на помощь краски!

Пока язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился язычок посмотреть и увидел, что это гриб. (слайд 8)

Давай покажем, какой гриб увидел язычок.                                                                                                  Под берёзой, у дорожки

Гриб растет на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

Насобирал язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх- а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. (слайд 9)  Давай изобразим как стучит дятел.

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук-

Раздается громкий стук.

Послушал язычок, как дятел стучит, и дальше пошел. Вдруг кто-то тонко запищал над его ухом. (слайд 10)  Давай покажем, как зазвенел комарик.

Прилетает по ночам,

Не дает заснуть он нам:

Зло звенит, над ухом вьется,

Только в руки не дается.

Не поймал язычок комарика и грустный пошел дальше. Вдруг он услышал веселые звуки гармошки. (слайд 11)  Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке играет веселые песенки. Давай и мы сыграем на гармошке.

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не отпускаем,

только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам не трудно повторять.

Устал Язычок, вдруг он услышал цокот копыт, подбежала лошадка к Язычку и зовёт покататься. (слайд 12)   Сел Язычок на лошадку и поскакал домой.

Я лошадка Серый Бок!     Цок-цок-цок-цок.
Я копытцем постучу,    цок-цок-цок-цок.
Если хочешь—прокачу! Цок-цок-цок-цок.
Посмотри, как я красива: цок-цок-цок-цок.
Хороши и хвост, и грива,  цок-цок-цок-цок.
Я лошадка Серый Бок!  Цок-цок-цок-цок.

3. Уточнение  произношения звука Р.  

Язычок — прискакал на лошадке к своему домику. Остановим  лошадку губами на выдохе: «Прр..-прр…». Снова скачем. Останавливаем  лошадку язычком на выдохе: «Трр..-трр…»          

4. Уточнение артикуляции звука Р. – Сейчас мы рассмотрим положение артикуляционных органов при произнесении звука Р. Положение губ: они открыты. Зубки тоже открыты. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Покажи рукой, какой язычок? Что напоминает тебе язычок? (Чашечку)

- Посредине языка идёт воздушная струя, подуй такчтоб струя воздухашла по середине языка. Подставь ладошку, ощути её.- Молодцы! А сейчас ещё раз остановим лошадку. (Тррр…)

5. Автоматизация звука Р в слогах.

Не успел Язычок зайти в свой домик, как видит летят мимо вертолеты.  (слайд 13) Решил Язычок вежливо поздоро­ваться с каждым вертолетом. С первым вертолетом здоровает­ся: ра. Со вторым здоровается: ры. (Показывает вертолет и произносит слог.)          Дети за логопедом повторяют: ра, ры, рэ, ро, ру.

6. Игра «Доскажи словечко»   Спустился вертолётик, позвал Язычка полетать.  Летит Язычок, сверху все видит и громко называет. Что же ему сверху вид­но? Я начну слово, а ты закончи его звуком [р]:  (слайд 14)

ша..            забо..                    мухомо..   топо..         кома..                помидо..

7.Пролетает Язычок на своем парашюте над горами. Над каждой горой весело кри­чит, а эхо, которое живет в этих горах, за ним повторяет.

Крикнул Язычок: «Ра!» А эхо повторяет: «Ра-ра-ра» (слайд 15)

Ребенок за логопедом повторяет цепочки слогов: ра-ра-ра, ры-ры-ры, рэ-рэ-рэ, ро-ро-ро, ру-ру-ру.

8.Развитие фонематического слуха. Язычку пора приземляться. Помоги ему выбрать место для посадки, помаши флажком тогда, когда услышишь звук.  [р]: ла, ва, ра, ду, гу, ру, ры, лы, жи и т.д.

 9.А пока Язычок приземляется у нас физкультминутка. (слайд 16)

Мы топаем ногами – топ, топ, топ.

Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

Мы руки подаем, и бегаем кругом.

1, 2, 3, 4, 5  все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко-легко подышим…

Раз, два! – выше голова,

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сядь.

10. Развитие  зрительного внимания.  Приземлился Язычок  ,посмотрел  ещё раз на вниматель­но на вертолёты  и заметил, что среди них один вертолёт отличается от других. А ты сможешь его найти? (слайд 17)             Дети находят вертолет.

Попрощался Язычок с верто­летами.   Ребенок еще раз произносит слоги.  (ра- ро –ру- ры)

11.Игра «» Один – много»  

Устал Язычок, зашёл в свой домик, сел и стал играть в свою любимую игру «Один- много». Давайте и мы поиграем. (слайд 18)

12.Все сегодняшний день закончился, Ве­селому Язычку можно отдохнуть. Но послушай, о чем это он бормочет?   (Слайд 19)

 Ра-ра-ра  —  Ры-ры-ры  — Ра-ра-ра  —  Ру-РУ-РУ — Ры-ры-ры

Ребенок повторяет за логопедом слоговую цепочку.

13. Итог занятия.

Логопед. Вот и закончилась сказка о Веселом Язычке.  Какой сегодня,  звук мы красиво и громко произносили?      

   Дети. Р-р-р.

 

Логопед читает вместе

с детьми

Выполняют дети

Спасибо нашим пальчикам, Спасибо язычку.

Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак.

 

Красиво, четко, правильно

Я говорить хочу.

 

Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.

 

Список использованной литературы:

1.Борисова Е.А.     Индивидуальные логопедические занятия   с дошколь­никами. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.

2.Косинова Е.М     Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких- М.: Эксмо, ОЛИСС, 2007.- 192с.

3.Волина В.В    Занимательное азбуковедение – М:. Просвящение. 1991.-368с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация твердого звука [р] словах и предложениях"

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях". Презентацию к этому занятию можно посмотреть на моем мини-сайте....

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука "Р"

На данном занятии происходит автоматизация звука "Р" в различных звуковых сочетаниях, словах, и предложениях. Материал подобран по лексической теме "Птицы"...

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука (Р) в слогах и словах."

Данное занятие по автоматизации звука [Р] предназначено для старшей логопедической группы. На этом занятии используются разные методы, направленные на закрепление звука [Р] в слогах и словах, также за...

Конспект логопедического занятия " Автоматизация звука [с] в слогах, словах, фразовой речи. Путешествие в Песочную страну"

Конспект "Автоматизация звука [с] в слогах, словах, фразах. Путешествие в Песочную страну" разработан для организации коррекционно-развивающей деятельности  для детей старшего дошкольного возраст...

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука "Р" в слогах, словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по ФГОС. " Автоматизация звука "Р" в слогах, словах, предложениях"...

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в словах с обратным слогом»

Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности по устранению недостатков произносительной стороны речи с ребенком старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Автоматизация...

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука [З\'] в слогах, словах, предложениях"

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Зь в слогах, словах, предложениях, для детей страшего дошкольного возраста...