Конспект интегрированного занятия по теме «Путешествие в осенний лес»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Янушко Анна Александровна

Занятие разработано для решения следующих задач: развивать внимание и память; формировать навыки позитивной коммуникации; создать психологический комфорт; воспитывать интерес и бережное отношение к природе; продолжать пополнять знания детей об обитателях леса, уточнять и активизировать словарь по теме «Осень. Деревья»; закреплять знания детей об осени, умение различать листья разных деревьев, совершенствовать грамматический строй речи; развивать связную речь; учить детей видеть и чувствовать красоту природы; развивать воображение; создавать эмоциональное настроение, используя театрализованное сопровождение; вызвать интерес к созданию аппликативной композиции из листьев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по теме

«Путешествие в осенний лес»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

Задачи: 

Развивать внимание и память;

Формировать навыки позитивной коммуникации;

Создать психологический комфорт;

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе;

Продолжать пополнять знания детей об обитателях леса, уточнять и активизировать словарь по теме «Осень. Деревья»;

Закреплять знания детей об осени, умение различать листья разных деревьев, совершенствовать грамматический строй речи; развивать связную речь;

Учить детей видеть и чувствовать красоту природы;

Развивать воображение;

Создавать эмоциональное настроение, используя театрализованное сопровождение;

Вызвать интерес к созданию аппликативной композиции из листьев.

Предварительная работа:

Беседа об осени, рассматривание иллюстраций, репродукций картин, фотографий, открыток с изображением осени, загадывание загадок о лесных жителях, заучивание стихов.

Наблюдение за осенними явлениями природы.

Подготовка фона для будущей композиции – тонированного листа бумаги, вырезание из цветной бумаги листьев, д/и «Когда это бывает», «Кто, где живет?».

Оборудование: 

Картинки животных: заяц, лиса, белка, ёж, медведь, силуэты диких животных;

Сюжетные картины по теме «Осень. Деревья».

Сенсорные коврики, скамейка, мячик;

Аудиозапись «Времена года. Осень» П. И. Чайковского, звуки природы;

Атрибуты осени;

Осенние листья по количеству детей.

Тонированный лист бумаги с изображением деревьев и нескольких листочков.

Схемы для совершенствования грамматического строя речи.

Ход занятия:

Логопед с психологом приветствуют детей:

Логопед и психолог: «Добрый день, ребята! Рады вас видеть. Сегодня, мы отправимся в увлекательное путешествие по осеннему лесу, научимся слушать звуки, правильно их произносить. Ребята, послушайте загадку, отгадайте ее: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья».

Дети: «Осень».

Логопед: «Ребята, посмотрите, к нам залетел осенний листочек! Его осень покрасила в золотой цвет! Она приглашает нас в лес. Пойдем мы в лес по волшебной дорожке, а волшебная она потому, что нам необходимо преодолеть препятствие, это кочки, а они бывают разные, подъемы, спуски… Ну что, готовы?

Дети: «Да!».

Психолог: «Тогда вперед!».

Дети идут по сенсорной тропе – «кочки», отмечая, какие они: колючие, мягкие, высокие, низкие и т.д., затем поднимаются и идут по скамейке, спускаются (звучит музыка, дети проходят по кабинету, на полу лежат осенние листья).

Логопед: «Вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, какая красота нас окружает! В лесу листопад. Листья падают на землю и превращаются в яркий, разноцветный ковер».

Психолог: «Тихо в осеннем лесу, только слышно как шуршат листья под ногами. А мы эти листочки соберем в красивый букет.

(Дети собирают листья, садятся за столы).

Логопед: «Ребята, расскажите, какие листочки вы собрали, с каких деревьев?».

Дети: «У меня желтый лист липы».

Дети: «У меня красный лист клена».

Дети: «У меня желтый лист березы».

Дети: «У меня красный лист рябины».

Дети: «У меня коричневый лист дуба».

Логопед помещает на доску картинки с изображением деревьев и просит показать и назвать деревья, изображенные на них.

Дети: «Это липа».

Дети: «Это клен».

Дети: «Это береза».

Дети: «Это рябина».

Дети: «Это дуб».

Психолог: «Ребята, у вас есть на столах листочки с деревьев, а на доске – изображения деревьев. Определите, с каких деревьев упали ваши листочки. Давайте правильно соотнесем и назовем деревья и листочки».

Логопед: «С липы упал липовый листочек».

Ребенок, у которого листочек с липы встает из-за стола и прилепляет листочек к изображению соответствующего дерева.

Логопед: «С липы упал липовый листочек. Это липовый листочек». Повторите. Дети повторяют.

