познавательно - творческий проект по развитию речи.
проект по развитию речи (старшая группа) по теме

познавательно - творческий проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen_dlya_konkursa_.docx33.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 86» муниципального образования города Братска.

Педагогический проект по развитию речи.

 

(старшая группа компенсирующей направленности)

Срок реализации проекта:  сентябрь – октябрь 2014 учебный год

Тип проекта: познавательно-творческий проект

Возраст детей, на которых рассчитан проект: 5- 6 лет.

Участники проекта: дети и воспитатели группы компенсирующей направленности, учитель - логопед, родители.

По количеству участников: групповой

По продолжительности: краткосрочный

Форма проведения: интеграция образовательных областей, самостоятельная деятельность детей, творческая работа взрослых и детей, музыкальные мероприятия,  работа с родителями, проведение праздника.

Продукт проектной деятельности:

  1. Выставка детских рисунков на тему «Осень золотая»
  2. Выставка поделок из природного материала : «дары осени»
  3. Создание группового  альбома «Осень»
  4. Проведение осеннего праздника.

.


Автор проекта: учитель – логопед

Зверева Т.Н.

Сентябрь 2014год

Актуальность темы:

   В образовательном процессе старшей группы компенсирующей направленности не предусматривается глубокое знание объектов осени.  А частое наблюдение за изменением в природе явлений и объектов, происходящих осенью в качестве бесед для детей данного возраста, становится простым и обыденным.

   А ведь существует масса простых явлений, которые можно увидеть не только на прогулке, но и в прочтении художественной литературы  или просмотре видео, в показах репродукций знаменитых художников, что намного эффективнее остаётся у детей в памяти, так как задействованы  все виды восприятия.

   Творя своими руками объекты осенней природы, дети понимают красоту осени и воспринимают краски природы как нечто волшебное и неповторимое. Они узнают, что такое великолепие непросто создать в картинах на холсте.

   Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужи после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать малышей, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра и красоты, истины, ориентируясь на «концепцию дошкольного воспитания».

   Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времени года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой. Знания в этой сфере ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.

Цель: 

- Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Осень, осень, в гости просим!».

- Расширять представления детей об осени, как времени года.

Задачи:

1.Формировать лексико-грамматические категории.

2.Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.

3.Развивать связную речь.

4. Расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углублять их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период (о дарах осени: овощах, фруктах, грибах, ягодах; о подготовке животных к зиме)

5. Конкретизировать представления об основных группах растений и животных (среда обитания, потребности, приспособление к сезонным изменениям)

6.Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.

7. Закреплять знания детей о подготовке животных к зиме.

8. Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту.

9. Воспитывать бережное отношение к животным, желание заботиться о них.

10. Знакомить с правилами безопасного поведения на природе.

11. Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Коррекционная логопедическая работа:

1. Развитие мышц артикуляционного аппарата. (Упражнения для губ и щек, языка).

Цель: Развивать моторную функцию органов артикуляции.

2.  Развитие речевого дыхания. Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. (Дыхательные упражнения).

Цель: Формирование навыков правильного речевого дыхания.

3. Развитие мелкой моторики, графических навыков (Пальчиковые игры, штриховка, обводка).

 Цель: Развивать мышцы пальцев рук, графические навыки.

4. Развитие лексики. (Речевые игры).

Цель: Обогащать речь детей  существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами.

5. Развитие грамматического строя речи. (Речевые игры).

Цель: Закрепление в речи детей различных типов окончаний, согласования существительных с числительными, правильного употребления предлогов.

6. Развитие связной речи.

Цель: Развитие связной речи, формирование навыка диалогической речи, составление  рассказов.

7. Логоритмические  упражнения. Физминутки.

Цель: Развивать координацию движений с речью.

8. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Цель: обобщение и расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции, ловкости.

    Речевые игры

— «4-ый лишний» (лимон, яблоко, лук, ананас)

  Цель: Закреплять умение классифицировать предметы, развивать память, мышление.

— «Узнай по описанию» (зелёный, длинный, овальный, растёт на грядке)

   Цель: Закреплять умение узнавать предмет по описанию, развивать мышление, память.

- «Подбери признак» (осень, какая? – тёплая, холодная, золотая, дождливая, поздняя)

   Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.

- «Подбери родственные слова» (лес – лесной, лесник, лесничий, лесовик, лесок)

   Цель: Учить подбирать родственные слова, обогащать словарь.

- «Расскажи о любимом фрукте (овоще)»;

Цель: Закреплять умение составлять описательные рассказы.

- «Один – много» (сорока – сорок, утка – уток)

Цель: Учить согласовывать существительные с числительными.

-  «Чей лист? Чья ветка?» (у клёна – ветка кленовая, лист кленовый)

   Цель: Учить образовывать  прилагательные от существительных.

