Собственная методическая разработка: "Дифференциация звуков С - З".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Прокопенко Светлана Геннадьевна

Данный методический материал представлен ввиде конспекта занятия  по "Дифференциации звуков С - З". Материал предназначен для обучения детей старшего, подготовительного  дошкольного возраста, имеющих диагноз ТНР, ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дифференциация звуков С - З16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков С – З

Цели:

 1) Подготовка артикуляции к постановки звука «р».

 2) Дифференциация звуков С -З.  (Уточнение артикуляции. Выделение сходства и различия между     этими звуками).

 3) Продолжать работу по формированию фонематического анализа и фонематических   представлений.

 4) Продолжать работу по развитию мелкой моторики.

 5) Закреплять знания детей о согласовании падежных окончаний.

6) Учить детей преобразовывать слова, заменяя один звук другим.

7) Продолжать учить детей  составлять  предложения по картинкам. ( Начало работы над связной   речью).

Оборудование:  Листочки, карандаши, зеркала, ромашки с лепестками – картинками.

Ход занятия:

  1. Л.:  Здравствуйте ребята! Пододвиньте, пожалуйста,  к себе зеркала, посмотрите в них и скажите в названии каких частей лица слышатся  звуки с или з?

Д.:  Нос, глаза, зубы, язык, ноздри.

Л.:  Вы, наверное,  догадались, чем мы будем сегодня заниматься?

Д.:  Учиться различать звуки С и З.

        2. А теперь немного потренируем свой язычок.                                                                                                                                 Артикуляционные упражнения перед зеркалом:

1) Рот открыт, язычком достаём потолочек  рта.

2)Кончик  язычка за верхними зубами и стучит в потолочек –д-д-д.

3) Лошадка и остановили лошадку –пр-пр-пр( вибрация губ).

        3.  Л.: Переверните картинки, которые лежат у  вас на столах. Назовите, что на них нарисовано и скажите,  с каких звуков начинаются эти слова.

Д.:  Зонт, стол, забор, сумка. Начинаются слова со звука С и со звука З.                                                                 Л.:  Чем различаются эти звуки?                                                                                                                                     Д.: При звуке З работает  горлышко, а звуке С – нет.                                                                                                        Л.:  Чем они похожи?                                                                                                                                                        Д.:  Губы в улыбочке, зубы, сомкнуты, язык за зубами и бугорочком.  

       4.  Л.: А сейчас взяли листочки и карандаш. Быстро рисуем три красных больших кружка. Ниже три синих квадрата.

В красных кружках – рисуем предметы, в названии которых есть звук С. В синих квадратах – со звуком З.                                                                                                                                                                        

Когда дети нарисовали, они называют, что нарисовали, одновременно указывая местоположение заданного звука в слове.

        5. А сейчас, мы с вами будем волшебниками. Я назову вам слова, в которых   слышится звук С или З, а вы заменив данный звук на С или З получите новое слово. Например:  роза – роса,                                      коза – коса, лиса – Лиза, зуб – суп,  зима – Сима,  забор – собор,  зайка – сайка, Захар – сахар, Змей – смей.

       6. Физ. Минутка.

        Пальчиковая гимнастика: зайчики, колокольчики, дерево, костёр, оса и т. д.                                                                                                                                                            

       7. Л.:  А теперь мы поиграем в игру «Закончи слово». Надо быть очень внимательным, чтобы вспомнить задание. Я буду произносить начало слова, а вы добавляйте либо слог зы, либо слог сы, чтобы слово звучало правильно. Например: Во(зы), та(зы).                                                                                      Бу(сы), Ча(сы), ве(сы), ко(сы),

Гро(зы), берё(зы), моро(зы), арбу(зы), зано(зы).

       8. Л.:  А сейчас, мы будем играть в поэтов. Вы должны будите закончить двустишия словами, подходящими по смыслу.                                                                                                                                                                         Щипает травушку коза

Косит травушку (коса).

На столе лежала сайка

А по лесу бегал (зайка).

Лиза пробовала суп

Заболел у Лизы (зуб).

       9.  Л.: Следующее задание: надо составить    ромашки. Мальчики будут составлять ромашку из лепестков на которых нарисованы рисунки, в названии, которых слышится  звук С. А девочки, в названии, которых есть звук З. По окончании выполнения задания проверяем - правильно и полностью ли составлены ромашки.

      10. Л.:  Ребята, какие звуки мы учились сегодня различать?   Д.: Звуки С и З.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Дифференциация звуков Ф-Ф’

Тема: Дифференциация звуков Ф-Ф’. Цели: 1.Познакомить детей со звуками Ф-Ф’, с нормой артикуляции изучаемых звуков 2.Совершенствовать навык различения твёрдых и мягких звуков: учить дифференцирова...

Собственная методическая разработка "Звук и буква Х"

Представленный конспект занятия содержит задания для детей старшего и подготовительного возраста с диагнозом ОНР, позволяющие развивать у них фонематические функции, зрительное и слуховое внимание, ра...

Собственная методическая разработка "Дифференциация звуков С - Ш. Профессии."

Данный конспект занятия предназначен для детей с диагнозом ОНР старшего и подготовительного возраста. Он позволяет решать следующие задачи: учить диффернциации звуков С-Ш, развивать функции фонематиче...

Методическая разработка "Дифференциация звуков [с], [з]

Методическая разработка "Дифференциация звуков [с], [з] (подготовительная к школе группа)...

Методическая разработка "Дифференциация звуков Ш Ж".

Данная методическая разработка содержит игровой материал для логопедов по дифференциации звуков "Ш" "Ж"....

Методическая разработка «Дифференциация звуков «ц» - «ч»

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо  физическому  развитию  детей Кал...