Психолог: «С клена упал кленовый листочек. Это кленовый листочек». Повторите. Дети повторяют.

Ребенок, у которого листочек с клена встает из-за стола и прилепляет листочек к изображению соответствующего дерева.

Логопед: «С березы слетел березовый листочек. Это березовый листочек». Повторите. Дети повторяют.

Ребенок, у которого листочек с березы встает из-за стола и прилепляет листочек к изображению соответствующего дерева.

Психолог: «С рябины слетел рябиновый листочек. Это рябиновый листочек». Повторите. Дети повторяют.

Ребенок, у которого листочек с рябины встает из-за стола и прилепляет листочек к изображению соответствующего дерева.

Логопед: «С дуба упал дубовый листочек. Это дубовый листочек». Повторите. Дети повторяют.

Ребенок, у которого листочек с дуба встает из-за стола и прилепляет листочек к изображению соответствующего дерева.

Психолог: «Посмотрите, какие красивые деревья у нас с вами получились».

Логопед: «На наших деревьях осталось совсем мало листочков. Давайте посчитаем их».

Логопед: «Считать будем так: один липовый листочек, два липовых листочка, три липовых листочка, четыре липовых листочка, пять липовых листочков».

Дети считают оставшиеся листочки на деревьях.

Психолог: «Ребята, а давайте еще раз проговорим, какие деревья у нас изображены. У нас на доске липа, клен, береза, рябина, дуб. Запомнили? Давайте повторим».

Дети повторяют последовательность деревьев.

Логопед: «А теперь давайте поиграем с вами в игру «Кто внимательнее?». Вы запомнили деревья? Закрывайте глаза, а я спрячу одно дерево. Вы откроете глаза и назовете, чего не стало. Какое дерево пропало?».

Дети закрывают глаза, логопед убирает картинку с изображением липы. Дети открывают глаза.

Логопед: «Посмотрите внимательно, скажите, чего не стало?».

Дети: «Не стало липы».

Психолог: « Молодцы. Играем дальше».

(Игра продолжается, пока все деревья не будут названы).

Логопед: «Ребята. А знаете ли вы, что когда мы приходим в лес, то должны соблюдать правила поведения в лесу. Тот, кто пришел в лес отдохнуть, должен вести себя как в гостях. Ведь в лесу есть лесные правила:

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

что в лесу нельзя шуметь.

Психолог: даже очень громко петь!

Логопед: испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.

Психолог: ветки ели не ломать!

Логопед: мусор с травки убирать!

Психолог: зря цветы не надо рвать!

Логопед: из рогатки не стрелять!

Психолог: и костры не разжигать!

Логопед: бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Психолог: здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Логопед: «Вот, ребята. Это правила поведения в лесу. Запомните их. И старайтесь не нарушать».

Психолог: «Хорошо в осеннем лесу. Но осенью часто неожиданно начинается дождик. Давайте представим, что пошел дождик. Вставайте вокруг меня. Вот так. И делайте как я, повторяя слова.

Капля раз,                                (прыжок на носочках, руки на поясе).

Капля два,                                 (прыжок на носочках, руки на поясе).

Очень медленно сперва.         (4 прыжка на носочках, руки на поясе).

А потом, потом, потом                 (8 прыжков на носочках, руки на поясе).

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,          (развести руки в стороны).

От дождя себя укрыли.         (сомкнуть руки над головой полукругом).

Логопед: «Ой, какие красивые зонтики у вас получились! Какого же цвета ваши зонтики?»

Дети: «У меня красный зонтик».

Дети: «У меня синий зонтик».

Дети: «У меня желтый зонтик».

Дети: «У меня зеленый зонтик».

Психолог: «Садитесь на свои места. Посмотрите, что это за конвертики и схемы лежат у вас на столах?».

Логопед: «Ребята, перед вами лежат конверты и схемы. Откройте конверты. В них две карточки. На одной нарисовано одно дерево, а на другой – много. На ту часть схемы, где нарисован один кружок, вы должны положить картинку с изображением одного дерева. На ту часть схемы, где нарисовано много кружков, вы должны положить картинку с изображением нескольких деревьев. Деревья надо называть парами. Например, липа – липы.

Дети: «Клен – клены».

Дети: «Береза – березы».

Дети: «Рябина – рябины».

Дети: «Дуб – дубы».

Психолог: «Молодцы. А давайте поиграем в игру «Когда это бывает?». Сейчас у нас осень, а перед осенью было лето. Я прочитаю вам стихотворение, а вы подскажете мне, когда бывает то, о чем в нем говорится, - летом или осенью. В конце стихотворения вы должны сказать слово «осень» или слово «лето».

