конспект "Путешествие с паровозиком Чух"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Овеснова Светлана Петровна

Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука "ч".  Представленный материал может быть полезен учителям-логопедам, занимающимся с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ind._zanyatiya.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №125 компенсирующего вида Центрального района Санкт-Петербурга

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема: Путешествие с паровозиком Чух

Конспект составила

учитель-логопед

Овеснова Светлана Петровна

2014

Г. Санкт-Петербург

Цель: 

Автоматизировать правильное произнесение звука «ч» в изолированной позиции, слогах и словах различной структуры, в составе предложения.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  •  закрепить  артикуляцию и характеристику звука «ч»;
  • упражнять в правильном произнесении звука «ч» в слогах, словах, фразах;
  • закреплять  навык звукового анализа двухсложных слов типа СГСГ;
  • актуализировать словарь по лексическим темам «Транспорт», «Полевые цветы»;
  • совершенствовать грамматический строй речи:

- упражнять в образовании и правильном употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

- закреплять употребление в речи простых предлогов: над, на, от, с;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать интонационную выразительность речи;
  • развивать артикуляционную, мимическую, общую и тонкую моторику, речевое дыхание;
  • развивать зрительно-пространственный гнозис и праксис;
  • активизировать внимание, память, мышление, воображение

Коррекционно-воспитательные:

  • развивать у ребёнка коммуникативные качества;
  • воспитывать осознанное желание преодолеть недостатки речи

Предварительная работа:

познакомить ребёнка с играми технологии  В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Оборудование:

игрушка-паровозик, магнитофон, мнемотаблички с артикуляцией и характеристикой звука «ч», бумажные цветы с изображением больших и маленьких предметов, игры В.Воскобовича: «Волшебные точки», «Чудо-соты»; карточки с изображением двух предметов и схемы предлога.

Ход занятия

Деятельность учителя-логопеда

Предполагаемая деятельность ребёнка

I. Организационный момент

    Логопед приглашает ребёнка в кабинет, здоровается с ним.                                                    

- Вижу, у тебя хорошее настроение, глазки блестят. Значит, у нас всё получится. Сегодня мы отправимся в путешествие. Отгадай загадку, и ты узнаешь, на чём будем путешествовать.

Кто на бегу, пары клубя, пускает дым трубой,

Несёт вперёд и сам себя, да и меня с собой?

-Молодец! А вот и паровозик!

(логопед достаёт игрушку-паровоз).

Психогимнастика

Паровозик почему-то грустный.

Покажи, как он грустит.

Наверное, это потому, что ему одиноко одному. Я знаю, как паровозику можно помочь! Ну-ка, повернись и в вагончик превратись.

 Ну вот, теперь паровозик не один, у него есть вагончик. Паровозик повеселел. Давай улыбнёмся и мы.

II. Введение в тему.

А теперь вспомни любимую песенку паровозика.

(Звучит магнитофонная запись: Ура! Я услышал свой любимый звук! С него начинается моё имя – Чух!)

Назови первый звук в имени паровозика.

III. Основная часть.

 1.Уточнение артикуляции звука «ч».

Покажи и расскажи, как держим губы, когда произносим звук «ч»?

Что делает язык? Покажи и расскажи.

Какой пускаем ветерок?

2. Уточнение характеристики звука «ч»

  Предъявляется   мнемотаблица характеристики звуков.  

                                                                                     

- Звук «ч» бывает твёрдым?

Молодец! Я думаю, паровозик очень доволен, что ты так много знаешь о его любимой песенке!

  3. Развитие фонематического восприятия

Прицепляйся к паровозику, поехали. Будь внимателен! Я буду произносить разные звуки, слоги, слова, а ты, как только услышишь звук «ч», делай остановку.

Л.: ч. щ, ж, ч. уч, тя, чи, чайник, шуба, темно, ящик, мяч,  туча, бочка, щенок, чемодан, очки, темно, ночь

 4.  Автоматизация звука «ч» в слогах, работа над интонационной выразительностью речи.

 Паровозик пусть отдохнёт, а мы с тобой поговорим. Разговор у нас будет необычный. Я буду цепочкой слогов задавать тебе вопросы, а ты – отвечать мне этой же цепочкой.

Логопед спрашивает: ча-ча?

                                      чи-чи-чи?        

Теперь ты спроси, а я отвечу.

Логопед отвечает: ач-ач

                                  чу-чу-чу

 5.  Автоматизация звука «ч» в словах.

1). Упражнение в образовании слов посредством уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Л.: Паровозик отдохнул, поехали дальше.

Л.: Какая красивая полянка за окном. Давай сделаем остановку. Смотри, какие яркие цветы. Вот большой синий колокольчик. А вот ещё один синий колокольчик, но маленький.

(На ковре разбросаны бумажные  цветы. На большом цветке изображён предмет большого размера, на одноимённом маленьком цветке изображён тот же предмет, но маленького размера).

Собери, пожалуйста, цветы парами и назови, что ты видишь на них.

Логопед каждый раз обращает внимание ребёнка на то, что, как только слово начинает звучать ласково, в нём появляется звук «ч».

 2). Игра «Прогулка по полянке»

Логопед предлагает ребёнку припомнить из предыдущего задания только те предметы, в названии которых есть звук «ч», и произнести их, делая шаг на каждое слово.

 3).Звуковой анализ-синтез слова

 Игра «Поймай звуки»

Логопед и ребёнок присаживаются на ковёр.

Логопед  «бросает» ребёнку звуки: т, у, ч, а.

