Конспект занятия по теме "Прогулка в зимний лес"
методическая разработка по логопедии по теме

Конспект занятия по теме "Прогулка в зимний лес с использованием здоровьесберегающих технологий " ориентирован на детей логопедической подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_v_zimniy_les.docx44.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме: «Прогулка в зимний лес с использованием здоровьесберегающей технологии»

Программное содержание:

1.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание оказывать ей помощь.

Формировать навыки поведения в природе.

Расширить знания детей о ели, о лекарственных травах, о пользе применении лекарственных растений.

2. Способствовать сохранению здоровья детей путем использования здоровье сберегающих технологий.

3. Обобщить и систематизировать знания о зиме, зимних месяцах.

4. Учить правильно употреблять грамматические категории: формы словообразования и словоизменения.

5. Активизировать и расширять словарный запас.

6. Развивать связную речь, выразительность, память, мышление.

7. Развивать звуко-слоговой анализ и синтез.

8. Автоматизация поставленных звуков в речи.

Предварительная работа:

1. Заучивание стихотворений, ролей;

2. Заучивание поговорок о зиме;

3. Отгадывание загадок о явлениях природы;

4. Чтение художественного произведения К. Чуковского «Айболит».

Оборудование:

Костюм Айболита, сумка с лекарствами, костюм «Зайца», костюм «Елки»,  магнитофон, фотография зайчонка (разрезана на 8 частей), елка, диск «Звуки зимы».

  1. Организационный момент

Логопед: Сядут дети, имена которых начинаются на гласные звуки.

А теперь дети, имена которых начинаются на согласные звуки.

  1. Ход занятия
  1. Вступительная беседа

Логопед: Ребята! Вчера вечером у меня зазвонил телефон. Я услышала в трубке, как тревожно шумит лес, завывает вьюга и голос зайчика. Он заболел и просил о помощи.

Поможем ему?

Дети: Да! Поможем!

Ребенок загадывает загадку:

Для зверей и всякой птицы

Он открыл в лесу больницу.

Это каждый подтвердит –

Добрый Доктор… (Айболит)

Логопед: А кто из вас хочет быть Доктором Айболитом?

Дети: Я,я,я.

Логопед: Хорошо, им будет Саша (надевает халат и шапочку). А остальные будут помогать Айболиту. Мы отправимся в долгий путь.

Ребенок загадывает загадку:

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

Ребенок: Зима!
Логопед: Какой первый звук в слове «зима»?

Ребенок: В слове «зима» первый звук «зь».

Логопед: Какой последний звук в слове «зима»?

Ребенок: Последний звук в слове «зима» - гласный звук «а»

Логопед: А сколько слогов в слове «зима»?

Ребенок: В слове «зима» два слога, потому что два гласных звука.

Логопед: Какой ударный слог в слове «зима»?

Ребенок: Ударный слог второй – «ма».

Логопед: Правильно! А какие зимние месяцы вы знаете?

Ребенок: Первый зимний месяц – декабрь.

Читает стихотворение «Декабрь»:

Из трёх братьев,

Первым явился,

Морозом и снегом,

Успел поделиться!

Логопед: Молодец! Какие мягкие согласные звуки есть в слове «декабрь»?

Ребенок: В слове «декабрь» мягкие согласные звуки «дь» и «рь».

Логопед: Правильно. Сколько слогов в слове «декабрь»?

Ребенок: В слове «декабрь» два слога.

Логопед: Какой ударный слог в слове «декабрь»?

Ребенок: Ударный слог второй – «кабрь».

Логопед: Ребята, как называется второй зимний месяц?

Ребенок: Второй месяц зимы январь.

Читает стихотворение «Январь».

В январе ко всем придёт
В белой шубе Новый год!
В январе – начало года,
Вся в снегу молчит природа.
Спят медведи и ежи,
Зайчик под сосной дрожит,
В январе трещит мороз:
Белый снег и красный нос.
Доставай коньки и санки,
Чтоб совсем ты не замёрз!

Логопед: Молодец, Дима. Сколько слогов в слове «январь»?

Ребенок: В слове «январь» два слога.

Логопед: А какой слог ударный?

Ребенок: Ударный второй слог – «варь».