- «Узнай дерево по листу, плоду»

   Цель: Учить подбирать  листья и плоды к деревьям, развивать память, внимание

— «Съедобный — несъедобный»;

- «Соберём грибы в корзину»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.

- «Запомни – положи» (овощи – в миску, а фрукты – в корзинку)

   Цель: обогащать словарный запас, развивать память, мышление.

- « Что где растёт?» (картофель – на огороде, груши  — в саду)

- «Весёлый повар» (угощение из моркови – морковное, сок из вишни – вишнёвый)

   Цель: Образовывать прилагательные от существительных.

-  «Из чего приготовлен компот?» (малиновый – из малины)

   Цель: Образовывать существительные от прилагательных.

Используемые  виды деятельности:

НОД;

Игровая;

Чтение художественной литературы;

Изобразительная;

Труд;

Конструирование из природных  материалов.

 Продукт проектной деятельности.

Выставка поделок из природного материала «Разноцветная осень»

Праздник осени.

ФОРМЫ РАБОТЫ

- с детьми:

Беседы; занятия; рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;

 выставки детских работ по проекту «золотая осень»;

 дидактические игры по проекту «золотая осень »;

экскурсия на городской рынок;

заучивание стихов, пословиц, поговорок;

творческая речевая деятельность; утренник, развлечения; конкурсы;

театрализованная деятельность;

-с родителями.

Наглядная пропаганда;  

беседы и консультации;

 коррекционный журнал;

дни открытых дверей;

конкурсы.

Основные направления реализации проекта:

Непосредственно образовательная деятельность: Лексические темы: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осень», «Дикие и домашние животные».

Домашнее задание для детей и родителей – подбор картинок по лексическим темам; «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы и ягоды», «Домашние животные», «Дикие животные».

Беседы с детьми: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», о грибах,

«В гостях у Лесовичка».

Основные направления проекта с воспитанниками:

Этапы

Описание

ответственные

Время  

реализации

этапа

1 ЭТАП

Подготовительный

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед,  игр с детьми.

Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных  с тематикой проекта.

Подбор артикуляционной и пальчиковой гимнастики по теме.

Оформление  папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.

Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки  «Разноцветная осень».

Воспитатели группы

Музыкальный руководитель:

Учитель - логопед

Учитель - логопед

Воспитатели группы

Сентябрь.

2 ЭТАП

Основной

Познавательная деятельность:

Развитие речи; 

Беседы по теме; «Об осени», «Как лесные звери готовятся к зиме», «Дары осени», «Природные явления», «В лес за грибами и ягодами».

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: «Улыбка-хоботок», «Кролик», «Лошадка», «Грибочек», «Киска»; «Повстречались два котёнка», «Друзья садоводы», «Апельсин».

- Чтение литературных

произведений и стихов про осень, овощи, фрукты, ягоды, грибы. ;

- Ежедневные наблюдения во время прогулок за сезонными изменениями, за листопадом.

- Рассказ воспитателя: об осени, изменениях происходящих в природе,

- Формирование умений составлять описательные рассказы, загадки о деревьях и кустарниках .

-Беседа «Они же живые, их надо беречь и защищать».

- Рассматривание: фото, репродукции, иллюстрации.

- рассматривание и сравнение листьев (по форме, размеру, длине черенка) .

- Д. И. «От какого дерева лист», игры с листочками

«Дорожка из листьев», «Образы из листьев».

- Дидактические, познавательно-речевые игры .

Д/и "Загадай, мы отгадаем",

"С какой ветки детки? ",

"Найди дерево по семенам", "Найди лист такой, как покажу".

Художественно – эстетическая деятельность:

Чтение художественной литературы:

Пословицы, поговорки, загадки об осени, грибах, ягодах, животных, явлениях природы.

Чтение русских народных сказок; «Колосок», «Вершки и корешки», чтение басни И.Крылова «Стрекоза и муравей». Чтение книг о природе; В.Бианки «Сентябрь», «Лесной колобок - колючий бок», «Как лис ежа перехитрил». М.Пришвин «Рассказы о природе», «Сказки о животных». К.Д.Ушинский «Бодливая корова», «Бишка», «Петушок с семьёй».

Чтение и заучивание стихотворений об осени (А.С.Пушкин, А.Толстой, В.Плещеев)

Рассматривание сюжетных картин И.Левитан «Осенний день», «Золотая осень», И.Бродский «Опавшие листья», «Уборка урожая», «Прогулка в лесу», и составление описательных рассказов по ним.

Продуктивная деятельность:

Рисование: «Осеннее дерево», «Золотая осень», «Фруктовые деревья», «Соберём урожай», «Корзина с грибами».

