Игры на развитие лексико-грамматического строя речи
консультация по логопедии по теме

Данный материал содержит примерный перечень игр, используемые на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_razvitie_leksiko-grammaticheskogo_.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи.

«Один-много» (I вариант) (с 4 лет)

Цель: образование существительных множественного числа И.п.

Ход игры: педагог называет существительное в единственном числе, а ребёнок во множественном, например: яблоко-яблоки, сумка-сумки, дерево-деревья и т.д.

Усложнение: используются словосочетания- прилагательное+существительное, например: красивый цветок-красивые цветы, яркая бабочка-яркие бабочки, сочное яблоко-сочные яблоки и т.д.

«Один-много» (II вариант) (с 5 лет)

Цель: образование существительных множественного числа Р.п.

Ход игры: педагог бросает мяч ребёнку и говорит: «У меня один мяч», ребёнок отвечает: «А у меня много мячей»; «У меня одно яблоко» -«А у меня много яблок» и т.д.

«Назови ласково» (с 4 лет)

Цель: образование существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Ход игры  (игру можно проводить с мячом):

Кукла-куколка

Лиса-лисичка

Петух-петушок и т.д.

«Скажи наоборот»

Цель: учить детей образовывать слова-антонимы

Ход игры:

Большой-маленький

Толстый-тонкий (худой)

Кислый-сладкий

Высокий-низкий

Тепло-холодно

Весело-грустно

Пришёл-ушёл

Прилетел-улетел

Сел-встал и т.д.

«Посчитай» (с 5 лет)

Цель: согласование существительных и числительных

Ход игры: педагог выставляет на доску цифры 1,2,5 и называет ребёнку слово, ребёнок считает, например: одна машина, две машины, пять машин; один слон, два слона, пять слонов и т.д.

«Из чего сделано?» (с 5 лет)

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры:

Педагог                                                                              Ребёнок

Варенье из клубники-это какое варенье?                 Клубничное варенье

Сок из апельсина- это какой сок?                             Апельсиновый сок

Компот из яблок – это какой компот?                      Яблочный компот

Дом из кирпича- это какой дом?                               Кирпичный дом

Ваза из стекла-это какая ваза?                                   Стеклянная ваза

Стол из дерева-это какой стол?                                 Деревянный стол и т.д.

«Чей, чья, чьё?» (с 5-6 лет)

Цель: образование притяжательных прилагательных

Ход игры:

Педагог                                                            Ребёнок

Хвост лисы-это чей хвост?                            Лисий хвост

Уши зайца-это чьи уши?                               Заячьи уши

Лапы медведя-это чьи лапы?                        Медвежьи лапы

Платье мамы-это чьё платья?                       Мамино платье

Платок бабушки-это чей платок?                 Бабушкин платок и т.д.

«Какой бывает?» (с 4 лет)

Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными

Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко?», дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок?»- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»

«Что таким бывает?» (с 4-5 лет)

Цель: подбор предметов  к его признаку

Ход игры: педагог спрашивает детей: «Что бывает сладким?». Дети отвечают: «Конфета, мороженное, варенье, торт, сок и т.д.». «Кто бывает пушистым?» - «Кошка, заяц, лиса и т.д.»

«Назови одним словом» (с 4 лет)

Цель: развитие словесно-логического мышления

Ход игры: педагог называет 3-4 слова, ребёнок называет их обобщающим понятием: «груша, яблоко, банан»- «фрукты»; «собака, кошка, корова» «домашние животные» и т.д.

Усложнение: педагог называет обобщающее слово, а дети подбирают относящиеся к нему предметы: «Мебель»- «Стол, стул, кровать, диван…» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающая игра-презентация: «Развитие лексико-грамматического строя речи по теме: «Профессии»

Обучающая игра-презентация: «Развитие лексико-грамматического строя речи по теме: «Профессии» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего дошкольного возраста. Для п...

Игры для развития лексико-грамматического строя речи

Очень важную роль в развитии ребенка играет развитие речи. Некоторые родители пускают его на самотек, думая, что ребенок сам научится говорить, подражая им, а потом удивляются, что у него маленьк...

Дидактическая игра по развитию лексико-грамматического строя речи (родственные слова, предлоги)

Игра помогает  учиться подбирать  семью родственных слов, ориентироваться в пространстве, знакомит с предлогами, их значением....

Консультация для педагогов «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Консультация для педагогов«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Консультация для родителей: «Игры на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжелыми нарушениями речи»

В данной консультации для родителей  представлены дидактические игры и задания на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжёлыми нарушениями речи.Развитие лексико-грамматического...

Консультация для родителей. Речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи "Играем вместе с ребёнком"

Цель: предложить родителям речевой материал, для словесных игр в домашних условиях, позволяющих развивать лексико-грамматический строй речи их детей....