Система работы логопеда с русскими народными сказками
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 12.84 КБ |
![]() | 13.88 КБ |
![]() | 13.42 КБ |
![]() | 13.76 КБ |
![]() | 13.98 КБ |
![]() | 12.72 КБ |
![]() | 12.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Как Колобок свою сестрицу догонял
(по опорным картинкам Л.Н. Ефименкова, стр.83)
Катился однажды вечером Колобок по луговой тропинке, с кочки на кочку
перекатывался. И вдруг видит – катится по небу…. другой Колобок. Самый на-
стоящий, с весёлыми глазами, курносым носом и ртом до ушей.
Удивился Колобок и спрашивает: - Ты кто? -Сестрица я твоя, Колобок,
Луна, давай со мной в догонялки играть. И покатилась по звёздной дорожке.
А Колобок говорит: - Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а ты, сестрица
от меня не уйдёшь!
Катится, катится Колобок, а навстречу ему Конь – Огонь. – Здравствуй,
Колобок, куда катишься? - Да я сестрицу догоняю. – Садись, вместе догонять
будем. Вскочил Колобок в седло, и помчался Конь-Огонь . Грива на ветру
развевается, искры из-под копыт сыплются, а сестрица всё впереди. Остановился
Конь – Огонь и говорит: - Проворная у тебя сестрица, Колобок! Не догнать мне её.
Может, тебе Машина – Скорые Шины поможет?
Ускакал Конь – Огонь. А Колобок дальше покатился. Прикатился в гараж
и говорит: - Здравствуй, Машина - Скорые Шины! -Здравствуй, Колобок!
Куда катишься? - Да вот, сестрицу свою догоняю. –Садись, вместе догонять
будем. Сел Колобок за руль, и помчалась Машина – Скорые Шины, а сестрица
всё впереди. Остановилась Машина – Скорые Шины и говорит: -Проворная у
тебя сестрица, колобок! Не догнать мне её. Может тебе Тепловоз – Сто Колёс
поможет?
Уехала Машина – Скорые Шины а Колобок дальше покатился. Прикатился
на станцию, и говорит: - Здравствуй, Тепловоз – Сто Колёс!
-Здравствуй, Колобок, куда катишься? - Вот сестрицу свою догоняю.
-Садись, вместе догонять будем! Вкатился Колобок по лестнице наверх и
помчался Тепловоз – Сто Колёс. Колёса стучат, земля дрожит, а сестрица всё
впереди. Остановился Тепловоз – Сто Колёс и говорит: - Проворная у тебя сестрица,
Колобок! Не догнать мне её. Может тебе Самолёт – Быстролёт поможет?
Уехал Тепловоз – Сто Колёс, а Колобок дальше покатился. Прикатился на
аэродром и говорит: -Здравствуй, Самолёт – Быстролёт! -Здравствуй, Колобок!
Куда катишься? - Да вот сестрицу свою догоняю. –Садись, вместе догонять будем!
Влез Колобок в кабину, и помчался Самолёт – Быстролёт. Земля внизу осталась,
а сестрица всё впереди. Опустился Самолёт – Быстролёт на землю и говорит:
-Проворная у тебя сестрица, Колобок! Не догнать мне её. Может быть тебе ракета
поможет?
Улетел Самолёт – Быстролёт, а Колобок дальше покатился. Прикатился на
космодром и говорит: - Здравствуй, Ракета! -Здравствуй, Колобок, куда катишься?
- Да вот сестрицу свою догоняю. – Садись, вместе догонять будем!
Сел Колобок в Ракету, и взлетела Ракета в небеса. Сестрица и оглянуться
не успела, а Колобок уже рядом и говорит: - Теперь ты нас, сестрица Луна
догоняй!
Предварительный просмотр:
Новый год от Бабы Яги
Было это под самый Новый год. Стало вдруг Бабе Яге грустно. Все её боятся, все
избегают. А праздника хочется! Что делать? Решила Баба Яга лесным жителям
приглашения разослать, чтобы вместе Новый год встретить. Только никто не ото-
звался. Все подумали, что Баба Яга , как обычно, хитрит: к себе в избушку заманит,
зажарит и съест. Это Бабе Яге сорока на хвосте принесла.