Аппликация: «Дары осени», «Готовим овощи к зиме», «На лесной полянке выросли грибы»,

Лепка: «Лукошко с ягодами и грибами», «Овощи и фрукты — дары осени»,

Ручной труд: Поделки из природного материала; «Маленькая птичка», «Старичок- Лесовичок». Изготовление гербария из осенних листьев. Оригами; «дары осени».

Физическая деятельность:

 - Ежедневная утренняя гимнастика (под музыкальное сопровождение на данную тему).

- Игровые занятия. Беседы на тему богатых витаминами овощей и фруктов.

- подвижные игры на осеннюю тематику.

- пальчиковые игры на заданную тему.

-Дыхательная гимнастика; «Чем пахнет в лесу», «Понюхаем цветы».

Учитель - логопед

Учитель - логопед

Воспитатели группы

Учитель – логопед

Учитель – логопед

Учитель – логопед

Воспитатель группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Инструктор по ФИЗО

Учитель - логопед

Сентябрь -октябрь

3 ЭТАП

Итоговый

Заключительный

- Организация выставки совместных работ взрослых и детей из природного материала «дары Осени».

- Подготовка и проведение праздника для детей и родителей «королева осень».

-Вечер пословиц, загадок и стихов об осени.

-Выставка детских рисунков «Чудеса осени».

- Итоговое комплексное занятие «Дары осени».

Воспитатели группы

Учитель – логопед

Воспитатели группы

Музыкальный руководитель

Учитель – логопед

Воспитатели группы

Учитель – логопед

Воспитатели группы

Октябрь

Взаимодействие с социумом:

  1. Экскурсия на городской рынок.

Мероприятия по работе с родителями:

Ведущая идея — активное вовлечение родителей в творческий процесс реализации проекта.

На начальном этапе подготовки проекта, было проведено родительское собрание с целью информирования родителей о проекте, о его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. В процессе работы  старались привлечь родителей к изготовлению атрибутов для игровых занятий и подвижных игр

(«Полёт птиц»,«У медведя во бору», «Кто быстрее соберёт грибы» ).

Также родителями были изготовлены трафареты листьев, грибов, овощей, альбомы для рассматривания «Осенняя пора», «Осень золотая».

Родители также принимали участие и в проведении праздника, ими были изготовлены праздничные костюмы детям (Праздник  «Королева осень»).

При оформлении выставки «Дары осени» родители вместе с детьми изготовили великолепные работы из природного материала.

В ходе работы у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни ДОУ.

Работа с педагогами:

- Разработка тематических планов, конспектов занятий (сентябрь – октябрь)

- Подготовка и проведение осеннего праздника «Королева осень»

- Тематические выставки на осеннюю тему.

Результативность проекта:

- В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.

- В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.

-  Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики, различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны.

- Стали более умело передавать свои ощущения:

• в своих рассказах;

• в рисунках;

• в музыкально-ритмических движениях.

Реализация данного проекта научила детей.

- С огромным желанием участвуют в продуктивной деятельности.

- Дети обогатили активный словарь образными эпитетами, поговорками и стихами на осеннюю тему.

- Расширили свой кругозор и закрепили знания о деревьях, их строение и внешнем виде.

- Закрепили информацию о пользе деревьев для здоровья, узнали о лечебных свойствах.

- Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость и бережное отношение в общение с деревьями.

- Итоговое мероприятие праздник осени «Королева Осень».

Литература.

  1. Алябьева  ЕА. Природа. Сказки и игры для детей. – М.:  ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
  2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому 2. воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа. – М.: ВАКО, 2008. – 2420 с.
  3. Елжова Н.В. Праздник круглый год. Методическое пособие для учителей, воспитателей и педагогов – организаторов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 448 с.
  4. Кравченко И.В., Долгова Т.А. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселёвой, Л.И. Пономарёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2012, — 208 с.
  5. , Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. Подготовительная группа /авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград6 Учитель, 2012.-415с.
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе. — М.: Гном и Д», 2001.
  7. Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет: планирование и конспекты. – М.: ТЦ  Сфера, 2006.
  8. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
  9. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 64 с.
  10.  Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 88 с.
  11. Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 1002 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательной деятельности по развитию речи "Путешествие по родному краю".

Этот материал позволит обобщить знания детей в умении различать город и населенный пункт (станицу), устанавливать связь между образом жизни домашних животных и человека....

Конспект занятия с детьми во 2-й младшей группе по познавательной деятельности и развитию речи « Путешествие в сказку».

Конспект занятия с детьми во 2-й младшей группе по познавательной деятельности и развитию речи « Путешествие в сказку»....

познавательные игры по развитию речи

                                                     ...

Конспект интегрированного занятия в игровой комнате по развитию познавательной деятельности и развитию речи у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта по теме: «Необычные приключения утенка»

Школа  родителей. Конспект интегрированного занятия в игровой комнате по развитию познавательной деятельности и развитию речи у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Цель: про...