Проект по развитию связной речи «Мой папа» для детей подготовительной к школе группы
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Пичужкина Мария Сергеевна

В проекте отражена работа по развитию связной речи детей подготовительной группы через различные  виды деятельности совместно с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 

Проект по развитию связной речи «Мой папа»

для детей подготовительной к школе группы

        

                 

                                                                 Автор: Пичужкина

                                                                                     Мария Сергеевна, учитель-логопед                                              

                                                       Соавтор: Головкина

                                                                               Марина Викторовна,  воспитатель                                                                            

                                                                           ГБОУ НШ с. Красноармейское

                                                   СП д/с «Огонек».

         

1.Краткая аннотация проекта

В проекте отражена работа по развитию связной речи детей подготовительной группы через различные  виды деятельности совместно с родителями.

2. Актуальность

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка влияет на его адаптацию в социуме, а так же на его деятельности в различных ее формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно связной.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, поэтому хороших результатов можно достичь при согласованной работе логопеда, родителей и воспитателей. Воспитанием в семье в основном занимается мама, а отец включается в процесс воспитания редко, в «аварийных» случаях. Поколение современных детей формируется в атмосфере катастрофической утраты отцовского авторитета. Дефицит общения с отцом ведет к искажению мироощущения и нарушению поведения ребенка. Именно в семье, наблюдая роли отца и матери, ребенок получает представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских ролях, обязанностях, семейных заботах, проблемах, о разумных способах их разрешения. Поэтому мы решили создать проект «Мой папа», в котором большую роль в воспитании и обучении детей мы отвели папам.

3. Новизна

Участниками проекта наряду с мамами стали папы, дедушки, дяди, братья воспитанников подготовительной группы, которые получили необходимый багаж знаний в виде игр, мнемотаблиц, использования инновационных технологий (ТРИЗ, синквейн) по развитию связной речи.

4. Цели проекта:

  1. развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  2. развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
  3. поддержание традиций уважительного отношения к отцу, закрепление традиционных семейных устоев;
  4. становление отношений партнерства и сотрудничества между отцом и ребенком в семье;
  5. воспитание у детей чувства гордости за своих отцов и уважения к ним.

5. Задачи проекта:

  1. формировать умение детей вести диалог, строить предложения, составлять рассказ о предметах, по картине, по набору картинок, составлять рассказы из личного опыта, правильно строить предложения, обогащать словарный запас детей, прививать интерес к художественной литературе, обращать внимание детей на  выразительные средства языка, на устаревшие слова и выражения.
  2. углубить знания детей о роли папы в жизни ребенка
  3. формировать знания ребенка о своей  родословной;
  4. воспитывать чувство семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях).

6. Участники проекта

Дети (6-7 лет)  - подготовительная  к школе группа  (8 детей с ОВЗ) и их родители.

7. Ресурсы

Ноутбук, интернет ресурсы, видеокамера, фотоаппарат, цветной принтер, альбомы, цветные и простые карандаши, маркеры, картинки о профессиях.

7. Сроки  реализации проекта

Тип проекта: долгосрочный - с сентября по февраль.

8. План реализации проекта

Этапы:

  1. Подготовительный: 1 – 3 недели сентября.

- подборка литературы, её изучение и анализ по данной проблеме;

- Составление плана мероприятий специалистами и педагогами.

  1. Практический: с 4 недели сентября по январь.

Проведение запланированных мероприятий.

  1. Заключительный.

Итоговое мероприятие - открытое занятие «Один день из жизни солдата»

Презентация проекта на районном МО.

9. Исполнители проекта и основных мероприятий

Участники проекта:

  • Учитель-логопед: Пичужкина М.С.;
  • Воспитатель подготовительной группы: Головкина М.В.;
  • Инструктор по физической подготовке Бородина Л.Н.;
  • Педагог-психолог Казакова Н.А.;

10. Прогнозируемый результат:

1. Обогащение словаря и развитие связной речи;

2. Расширение знаний детей о роли отца в их жизни, посредством раскрытия образа отца в художественной литературе и игровой деятельности.

3. Осознание доброго, уважительного и заботливого отношения к папе.

4. Развитие коммуникативных способностей детей в ходе игровой деятельности.

5. Развитие творческих способностей детей в ходе продуктивной деятельности.

6  Положительные изменения позиции отца в в вопросах воспитания ребенка.

                                        11. Содержание проекта

п/п

Вид деятельности

Срок реализации

Ответственные

1

Заседание участников проекта:

обсуждение проекта, составление плана, изучение литературы.

Сентябрь

Головкина М.В., Пичужкина М.С.

2

Выставка рисунков детей «Моя семья».

Сентябрь

Головкина М.В.

3

Анкетирование родителей на тему: «Здоровый образ жизни»

Сентябрь

Головкина М.В.

4

НОД «Моя семья» (синквейн).

Сентябрь

Пичужкина М.С.

5

Семинар – практикум: (академия для родителей) «Здоровый ребенок в здоровой семье».

Сентябрь

Казакова Н.А.,

Бородина Л.Н.,

Власкина В.В.,

Головкина М.В., Пичужкина М.С.

6

Спортивный праздник «Осенний марафон»

Сентябрь

Бородина Л.Н.,

Колосова Е.В.,

Казакова Н.А.