Логопед: Верно. Ребята, как называется последний зимний месяц?

Ребенок читает стихотворение «Февраль».

Белокрылые метели
Завывают в феврале.
Звери сильно похудели
В тесной норке и в дупле.
Мы поможем им немножко:
Хлеб в кормушку принесём.
По заснеженным дорожкам
В задремавший лес придём.

Логопед: Молодец, Витя! Какой первый звук в слове «февраль»?

Ребенок: В слове «февраль» первый звук «фь».

Логопед: А какой звук последний в слове «февраль»?

Ребенок: В слове «февраль» последний звук «ль».

Логопед: Верно. А сколько слогов в этом слове?

Ребенок. В слове «февраль» два слога.

Логопед: Какой слог ударный?

Ребенок: В слове «февраль» ударный слог второй  - «раль».

Логопед: Правильно. А кто из вас знает поговорки о зимних месяцах?

Дети: Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.

Месяц январь — зимы государь.

Февраль богат снегом, апрель - водою.

Дети объясняют, почему так говорят.

Пальчиковая гимнастика «Греем пальчики»

Со снежком мы поиграли,

Наши пальцы закляли,

А сейчас мы их согреем,

Посгибаем, пошевелим.

Раз, два, три, четыре, пять

Пальцы теплые опять.

  1. Прогулка в зимний лес

Логопед: Пора нам двигаться в путь. С нами идет доктор Айболит, у него в сумочке разные лекарства.

Перед тем, как отправиться в путь -  вспомним, как надо дышать морозным воздухом.

Дети: Дышать нужно через нос (объясняют почему).

Имитационное упражнение «Мы шагаем по сугробам»

Мы шагаем по сугробам,

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,

И в лесу мы оказались.

Логопед: Ребята, вот мы с вами и пришли в зимний сказочный лес (Логопед показывает картину «Зимний лес»). Посмотрите, как красиво кругом! Как здесь свежо и легко дышится (звучит музыкальный фон).

Логопед: А вы знаете, как называются деревья, которые растут в нашем лесу?

Ребенок: Это елки!

Логопед: Верно. Мы говорим большая елка. А маленькая?

Ребенок: Маленькая – елочка.

Логопед: Елка может быть высокой, а может быть?

Ребенок: Низкой елкой.

Логопед: Иголки у елки могут быть толстыми, а могут быть?

Ребенок: Тонким.

Ребенок читает стихотворение «Елка».

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш зимний лес.

И березки и осинки

Скучные стоят.

Только елочка одна

Весела и зелена.

Видно, ей мороз не страшен,

Видно, смелая она.

Логопед: Молодец! Сколько слогов в слове елка?

Ребенок: В слове «елка» два слога. Ударный слог первый – «ел».

Логопед: Ребята, только посмотрите, что случилось с этой елочкой? Послушайте.

Ребенок в костюме «елки» читает стихи.

Я елочка зеленая.

Я в лесу живу.

Горем поделиться

С вами я хочу.

Я шумела весело

Летом и зимой.

Птицы голосистые

Пели надо мной.

Но житью хорошему

Вдруг настал конец

В лес пришел однажды

Мальчик - сорванец.

Он изрезал ножиком

Всю мою кору.

Было очень больно мне

Думала, умру…

Помогите мне…

Логопед: Ребята, вы поняли, о чем просит елочка? (найти надрез и показать детям).

Ребята, как вы думаете, почему нельзя уничтожать елки? Какую пользу они приносят?

Дети: Елка приносит пользу, выделяя кислород.

Из её иголок делают лекарства, экстракты для ванн, удобрение.

При сгорании выделяет тепло.

Хорошо пахнет хвоей.

Украшает улицы, парки, квартиры в Новый год.

Логопед: Давайте поможем елочке. Посмотрим, что есть в сумке Доктора Айболита. Ранку лучше замазать глиной, но у нас есть только пластилин, замажем им ранку и забинтуем. Вот и помогли елочке.

До свидания, елочка!

Логопед: А какие еще деревья растут в нашем лесу?

Дети: В лесу растет много берез, дубов, кленов, осин, сосен, лиственниц.

Логопед: Правильно. Давайте продолжим путешествие по зимнему лесу.