Тогда Баба Яга задумала приготовить угощение для всего леса. Запахи вкусные
по лесу пошли. Даже медведи в берлогах от них проснулись. Вкусненького хочет-
ся, а страшно. Вдруг Яга отравит, она может. Не торопятся звери к ней в гости.
Уже темнеть начало. А от лесных жителей никаких вестей, кроме тех, что
сорока носит.
Приуныла Баба Яга, повздыхала. О том, о сём подумала, и вот что придумала.
Всем зверушкам подарки сделать. Деду Морозу – то можно, а чем она Яга хуже.
Медведям – мёду кадушку, зайцам- кочаны капусты, белкам- орешки, лисе- бусы
из рябины, волку- шерстяные носки. А то он жаловался, что лапы зимой мёрзнут.
Птичкам зёрнышек и семечек насыпала.
До самой ночи Баба Яга по всему лесу подарки развозила. Хорошо, что ступа
и метла есть. Едва к бою курантов домой вернуться успела. Устала, пока по
лесу носилась. А настроение праздничное! Тут Баба Яга поняла, как же приятно
подарки дарить! А самое удивительное, что вскоре к ней сам Дед Мороз зашёл
с поздравлением и благодарностью за помощь.
На следующее утро весь лес знал про подарки от Бабы Яги, и что к ней Дед
Мороз приходил. И пошли к Яге гости, все её поздравляют и подарки вручают.
С тех пор никто в том лесу Бабу Ягу не боится, а живут с ней в дружбе и
уважительно бабушкой называют.
Предварительный просмотр:
Емеля едет на печи Когда за стеною бушует пурга,
Жуёт Емеля калачи, Волшебное блюдо достанет Яга,
Газует кочергою, Очистит от паутины и разные смотрит картины.
А тормозит ногою. Старушка узнает немало вещей:
Где смерть свою прячет бессмертный Кащей,
Парень слез с любимой печки, Куда добрый молодец скачет,
За водой поплёлся к речке Чего красна девица плачет,
Щуку в проруби поймал, Любое заморское чудо
И с тех пор забот не знал. Покажет волшебное блюдо.
Деревянный Буратино У отца был мальчик странный,
Карабаса победил: Необычный – деревянный.
Дверь в каморке за картиной Но любил папаша сына.
Золотым ключом открыл. Что за странный
Человечек деревянный -
Бабка Ёжка, костяная ножка, На земле и под водой
Вышла на улицу, раздавила курицу, Ищет ключик золотой?
Курица плачет, Бабка Ёжка скачет, Всюду нос суёт свой длинный….
Как дам по столу – все тарелки на полу! Кто же это? (Буратино)
Не в машине Маша едет –
Маша едет на медведе.
Путь – дорога далека:
От пенька и до пенька.
Жаркий выдался денёк –
Не садись на пенёк!
Предварительный просмотр:
Русские народные сказки - это культурное сокровище нашего народа.
Логопеды, филологи по образованию как никто другой понимают ценность
этого материала и с успехом используют его в своей работе.
Правильно прочитанная сказка оставляет в душе ребёнка неизгладимый
след, чувство сопричастности с истоками, корнями древней русской куль-
туры, отзвук огромной силы духа народа.
Сказки не только открывают перед детьми двери в чудесный мир волшеб-
ства, но и дают новые знания о мире, о непростых взаимоотношениях
между людьми, о проблемах и препятствиях, возникающих в нашей жизни.
Сказки учат находить выход из трудных ситуаций, верить в себя, в силу
добра, любви и справедливости.