Головкина М.В., Пичужкина М.С.

7

НОД «Семейный ужин»

Сентябрь

Пичужкина М.С.

8

Выставка детских рисунков «Портрет моего папы»

Октябрь

Головкина М.В.

9

НОД «Портретная характеристика папы» (синквейн)

Октябрь

Пичужкина М.С.

10

Видео презентация «Что говорят дети о своем папе»

Октябрь

Пичужкина М.С.

Головкина М.В.

11

Памятка для пап «Роль отца в воспитании ребенка»

Ноябрь

Пичужкина М.С.

12

Выставка поделок «Мастерим вместе с папой»

Ноябрь

Головкина М.В., Пичужкина М.С.

13

НОД «У папы умелые сильные руки»

Ноябрь

Пичужкина М.С.

14

Праздник «Мой папа самый лучший»

Ноябрь

Головкина М.В., Пичужкина М.С.

Казакова Н.А.,

Бородина Л.Н.

15

Фотовыставка «Мы с папулею вдвоем – замечательно живем!»

Декабрь

Головкина М.В., Пичужкина М.С.

16

Анкета «Роль отца в семье»

Декабрь

Головкина М.В., Пичужкина М.С.

17

Выставка – «Родословное дерево моей семьи»

Декабрь

Головкина М.В., Пичужкина М.С.

18

НОД «Вместе дружная семья»

Декабрь

Пичужкина М.С.

19

Подготовка и проведение Рождественской елки

Декабрь

Колосова Е.В.

Головкина М.В., Пичужкина М.С.

20

НОД «Кем работает мой папа»

Январь

21

Экскурсия в пожарную часть. Ознакомление с профессией пожарный.

Январь

Головкина М.В., Пичужкина М.С.

22

Стенгазета: «Армейские годы моего папы»

Январь

Головкина М.В., Пичужкина М.С.

23

Деловая игра: «Папа, поиграй со мной!»

Январь

Головкина М.В., Пичужкина М.С.

24

Экскурсия в Полицию. Знакомство с профессией полицейский.

Январь

Головкина М.В., Пичужкина М.С.

25

НОД «Папы, вы наши защитники»

Январь

Пичужкина М.С.

26

Выставка детских рисунков «Кем работает мой папа».

Февраль

Головкина М.В., Пичужкина М.С.

27

НОД «Один день из жизни солдата»

Февраль

Головкина М.В., Пичужкина М.С.

28

Выступление на районном МО «Презентация проекта «Мой папа»»

Февраль

Головкина М.В., Пичужкина М.С.

29

Праздник пап «23 февраля»

Февраль

Головкина М.В., Пичужкина М.С.

12. Возможный риск:

 Недостаточная  заинтересованность пап, некомпетентность папы в вопросах воспитания.

13. Пути преодоления:

Проведение совместных мероприятий с детьми и родителями. Информирование родителей о совместных делах с помощью информационных стендов, пригласительных билетов, буклетов, заинтересованного обсуждения проведенных мероприятий.

14. Список использованной литературы:

1.  Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д.: Феникс, 2011.

3.  Арнаутова. Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. – 2004. - №4.

4. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Грамматика в играх и картинках от 5 до 7 лет. День защитника отечества. Спб.: Паритет, 2005.

5. Быховская А. М., Казова Н.А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. СПб.: Детство-Пресс, 2012.

6. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.

7.  Гомзяк О.С.  Говорим правильно в 6 – 7 лет.  Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников.  М. : Гном и Д, 2009 .

8. Глухов В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М. :АРКТИ, 2002
9. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.  Журнал «Логопед», №5 (2005).

10. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) СПб. 1999.

11. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1999.
Электронные ресурсы:

1. Бойкова С.Г. Синквейн для дошкольников. Методическая разработка по логопедии.  http://nsportal.ru

2. Блохина Е. Роль отца в воспитании ребенка. http://MAAAM.RU

2. Кабаченко Н.А., Кабаченко Е.И. Современные технологии в работе учителя-логопеда. http://pedsovet.su

3. http://ru.wikipedia.org  Синквейн.

Справка о результативности проекта.

На начало и середину учебного года (начало и конец проекта)  был проведен мониторинг (адаптированный мониторинг А.М. Быховской, Н.А. Казовой)  развития экспрессивной речи (словарь, грамматический строй речи, связная речь). Было обследовано 20 детей подготовительной к школе группы (из них 8 детей с ОВЗ) .  На начало года были выявлены следующие результаты:  25% (5 детей) – выше среднего, 45% (9 детей, из них двое детей с ОВЗ) – средний, 30% (6 детей с ОВЗ) - ниже среднего. На середину года: 40% (8 детей) – высокий уровень, 35%(7 детей, из них трое детей с ОВЗ) – выше среднего, 25% (5 детей с ОВЗ) – средний уровень развития экспрессивной речи.

Из результатов мониторинга видно, что у всех детей наблюдается положительная динамика речевого развития. Из этого следует, что использование инновационных технологий по развитию связной речи детей  при тесном взаимодействии (сотрудничестве) с семьей, эффективно сказался не только на речи, но и на гармоничном развитии ребёнка - как личности в целом. В дальнейшей жизни, полученные знания и умения, дети смогут реализовать на практике, что должно положительно сказаться на адаптации и обучении в школе.