занятие по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Чертенкова Оксана Александровна

занятие по знакомству со звуком и буквой Д

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaniyatie_chertenkovoy.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение               «Детский сад комбинированного вида №120»

К О Н С П Е К Т

непосредственной образовательной деятельности

с детьми подготовительной к школе группы

«Познавательно-речевое развитие»

                                                                                        Выполнила: Чертенкова О.А.,

                                                                                                                учитель-логопед

Кемерово  2013

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество»

Виды детской деятельности:   коммуникативная, игровая, продуктивная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская

Цели:

Уточнить артикуляцию звуков [Д] и [Д'];

 Закрепить знание о твёрдых и мягких согласных звуках, на примере дифференциации звуков [Д] и [Д'];

Развивать фонематическое восприятие;

Обогащать словарь детей скороговорками, развивать просодику;

Упражнять в проведении звукового анализа слова («дом»);

Познакомить с буквой «Д»;

Активизировать поисковую деятельность в области грамматики, воспитывать языковое чутьё, развивать внимание к слову;

Развивать внимание, мелкую моторику.

Материалы и оборудование:

Карточки синего и зелёного цвета на каждого ребёнка, карточки для определения места звука в слове на каждого ребёнка, картинки на звуки [Д] и [Д'], набор разноцветных фишек для составления звуковой схемы слова, карточки из бархатной бумаги, нитки, тетради, простые карандаши, карточки со слогами.

Ход занятия:

1.  Организационный момент.

- Бычок Дима хочет участвовать в конкурсе рисунков, но все картинки обязательно должны начинаться со звука [Д], а он таких слов не знает. Дети, поможем Диме. Вспомните и назовите слова, которые начинаются со звука [Д].

2. Характеристика звуков [Д] и [Д'].

Педагог вместе с детьми даёт характеристику звука [Д]

- Звук [Д] – согласный, произносить его нам помогают язык и зубы (кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами). Это звонкий звук, как будто молоток стучит о шляпку гвоздя.

Дети, имитируя забивание гвоздя молотком, бьют кулачком о кулачок, произнося звук [Д]. (Педагог следит, чтобы дети произносили звук звонко, но не кричали).

- В одних словах звук [Д]  произносится твёрдо, такой звук мы обозначаем синим квадратиком, а в других – мягко  [Д'], этот звук мы обозначаем зелёным квадратиком (Дети произносят мягкий звук).

3. Фонетическая зарядка. Скороговорка.

Педагог предлагает Диме вместе с ребятами научиться красиво произносить звуки [Д] и [Д'] при помощи скороговорки:

                                             Дятел на дубу сидит.

                                             Дед на дудочке дудит.

(Использовать кубик с картинками для развития просодики).

4. Игровое упражнение «Твёрдый – мягкий».

Педагог предлагает детям научить Диму различать звуки твёрдые и мягкие в начале слова. Педагог называет слова, а дети поднимают карточки синего или зелёного цвета в зависимости от услышанного звука (Использовать картинки дуб, дом, дым, дрова, дерево, Дима, диван, дятел, дети).

5. Игровое упражнение «Где звук живёт?»

- Звук [Д] может находиться не только в начале, но и в середине, и в конце слова.

Дети учат Диму определять место звука  [Д] в слове. Им предлагаются карточки, в которых они указывают место звука в слове (Карточки с картинками дракон, комод, борода, подушка, дача).

6. Динамическая пауза.

На поляне дом стоит,                    Все встаю, руки как «крыша».

Ну, а к дому путь закрыт.             Руки перед грудью, согнуты в локтях.

Мы ворота открываем –               Руки разводят в стороны.

В этот домик приглашаем.           Маршируют.

7. Звуковой анализ слова «ДОМ».

- Дима говорит, что рисунки надо подписать, а он писать не умеет. Дима, наши дети тоже пока не умеют писать, но они могут выложить звуковую схему слова, и это поможет им грамотно писать в школе. Мы и тебя научим.

Звуковой анализ слова «ДОМ» с выкладыванием схемы слова.

8. Знакомство с буквой «Д».

- Звуки [Д] и [Д'] на письме обозначаются буквой «Д».

Педагог показывает букву «Д», сопровождая показ словами:

Две полоски наклонили,

Снизу третью начертили,

А теперь согнём немножко

Две коротенькие ножки.

Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элементы буквы.

9. Пальчиковая гимнастика.  

Стол стоит на толстой ножке,                   («стол»)

Рядом стульчик у окошка,                        («стул», «окно»)

Два бочонка под столом -                         («бочонок», «стол»)

Вот такой я видел дом!                              («бинокль», «крыша»)

10. Написание буквы.

Дети пишут в тетради букву «Д».

Игровое упражнение (в тетради) «Отремонтируй букву»

11. Чтение слогов с буквой «Д».

- Дима, дети сейчас научат тебя читать слоги с буквой «Д».

Дети по просьбе педагога поднимают карточки со слогами. (У каждого ребёнка карточки со слогами ДА, ДО, ДУ, ДЫ, ДИ, ДЕ)

12. Отгадывание ребусов.

- У Димы в конверте картинки, на них зашифрованы слова – это ребусы. Поможем Диме их прочитать. (Ребусы: гвоздика, дудочка)

13. Итог занятия.

- Дима, ребята тебе помогли. Теперь ты сможешь участвовать в конкурсе рисунков, начинающихся со звука [Д]. Ребята сегодня тебя многому научили. Сейчас они тебе напомнят, что нового ты узнал сегодня. (Высказывания детей) 

Дима в знак благодарности дарит детям контур буквы «Д», который они могут заштриховать в свободное время.