Поэтому в моём учебном плане работы с детьми появилась целая
система (постоянно обновляющаяся), по использованию русских народных
сказок для решения многих задач, стоящих перед логопедом при исправле-
нии и развитии речи детей:
- из «Программы воспитания детей в детском саду» распечатываю и
вклеиваю в тетради детям список сказок, которые родители должны прочи-
тать детям (с примерной схемой обсуждения)
- проводится занятие, где дети учатся различать рассказы, сказки и стихи,
находить в них начало, середину и конец, а также общее значение и назна-
чение этих произведений.
- на занятиях по каждой лексической теме вводятся вопросы: «Какие
бывают волшебные предметы обуви, одежды, деревьев, транспорта и т.д.
- сказки – шутки: «Как Колобок свою сестрицу догонял», «Страшная сказка»,
«Баба Яга и Новый год», «Ёжик и Колобок».
- придумывание сказок по сюжетным картинам «Избушка Бабы Яги»,
«Куда летит волшебная палочка» и т.п.
- «Сказочная викторина»
- для автоматизации и закрепления произношения собираю стихи о сказках
и сказочных героях, в индивидуальных тетрадях использую наклейки
- дидактическая игра «Новая сказка» - дети произвольно достают 4 картинки
с плохим и хорошим героем, волшебным предметом и местом действия и
придумывают новую сказку. В дальнейшем можно доставать картинки и не
в таком порядке.
- очень весело проходят фантазийные рассказы детей типа «Чего боится
Репка», «Иван – Царевич на самолёте», «Мечта Змея Горыныча» и т. п.
- совместно с психологом проводим игры – драматизации по русским народ-
ным и фантазийным сказкам.
- много радости доставляет детям картина «Что художник перепутал?»,
где картинка не соответствует подписи.
- логопедический досуг «Сказочная встреча»
- в кабинете имеются кубики по русским народным сказкам (4 варианта),
«Сказочное лото» и пазлы на эту же тему, картины сказочных героев.
Предварительный просмотр:
Сказочная викторина
- Не лежалось на окошке - покатился по дорожке
- Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стены
вылетели и печь сама пошла по улице, прямо к царю.
3 В доме том в конце концов стало множество жильцов.
4 Мне в болоте сидеть надоело, хорошо, что стрела прилетела.
5 Это кто же там бежит, что вокруг земля дрожит?
6 Моя старая подружка до сих пор живёт в избушке,
В ступе здорово гоняет и про всё на свете знает.
7 В море золото блестит, словно солнышко горит!
Это вовсе не ошибка, это золотая … рыбка!
8 Был обычным пареньком, только с джинном был знаком,
Сил волшебных господин с древней лампой … Алладин.
9 Скорей бы приблизился вечер и час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченной карете поехать на сказочный бал.
10 Не в машине Маша едет, Маша едет на медведе,
путь – дорога далека, от пенька и до пенька.
Жаркий выдался денёк - не садись на пенёк!
11 Девочка по лесу шла и на домик набрела,
Из трёх чашек похлебала, в трёх кроватях полежала,
Кто же в домике том жил, подскажите, я забыл?
Предварительный просмотр:
Чашки три и три постели, Возле леса, на опушке Идёт сестрица Алёнушка,
Стульев тоже три, смотри, Трое их живёт в избушке. Ведёт с собой козлёнушка.
И жильцов здесь в самом деле Там три стула и три кружки, Козлёнок рядом скачет
Проживают ровно три. Три кроватки, три подушки, И горько-горько плачет:
Как увидишь, сразу ясно: Угадайте без подсказки, -Ах, надо было слушаться,
В гости к ним ходить опасно! Кто герои этой сказки? Зачем я пил из лужицы!
Убегай, скорей, сестричка,
Из окна лети, как птичка. Ясным утром на крыльцо Уговаривала братца
Убежала! Молодец! Снесла курица яйцо. Старшая сестрица:
Значит, сказке всей конец Дед доволен, рада баба, -Ты из лужицы не пей
Но сказала строго Ряба: Мутную водицу.
Как-то раз в лесу густом -Отойдите от яйца, Не послушался мальчонка,
Вырос домик под кустом. Я хочу растить птенца! Превратился он в козлёнка.