«Птицы стаями летят,

Грустно: дождь и листопад.

Ветер тучи в небе носит,

Потому что это …» .

Дети: «Осень».

Психолог:  «В чистом небе солнце светит ярко,

Можно искупаться: очень жарко.

Нравится мне время года это.

Угадали? Ну конечно … ».

Дети: «Лето».

Психолог: «Молодцы! Вы правильно мне подсказали слова «осень» и «лето».

Логопед: «А теперь давайте поиграем в мяч. Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть дерево, а вы будете ловить мяч и называть это же дерево ласково. Например, липа – липка.

Логопед: «Береза».

Дети: «Березка».

Логопед: Рябина».

Дети: «Рябинка».

Логопед: «Дуб».

Дети: «Дубок».

Логопед: «Вот и молодцы! Садитесь на стульчики».

Логопед: «Ребята. В лесу много деревьев. А вы знаете, кто живет в лесу?».

Психолог выставляет картинки с изображениями животных.

Дети: «В лесу живут дикие животные: заяц, волк, медведь, лиса, ёж».

Логопед: «Вот вам белочка-резвушка

Мы ее сказать попросим,

Как она проводит осень?».

Психолог (в руках картинка – силуэт белки): «Я орешки собираю, и на зиму запасаю».

Логопед: «Слышу я шуршанье ножек, кто же это, дети?»

Дети: «Ёжик».

Логопед (в руках картинка - силуэт ежика):

 «Я обыкновенный ежик,

Ежик маленький – ну что же?

Я больших зверей - не хуже,

Потому что я лесу нужен!

Подметаю я тропинки

Все листочки, все соринки,

Хороши мои иголки –

Обхожусь я без метелки!

Психолог: « А кто же это там крадется?»

Логопед (в руках картинка - силуэт лисы):

«Посмотрите я какая:

вся горю как золотая,

хожу в шубе дорогой

хвост пушистый и большой!

Узнали меня?».

Дети: «Лиса!».

Психолог: «А кто еще к нам идет?».

Логопед (в руках картинка - силуэт медведя):

«Брожу летом без дороги

Между сосен и берез

А зимой я сплю в берлоге,

От мороза пряча нос.

Узнали меня?

Дети: «Медведь!».

Психолог (в руках картинка - силуэт зайца):

« Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной,

И стоит среди травы-

Уши больше головы».

Дети: «Заяц!».

Логопед: «Как весело, как здорово в лесу, но нам пришла пора возвращаться в детский сад. Мы обещаем, что будем не только помнить все правила поведения в лесу, но и выполнять их».

Психолог включает аудиозапись «Звуки природы» (спокойная музыка и пение птиц в лесу).

Психолог: «Ребята, дышите легко и свободно, слушайте пение птиц. Мы с вами возвращаемся из леса. А по дороге давайте вспомним, что нового мы узнали на занятии. Что вам понравилось, особенно запомнилось?».

Логопед: «Вы сегодня отлично занимались. Мы с вами побывали в осеннем лесу, познакомились с правилами поведения там. Вспомнили,  как называются деревья, листочки. Украсили наши осенние деревья листочками. Вспомнили диких животных, спрятались от дождя. Наше занятие окончено».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Конспект интегрированного занятия на тему: "Путешествие в сказку" для детей средней группы

Предлагаю отправиться в сказочное путешествие на ковре-самолете. "...стоит в поле теремок, он не низок не высок". Но Теремок не хочет открывать двери для своих гостей, а приготовил им задания!......

конспект интегрированного занятия на тему " Прогулка в осенний лес".

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ,СОЦИАЛЬНО -КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ,ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.ЗАДАЧИ: ВОСПИТЫВАТЬ БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ И ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ, АКТИВНОСТЬ ,УВЕ...

Конспект интегрированного занятия по теме: Путешествие в страну сказки «Репка» для детей средней группы

Тема: «Путешествие в страну сказок («Репка»)Цели: повторить содержание сказки, закрепить умение детей употреблять в речи предлоги (за, в, на, перед, между), закрепить умение ориентироваться в простран...

Конспект интегрированного занятия на тему: «Беседа об осени» в старшей группе.

Цель: обобщение знаний детей о времени года «Осень».Задачи: Содействовать:·        Обобщению представлений детей об осени по основным, существенны...

Конспект интегрированного занятия на тему «Прекрасная пора – Осень» в подготовительной группе

Конспект интегрированного занятия на тему «Прекрасная пора – Осень» в подготовительной группеЦель: Закрепление знаний у детей об осенних явлениях в природе.Задачи:Образовательны...