«Взаимодействие педагогов с семьями детей с нарушениями в развитии».
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирование его гармоничной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие педагогов с семьями

детей с нарушениями в развитии».

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого развития является наиболее актуальным.

Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирование его гармоничной личности.

Выдающиеся педагоги были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном возрасте являются родители, участие которых в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка. Но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной. Для этого необходимо создавать благоприятный микроклимат и вовлекать родителей в воспитательный процесс.

В процессе взаимодействия с семьями часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится.

Обеспечение тесной взаимосвязи в работе с родителями и педагогическим коллективом – важнейший аспект коррекционно-образовательной деятельности в ДОУ.

Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения.

Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевых нарушений.

Необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы.

Цель работы с родителями – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным.

Задача воспитателей и учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения.

Работу с родителями в нашей группе можно разделить на два вида: просветительские и практические.

Просветительские формы работы с родителями:

- Родительские собрания;

- Информационные стенды, папки-передвижки;

- Индивидуальные беседы;

- Консультации.

Практические формы работы с родителями:

- Домашние задания (тетради логопеда);

- Открытые занятия;

- Изготовление пособий для д/и, пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики.

Работу целесообразно проводить в двух формах: письменной и устной. Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени; во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую получают от педагогов; в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, им нужно предложить определенный алгоритм действий и вооружить памяткой.

На стенде в сжатой форме отражается содержание основных моментов коррекционно-развивающего обучения: советы, рекомендации, фотографии детей на занятиях, прогулке, во время режимных моментов.

Консультации в совместной работе педагогов и родителей важны. Они предполагают теоретическое знакомство родителей по тому или другому вопросу. Консультации важно построить так, чтобы они не были формальными, а привлекали родителей для решения проблем, развивали наше сотрудничество. Консультации должны быть предельно четкими, содержать конкретный материал. Наиболее актуальные темы – это «Выполнение домашних заданий», «Речевые игры дома», «Автоматизация звуков дома» и др. К консультациям организуется выставка пособия, литературы, дидактических игр.

В своей практике мы используем такой вид работы с родителями, как индивидуальные беседы, так как позволяет установить более тесный контакт с родителями. В беседе с родителями можно выделить те проблемы, которые их интересуют в воспитании ребенка, коррекции нарушений речи. В ходе беседы родители получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: ее задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребенка.

В структуре речевого дефекта детей с ОНР особое место занимают лексико-грамматические трудности. В коррекционно-развивающей работе по их преодолению используют различные приемы и методы, логопедом в нашей группе составлены логопедические тетради, для выполнения домашних заданий детьми с родителями. Цель таких заданий – закрепление речевых умений и навыков, полученных в процессе логопедических занятий, привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Успех коррекционной работы зависит от добросовестного отношения родителей к выполнению домашних заданий.

Очень важна для  родителей и наглядная форма работы. Наглядность агитации обеспечивается применением сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, приемов и методов. Этим мы активизируем родителей в вопросах коррекции речи детей. С этой целью мы проводим фронтальные открытые занятия для родителей («День открытых дверей»). Они проводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети после совместной коррекционной работы. Как правило, родители довольны достигнутыми результатами и стремятся сделать больше и вследствие этого участвуют в ходе коррекционной работы более активно.

Немаловажную роль в работе с семьей играет анкетирование родителей, которое позволяет проанализировать отношение между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год, а также, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту.

С помощью вышеприведенных форм взаимодействия мы не только устанавливаем партнерские отношения с родителями, но и создаем атмосферу общности интересов, повышаем педагогическую компетентность родителей, обучаем родителей конкретным приемам логопедической работы.

Список литературы:

1.Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями в речи. – М.: Экзамен, 2006. – 420с.

2.Дуплинская А.О. О речевом дыхании детей с дизартрией // Дошкольное воспитание. – 2008. - №3.-С.13-16.

3.Ткаченко Т.А. Система коррекции общего недоразвития речи у детей. // Пособие для воспитателей, логопедов и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Экологическое развитие имеет большое значение для общего развития ребенка. Отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо включать в...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

Доклад "Педагогические условия и формы взаимодействия педагога и родителей по вопросам познавательного развития"

«Педагогические условия и формы взаимодействия педагогов детского сада с родителями по вопросам познавательного развития». Одним из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного возраста яв...

Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушение зрения в условиях инклюзии в дошкольных учреждениях.

Очень важной задачей, стоящей перед специалистами, является научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, так, чтобы ребенок с нарушением зрения не считал себя лишним, а стал полноценным чл...

«Взаимодействие педагогов, специалистов и родителей в речевом развитии воспитанников ДОО» автор: учитель-логопед Гришатова М.В., МБДОУ д/с № 17 «Ягодка» города Кстово 2018 г

Для чего нужен логопед?Цель работы учителя-логопеда: оказание необходимой коррекционной помощи детям с легкими речевыми нарушениями.Мы будем разговариватьИ будем выговариватьТак правильно и внятно,Что...

«Взаимодействие педагога с детьми с особенностями в развитии»

В настоящее время термин «дети с особыми образовательными потребностями» используется как в широком социальном, так и в научном контексте. Современные научные представления позволяют выдел...

Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста"

quot;Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста"Консультация для педагогов раннего и младшего возраста...