Методическая разработка. Дифференциация звуков Ф-Ф’
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Беликова Наталья Николаевна

Тема: Дифференциация звуков Ф-Ф’.
Цели:
1.Познакомить детей со звуками Ф-Ф’, с нормой артикуляции изучаемых звуков
2.Совершенствовать навык различения твёрдых и мягких звуков:
учить дифференцировать звуки Ф-Ф’ изолированно, в слогах, словах
3.Обогащать словарь детей
4.Развивать фонематический слух и восприятие
5.Определять место звука в слове.
6. Учить анализировать оптико-пространственные и графические признаки буквы
7. Развивать мелкую и общую моторику
8. Познакомить с буквой Ф.
9.Развивать внимание.
Ход занятия:
1).Организационный момент
1.Беседа по теме занятия.
Какое сейчас время года? (зима) Какой сейчас месяц? (февраль).
Послушайте стихотворение про этот зимний месяц:
Снег мешками валит с неба,
И кругом сугробы снега!
То бураны, то метели
На наш город налетели!
По ночам мороз силен,
Да и днем резвится он!
Вот в такую непогоду к нам на занятие пришел кот Филимон (логопед выставляет на доску изображение кота). Филимон недоволен, он фырчит: фыр-фыр-фыр! Послушайте и скажите, какой первый звук произносит кот в слогах? (Ф)
С какого звука начинается кличка кота? (Ф’)
Логопед показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука:
— нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха;
— верхние зубки слегка видны;
— горлышко «молчит».
Характеристика звука: звук согласный (губки и зубки создают преграду для свободного прохождения воздуха), мягкий, глухой. Обозначение: зелёный кружок, а так же есть твёрдая пара звук [Ф]- синий кружок.
2).Основная часть
1.Развитие фонематического слуха
Послушайте, как воет ветер за окном, этот вой напоминает вой животных. Кот Филимон очень любит прислушиваться к разным звукам – у него отличный слух. Филимон предлагает вам поиграть и проверить, как вы умеете слушать звуки.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ф]»:
ф, п, м, д, ф...; фа, ма, аф, уп, уф...; флаг, кофта, панама, шкаф, пальто, форма, палка...

2. Дифференциация звуков [Ф] — [Ф'].
Молодцы, а теперь посмотрим сможете ли вы отличить [Ф] — [Ф'].
Игра с обручами синего и зелёного цветов: «Раз, два, три – к обручу беги» (определение мягкости, твёрдости)
Звуки: Ф, Фь, В, Р, Ф, Фь, Ф, Н, З, Ж, Ц, Вь, Фь, Ф
Слоги: фа, ва, фы, фи, фё, оф, фо, фе, эф Слова: фары, буфет, фиалки, туфли, телефон
3. Для того, что бы ловить мышей коту кроме слуха необходимо хорошее внимание, поэтому Филимон предлагает поиграть в новую игру.
« Игра делай, то, что я скажу, а не то, что покажу.»

4. « Четвертый лишний » Назовите лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Ф] и [Ф']).
Разделить все слова на слоги. Какое слово самое длинное?
Филин, фазан, фотоаппарат, фотограф; Филя, Фома, Федя, Федора.

5. У кота Филимона очень много друзей, в именах которых пишется буква Ф. Филимон просит вам напомнить, как могут звать его друзей. Если припомните не всех, он вам поможет. Назовите звуки занятия.
Имена: Федора, Фёдор, Фома, Фадей, Филат, Феня, Фаина, Филя, Фрол, Федот, Феликс.

6. Игра « Волшебники » с мячом на ковре.
Логопед: Вспомнил котик друзей своих и загрустил, нравятся ему слова на звук «Ф». Предлагаю в игру «Волшебники » сыграть и Филимона порадовать.
«Раз, два, три, четыре, пять буду я детей в волшебников превращать».
Замените в слове первый звук на звук «Ф» и слова в другие превратите.
СЛОВА: Бантик пара плот марш казан норма.
Теперь Филимон доволен.

7.Знакомство с буквой Ф. (на доску выставляется буква Ф )
Ножницы я в руку взял
Букву Ф я в них узнал.

Ребята давайте напишем букву Ф в воздухе.

А теперь выложим букву Ф из фасоли.

8.Физкультминутка. ( Речь с движением )

Руки вверх, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Ой, ребята посмотрите, какая же буква у нас получилась?

9. У каждого звука в слове есть свой дом, предлагаю вам найти дом для звука [Ф]
« Домик для звука» (работа с карточками).

Кот Филимон собирается домой. На улице по-прежнему холод и снег. Давайте подарим котику подарок, для того что бы узнать, что мы подарим

Отгадайте загадку:

Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода.
Это шарфик, давайте ребята повяжем шарф на шею Филимону и попрощаемся с ним.

Итог занятия:
С камими звуками мы работали на занятии? С какой новой буквой мы сегодня познакомились на занятии? Чем отличается буква от звука?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка: "Дифференциация звуков С - З".

Данный методический материал представлен ввиде конспекта занятия  по "Дифференциации звуков С - З". Материал предназначен для обучения детей старшего, подготовительного  дошкольного возраста...

Собственная методическая разработка "Дифференциация звуков С - Ш. Профессии."

Данный конспект занятия предназначен для детей с диагнозом ОНР старшего и подготовительного возраста. Он позволяет решать следующие задачи: учить диффернциации звуков С-Ш, развивать функции фонематиче...

Электронная учебно- методическая разработка "Стеклянные звуки" с использованием новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов для дошкольников.

АННОТАЦИЯК ЭЛЕКТРОННОЙ РАЗРАБОТКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Наименование  учебно- методической разработки       «Стеклянные»...

Методическая разработка "Дифференциация звуков [с], [з]

Методическая разработка "Дифференциация звуков [с], [з] (подготовительная к школе группа)...

Методическая разработка "Дифференциация звуков Ш Ж".

Данная методическая разработка содержит игровой материал для логопедов по дифференциации звуков "Ш" "Ж"....

Методическая разработка «Дифференциация звуков «ц» - «ч»

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо  физическому  развитию  детей Кал...