Л.: Посмотри, пока ты «ловил» звуки и составлял слово, некоторые цветы осыпались. Вот их лепестки.

 На ковре – круглые лепестки красного, синего, зелёного цвета (пособие «Волшебные точки»)

Составь из них узор – звуковую схему слова «туча».

 6. Зрительно-пространственный гнозис и праксис.

Л.: Нам пора уже ехать домой, но посмотри, на полянке кто-то намусорил, разбросаны непонятные предметы. А вот и схема…

Игра «Чудо-соты»

Ты догадался, что это?

 Попробуешь сложить такую же бабочку?

7. Автоматизация звука «ч» в предложении.

Звучит магнитофонная запись: чух-чух-чух…

Л.: Паровозик запел свою песенку. Подойдём к нему.

На крыше паровозика лежат карточки с изображением бабочки, цветка и схемы маленьких словечек – предлогов: над, на, к, от

Наверное, паровозик просит тебя  составить предложения. Начинай!

Молодец. Прицепляйся к паровозику, наше путешествие заканчивается, возвращаемся домой.

IV. Итог занятия.

Вокруг себя повернись – в Диму (логопед называет имя ребёнка) превратись.

Логопед и ребёнок присаживаются на ковёр.

Какой звук ты учился сегодня правильно произносить?

Каким цветом этот звук всегда обозначается на схеме?

Почему?

Какие ласковые слова с этим звуком ты знаешь?

А теперь помоги мне. Я начну предложение, а ты закончи.

Я старался чётко выговаривать…

Я сегодня правильно выполнил…

Мне сегодня было трудно…

Мне очень понравилось…

Ты сегодня хорошо позанимался, и паровозик дарит тебе свой «портрет» (рисунок-раскраска паровозик).

Когда ты будешь раскрашивать этот рисунок, пой, пожалуйста, песенку паровозика.

Ребёнок заходит в кабинет логопеда, здоровается.

Отгадывает:

Паровоз

Ребёнок изображает мимикой грусть.

Поворачивается вокруг себя.

Ребёнок изображает мимикой радость.

Ребёнок произносит: ч-ч-ч…

Звук «ч»

 Губы округлены.

(Показывает карточку с изображением положения губ).

Широкий кончик и передняя часть языка прижимаются к «потолочку» за верхними зубками, а потом резко отскакивает вниз.

(Показывает карточку с изображением положения  языка).

Ветерок резкий, как выстрел.

(Показывает карточку с изображением ружья).

Звук «ч» согласный, глухой, мягкий.

-Нет, он всегда мягкий.

Ребёнок везёт паровозик по ковру и останавливается, когда слышит звук «ч».

Ребёнок отвечает: ча-ча.

                           чи-чи-чи.

Ребёнок спрашивает: ач-ач?

                                  чу-чу-чу?

Ребёнок везёт паровозик, пропевая: чух-чух-чух…

Ребёнок собирает цветы, одинаковые по цвету и названию, парами: большой и маленький цветок.

Ребёнок называет цветы (ромашка-ромашечка) и изображённые предметы попарно:

шапка-шапочка,        улитка-улиточка, санки-саночки, банка-баночка, батон-батончик, стул-стульчик, лук-лучок, каблук-каблучок.

Ребёнок называет слово и делает шаг.

Ребёнок «ловит» звуки и составляет из них слово ТУЧА.

Ребёнок составляет звуковую схему. При этом он даёт характеристику каждому звуку, объясняя выбор цвета лепестка.

Это изображение бабочки.

Ребёнок выкладывает бабочку по схеме.

Ребёнок последовательно составляет предложение по каждой карточке:

Красивая бабочка порхает над  синим  колокольчиком.

Яркая бабочка сидит на фиалочке.

Бабочка-капустница подлетела к яркому цветочку.

Разноцветная бабочка отлетает от  незабудочки.

Ребёнок везёт по ковру паровозик и поёт песенку: чух-чух-чух…

Ребёнок поворачивается вокруг себя.

Звук «ч».

Зелёным.

Он всегда только мягкий.

Ребёнок называет.

Ребёнок заканчивает каждое предложение.

Ребёнок благодарит логопеда и выходит из кабинета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию творческих способностей детей «Путешествие на паровозике» ( 2 младшая – средняя группа)

Конспект занятия по развитию творческих способностей детей,на котором дошкольники в игровой форме закрепляют знания о следующих видах театра: театре - фланелеграфе, театре на гапите, знакомятся с теат...

Музыкальное занятие «Путешествие на музыкальном паровозике» Для детей старшего дошкольного возраста, 5 – 7 лет.

Путешествуя на паровозике дети встречаются с различными явлениями природы: снегом, метелью, шорохом листьев, дождём, громом, грозой, ветеро...

Конспект совместной деятельности с детьми по развитию речи в средней группе по теме:"Паровозик из Ромашкова"

Целью этой совместной деятельности является закрепление у детей представления об осенних изменениях в природе, развитие дыхания, силы голоса. Дети учатся определять протяжонность слов: короткое или дл...

Развлечение для детей "Паровозик из Ромашково"

Весеннее развлечение для детей 2 младшей группы...

Проект "Паровозик времени".

Представленный проект раскрывает значение событий, запечатлённых на фото, в разные периоды жизни ребёнка. Основным вопросом проекта является: " Нужны ли нам другие дети?". Проект предназначен для восп...

Дидактическое пособие: «Веселый паровозик»

В статье описано авторское многофункциональное пособие «Веселый паровозик» и предложено несколько вариантов игр для детей старшего дошкольного возраста. Автором предложена оригинальная идея испо...