Конспект непосредственно образовательной деятельности "Звук [Д]"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Санькова Христина Викторовна

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Звук [Д]"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_d.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санькова Христина Викторовна

Занятие №_____

Тема «Звук Д»

Коррекционно-образовательные цели. Познакомить детей со звуком [Д], научить четко произносить звук [Д], запомнить его артикуляцию, учить слышать его и выделять из ряда других звуков, учить выделять данный звук в начале и середине слова, учить детей удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3-4 элементов, учить вслушиваться в шепот.

Коррекционно-развивающие цели.   Развитие навыков речевого общения, связной речи, слухового восприятия и внимания, фонематического слуха, мышления, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Предметные картинки, в названии которых есть изучаемый звук, зеркало на каждого ребенка, символы звуков (квадратики).

Ход   занятия

  1.  Оргмомент.  Упражнение «Выполняй команды». 

Логопед произносит шепотом различные команды (например, поднять руки вверх, спрятать руки за спину и т.д.), а дети слушают их внимательно и выполняют.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Знакомство со звуком [Д].

Логопед предлагает детям отгадать загадку, назвать первый звук в слове-отгадке.

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес -

И исчез. (Дым)

Логопед показывает детям и объясняет артикуляцию звука [Д]: Когда мы произносим звук [Д], то:

- губки свободны;

- зубки сближены, но не сомкнуты;

- язычок стучит кончиком за верхними зубками;

- горлышко «работает».

4. Характеристика звука [Д].

Логопед рассказывает детям о том, что звук [Д] петь нельзя, т.к. язычок создает преграду воздуху. Этот звук – согласный, твердый, звонкий, поэтому мы обозначаем звук [Д] синим  квадратиком с колокольчиком..

Логопед знакомит детей с символом звука [Д]: дятел долбит дерево: ДДД...

5. Фонетическое упражнение.

Произнести вслед за логопедом звук [Д] громко, отрывисто:

—  Дятел долбит дерево: ДДДДДДДД…

6. Упражнение «Хлопни в ладошки».

Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов и просит детей хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [Д] (изолированно, в слогах):

а, д, м, д, д, и, д; да, ду, ма, мы, до.

7. Упражнение «Сколько пальчиков загнули?».

Логопед просит детей загнуть пальчик, если те услышат слово со звуком [Д]:

Дуб, корова, дорога, вода, усы, дом, лиса.

8. Упражнение «Послушай и повтори».

Логопед предлагает детям внимательно прослушать и повторить за ним серию слогов:

да-до-ду, ды-ду-да; да-до-ду-ды, ду-ды-да-до.

9. Физкультминутка «Листья».

Листья осенние тихо кружатся,                Кружатся на месте, расставив руки

                                                                     в стороны.

Листья нам под ноги                                 Приседают.

                      тихо ложатся

И под ногами шуршат,                             Движения руками влево-вправо.

                      шелестят,

Будто опять закружиться хотят.              Кружатся на месте на носочках.

10. Игра «Договори слово».

Логопед предлагает детям добавить последний слог к словам, назвать слово целиком:

ДА: пома…, награ…, побе…, пого…, коман…, веран…, секун…, гирлян…;

ДЫ: похо…, пара…, наря…, снаря…, сле…, са…, пру…, ря… .

11. Работа с картинками:

- из ряда картинок (5-10 предметов) выбрать те, в названии которых нет  звука  [Д];

- четко перечислить картинки, в названии которых есть звук [Д], провести игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»;

- выбрать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в начале слова;

- четко назвать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в середине слова.

12. Игра «Скажи и покажи».

Логопед: Я назову большой предмет, а вы – предмет поменьше, совсем маленький и очень большой, например: ДУБ – ДУБОК – ДУБОЧЕК – ДУБИЩЕ. Вслушайтесь в эти названия: чтобы обозначить предметы различной величины, мы добавляем к слову различные окончания: ДЫМ – ДЫМ-ОК – ДЫМ-ОЧЕК – ДЫМ-ИЩЕ. Вы не только назовете, но и покажете размеры предметов: большой предмет – стоя, руки вниз; предмет поменьше – слегка присев, руки вперед; маленький предмет – сидя на карточках, руки на коленях; огромный – подняться, руки кверху.

ДОМ                 - ДОМОК                - ДОМОЧЕК                  - ДОМИЩЕ

ДУБ                  - ДУБОК                  - ДУБОЧЕК                   - ДУБИЩЕ

ДЫМ                - ДЫМОК                - ДЫМОЧЕК                 - ДЫМИЩЕ

САД                  - САДИК                 - САДОЧЕК                  - САДИЩЕ

СЛЕД               -  СЛЕДОК              - СЛЕДОЧЕК                 - СЛЕДИЩЕ

ХОД                  - ХОДОК                 - ХОДОЧЕК                   - ХОДИЩЕ

ДОЖДЬ             - ДОЖДИК             - ДОЖДИЧЕК               - ДОЖДИЩЕ

ДРУГ                 - ДРУЖОК              - ДРУЖОЧЕК               - ДРУЖИЩЕ              

13. Итог занятия. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Образовательная область: «Безопасность» Тема: «Наша улица» Возрастная группа: старшая Представленный конспект является ч

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбразовательная область: «Безопасность»Тема: «Наша улица»Возрастн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие по замку Зимы» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие интегрированное и сочетает в себе образовательные области:- «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром)- «Социально-коммуникативное развитие»- «Ре...