Снова звучит музыкальный фон.

Ребенок читает стихотворение «Лес».

Лес, лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Что ты шепчешь на заре?

Весь в снегу, как в серебре?

Что в глуши твоей творится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои…

Физкультминутка

Ух ты, зимушка – зима,

Закружила, замела

Все дорожки, все пути –

Ни проехать, не пройти.

Мы на лыжи дружно встали,

Друг за другом побежали.

Жых, жых, жых, жых…

  1. Составление целого из части.

Логопед: Хотите узнать к какому зайчику мы идем? Составим его фотографию (составление фотографии зайца из 8 частей). Теперь вы знаете, как выглядит заяц.

  1. Обыгрывание ситуации «Лечим зайчонка»

Логопед: А вот и заяц. (из-за куста выходит ребенок в костюме зайца)

Что с тобой случилось, зайчонок?

Зайчонок: Я сосал сосульки и ел снег, теперь у меня болит горло и голова, я сильно кашляю.

Логопед: Доктор Айболит поставь зайчонку градусник. Как мы поможем зайчонку? Как вас лечит мама, когда вы болеете? Чай с каким вареньем вы пьете?

Дети: Чай пьем с малиновым вареньем.

Логопед: Высокая температура у зайчонка, Доктор Айболит? Что можно дать ему от температуры?

Доктор Айболит: Можно дать таблетки аспирина, парацетамола (выставляет на пенек таблетки, мед, варенье). А вот еще в подарок лекарственное растение мать-и-мачеха.

Логопед: Доктор Айболит, как надо принимать мать-и-мачеху?

Доктор Айболит: Засушенные листочки и цветы настаивают и пьют при кашле, простуде.

Так же для скорейшего выздоровления нужно есть витамины, которые нам дает природа – это овощи и фрукты. Они не только полезные, но и очень вкусные.

Логопед: Ребята, что же мы посоветуем зайчонку?

Ребенок читает стихотворение.

Ах, ты, заинька-зайчишка,

Непослушный шалунишка.

Ты запомни навсегда,

Лед холодный есть нельзя!

Лед совсем не для еды!

Снежок только для игры.

Ты, зайчонок, поправляйся

И к нам в гости приходи.

Логопед: Вот мы и помогли тебе.

Зайчонок: Ребята, помогите мне разгадать кроссворд.

(Дети вместе с зайчонком разгадывают кроссворд)

Кроссворд

1з

и

м

у

ш

к

а

2с

н

е

ж

и

н

к

а

3м

о

р

о

з

4с

н

е

г

о

п

а

д

Загадки.

1. Родственное слово к слову «зима»

2. Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке?

3. Все его зимой боятся -
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице ...

5.Как называется зимнее явление, когда выпадает много снега?

  1. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Логопед: Молодцы, ребята! Вы сегодня много доброго и полезного сделали в лесу и многому научились! Пора возвращаться в детский сад!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Зимняя путаница» для детей подготовительной группы.

Цели: уточнить знания детей о жизни обитателей зимнего леса; учиться устанавливать причинно-следственные связи; развивать разговорную речь воспитанников; развивать познавательную активность....

Конспект занятия в старшей группе "Зимний пейзаж"

Непосредственно - образовательная деятельность из цикла "Интегрированные занятия"...

Конспект занятия по развитию речи "Зимние слова" подготовительная группа

На занятии уточняется артикуляция гласных и согласных звуков, соотношение звук - буква, дифференциация звуков "с-с\' "....

Конспект занятия по развитию речи "Зимние забавы" во второй младшей группе

Занятие обогащает и закрепляет представления детей о зимнем времени года и забавах детей зимой. Используемые игры и упражнения способствуют эффективному развитию речи, внимания, мышления, моторики, во...

Конспект занятия по развитию речи "Зимний сон"

Рассматривание картины детей и составление описательного рассказа....

Конспект занятия для старшей группы "ЗИМНИЙ ГОРОД"

ЗИМНИЙ ГОРОДКонспект занятия для старшей группы     Ход занятия:     Воспитатель: Послушайте строки стихотворения А.С.Пушкина.Пришла, рассыпалась, клокамиПовисл...