Программа кружка по пескотерапии.
рабочая программа по логопедии на тему

Букина Елена Юрьевна

 

Программа кружка по пескотерапии "Весёлые пальчики". Цель этой  работы:   коррекция и развитие  речи  детей  дошкольного  возраста   в упражнениях по пескотерапии.                                                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КРУЖКА  «ВЕСЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

                                                                                             Истоки способностей и дарований детей –   

                                                                                              на кончиках их пальцев.
                                                                                                                                       В.А. Сухомлинский

Одна  из первоочередных задач воспитания ребенка в детском саду – развитие полноценной речи.   В логопедической  работе мне приходиться  сталкивается с трудностями  из-за возросшего количества речевой патологии. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, учителя-логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работы с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам. К  данным  методам коррекции  относится  и пескотерапия (sand-play) - игра с песком.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Именно поэтому я решила использовать пескотерапию  в ходе логопедических занятий.

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице можно сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.                         
Актуальность моей работы заключается в том, что систематические занятия  по пескотерапии будут способствовать  формированию связной речи, расширению словарного запаса, лексико-грамматических представлений, помогут освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза,  позволяют развивать фонематический слух и восприятие, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде,  развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации).

 Цель работы: развитие  и  коррекция  речи  детей  дошкольного  возраста   в упражнениях по пескотерапии.                                                                          

  Данная  программа  составлена  с  учетом  основных  принципов дошкольной педагогики:  игровой    направленности,  цикличности,      учета    возрастных особенностей,  научной обоснованности.   Занятия   сменяют  друг  друга    от простого к сложному.                                                                                                  

 Цели занятий:                                                                                                                                                              1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.         2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.                                                                      3. Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях,связной речи.                                                                                 4. Дифференциация, автоматизация звуков.                                                        5. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.                                                                   6. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания,.                                                7.Снижение психофизического напряжения.                                                             

Задачи:                                                                                           Образовательные:                                                                                                      1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.                                                                                                        2.Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.       3.Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.                      4.Учить выстраивать композиции на песке по образцу.                                   5.Закрепить представления об окружающем мире.                              Развивающие:                                                                                                     1. Развивать психические процессы (внимание, память).                                 2. Развивать логическое мышление.                                                                       3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.                        4. Развивать умение действовать по инструкции.                                              5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.                                     Воспитательные:                                                                                                      1.Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.                                                      2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.                                                                                      3. Воспитывать слуховое внимание и память.                                                 4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.                    5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.                          6. создание композиций на песке.               

    Методы и приёмы:            

§   Дискуссии.

§   Беседы.

§   Игры – коммуникации.

§   Проективные игры

§   Познавательные игры

§   Рисование цветным песком

 §   Элементы сказкотерапии

§   Музыкальное сопровождение

Условия организации песочной терапии.

В качестве песочницы используется большой  ящик. Традиционный  размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Этот размер песочницы предназначен для индивидуальной работы.  Материал: дерево.  Цвет: голубой.  Дно и борта окрашены в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие.

Очищение песка производится не реже одного раза в месяц. Песок   из песочницы, просеивается, промывается и прокаливается.

Для организации игр с песком подобран   набор миниатюрных предметов и игрушек.

Классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:

наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие);

жилища с мебелью (дома, дворцы, замки);

деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения);

объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжкиювелирные изделия и пр.);

естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, и пр.);

персонажи мультфильмов.

График работы кружка – 4 раза в месяц (один раз в неделю).
Литература:  Большебратская Э.Э  Песочная терапия. – Петропавловск 2010.

Перспективное планирование  логопедического кружка «Весёлые пальчики»

на 2014- 2015  учебный год

Неделя

 

Тема

занятия

Цель

Сентябрь

1 неделя

 

1

 

Чувствительные ладошки.

Развивать речевое дыхание. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие. Обогащение словарного запаса. Развитие речевой активности.

2 неделя

2

Знакомство с песочным человечком.

3 неделя

3

В гостях у Песочной феи.

4 неделя

4

Путешествие в песочную страну.

Октябрь

1 неделя

5

Солнечный зайчик

 

Развивать у детей понимание обращенной речи, развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук. Снять мышечную напряжённость; способствовать эмоциональному контакту между детьми и взрослым.

2 неделя

6

Осень в песочной стране

 

3 неделя

7

Сказочная страна

 

4 неделя

8

Сказка об умном мышонке.

Ноябрь

1 неделя

9

Путешествие на паровозике.

Помочь дошкольникам укрепить мышцы рук, развить ловкость и координацию движений кисти. Развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации). Пополнение словарного запаса.

2 неделя

10

Путешествие на остров Сокровищ.

3 неделя

11

Рисование песни «Осьминожки»

 

4 неделя

12

Подводное царство.

Декабрь

1 неделя

13

Путешествие в зимний лес.

 

Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку речевые возможности.

Способствовать расширению словарного запаса. Развитие речевой активности    в процессе познавательной деятельности и игре.

2 неделя

14

Рисование песни «Коробка с карандашами»

3 неделя

15

Зима в Простоквашено.

4 неделя

16

Рисование песни «В лесу родилась ёлочка»

Январь

3 неделя

17

Рисование песни «Дед Мороз и лето»

Способствовать расширению словарного запаса. Совершенствовать мелкую моторику рук, закреплять знание сказок, развивать речь  и образное мышление.

4 неделя

18

Рисование сказки «Колобок на новый лад»

Февраль

1 неделя

19

Рисование сказки «Колобок на новый лад»

Способствовать расширению словарного запаса. Совершенствовать мелкую моторику рук, закреплять знание сказок, развивать речь  и образное мышление. Автоматизация звуков в разговорной речи.

2 неделя

20

В гостях у Золушки.

 

3 неделя

21

В гостях у Красной шапочки.

4 неделя

22

В гостях у русско-народных сказок.

Март

1 неделя

23

В гостях у Дюймовочки.

 

Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности. Развиват ь творческие (креативные) действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату.  Развивать речь  и образное мышление.  Автоматизация звуков.

2 неделя

24

Путешествие с Айболитом.

 

3 неделя

  25

Лунтик и его друзья.

 

4 неделя

  26

Путешествие к Маше и медведю.

Апрель

1 неделя

27

Путешествие в сказочный лес.

Расширить лексические рамки детской речи. Развитие лексико-грамматических представлений исвязной речи. Автоматизация звуков в разговорной речи.

2 неделя

28

Полёт в космос.

3 неделя

 

29

Рисование песни «Облака»

4 неделя

30

В зоопарке.

Май

1 неделя

31

Рисование песни «Улыбка»

Развивать понимание обращенной речи. Автоматизация звуков.

Совершенствовать навыки четко, ясной, грамматически правильно оформленной речи при  верном  произношении всех звуков.

2 неделя

32

Рисование песни «Фиксики».

3 неделя

33

Нарисуем  настроение. (под музыкальное сопровождение)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"

Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...