Рада мышка-поскребушка Милого, пушистого,
И зелёная лягушка. Нежно-золотистого!
Ради побегайчик-
Длинноухий зайчик. Гуси-лебеди летят, Вот скачут витязи по полю,
Ничего, что ростом мал Унести детей хотят. Все как один готовы к бою:
Теремок – домишко, -Гуси, нате пирога, Илья, Добрыня, Алексей -
Всем хватило места в нём -Гуси, съеште творога. Так звали трёх богатырей.
И лисе и мишке. Головой мотают гуси:
-Где Ивашка? Га-га-га?
На земле есть много змей Жар-птица в хозяйстве всегда пригодится:
Змей-Горыныч всех сильней! И жарит, и варит, и светит Жар-птица.
Он и злобный, и здоровый, Избушку прогреет быстрее, чем печь,
И толковый – трёхголовый! Но если обидите – может обжечь!
Предварительный просмотр:
Ход :
Логопед: В некотором царстве, в некотором государстве стоял детский
сад. И жили в нём ребята. Целый день играли, рисовали, лепили,
строили, считали, буквы учили да сказки слушали.
Вот однажды пришли они в свой музыкальный зал, смотрят, а там
Колобок сидит, на них глядит. Обрадовались ребята и говорят ему:
- Здравствуй, Колобок, как поживаешь?
- Здравствуйте, ребята, я вот тут сижу, вас жду. Вы со мной поиграете?
Кто меня поймает, тот сказку называет (дети стоят полукругом, лого-
пед бросает Колобка, поймавший ребёнок называет сказку или
сказочного героя)
- А теперь отгадайте мои загадки (викторина)
- Вы не устали? Тогда побегут ваши ножки по запутанным дорожкам.
Будьте внимательны, с пути не сбейтесь (показывает детям карточки
со стрелками, дети пересекают зал в соответствии с рисунком)
А как ты туда добежал? (стрелка показывала в правый угол,…)
- Молодцы, все добрались до полянки. А мне ваши воспитатели
такие интересные картинки дали, только я не понял, кто тут
нарисован? А они сказали, что ребята знают, хорошо говорить
умеют и сами мне расскажут. (воспитатель достаёт картинки со
сказочными героями, дети рассказывают стихи)
- логопед: А теперь ты, Колобок, с нами поиграй! (подвижная
игра «Ручеёк»
- А ребята тебе ещё и песню споют (песня «Сказочная страна»)
- Колобок : Как здорово, ребята, что я к вам в гости попал! Вы мне
столько всего интересного рассказали, в Ручеёк играть научили,
песню спели. Пойду-ка я попробую других сказочных героев по-
скать и с ними поиграть.
- До свидания, Колобок, счастливого пути и будь осторожен,
к Лисе на нос не садись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/14/picture-124347-1350200270.jpg)
Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"
Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/14/picture-124347-1350200270.jpg)
Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"
Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-492111-1412499878.jpg)
Из опыта работы: Рассказывание детям русской народной сказки «Заяц-хваста»
Развивать интерес к русским народным сказкам....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/14/picture-496986-1515916650.jpg)
Конспект предварительной лексической работы по изучению русской народной сказки "Аленушка и братец Иванушка"
Вспомогательная работа по изучения комплекта книг для развития по программе "Социокультурные истоки"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/15/picture-790962-1463330739.jpg)
Маски из фетра авторской работы для инсценировки русской народной сказки «Репка»
Маски из фетра авторской работы для инсценировки русской народной сказки «Репка»Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Цели:За...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/09/picture-1303024-1610195627.jpg)
Отчёт о проведении работы по изучению русской народной сказки.
В статье кратко описываются методы, формы и приёмы, используемые при изучении художественной литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/17/picture-1427637-1673935966.jpg)
Опыт работы на тему: «Русские народные сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Речь - инструмент развития высших психических процессов человека. Для ребенка хорошая связная речь - залог успешного обучения грамоте и развития. Всем известно, что дети с плохо развитой речью нередко...