Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Весенняя пора"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Пасмарнова Елена Геннадьевна

Логопедическое подгрупповое занятие. Лексическая тема "Весна"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ Богучарский детский сад комбинированного вида «Родничок»

http://allforchildren.ru/pictures/sun1_s/sun024.pngЛогопедическое занятие в подготовительной группе детского сада

 

Подготовила логопед:

Сафонова Е.Г.

г.Богучар 2014 год

Цели:

Коррекционно-образовательные цели. Актуализация словаря по теме «Весна». Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка звукового анализа (определение места звука в слове). Автоматизация правильного произношения звука [р] в предложении. Совершенствование навыка составления и чтения слов.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематических представлений, мышления, артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Развитие чувства справедливости. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Магнитная доска, плоскостные изображения перелетных птиц и деревьев, карточки со слогами, проэктор, «светофорчики» по количеству детей, пуговицы.

Предварительная работа. Наблюдение за перелетными птицами во время прогулки, уточнение понятия перелетные птицы, расширение словаря по теме «Перелетные птицы». Наблюдение за весенним небом, расширение словаря прилагательных при ответе на вопрос «Какой снег?»

Ход занятия

1. Организационный момент. [Чтение логопедом стихотворения Е. Стюарт «Весна».  Развитие речевого слуха] .

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие. Дети занимают места на стульчиках, стоящих полукругом.

Звуки весны (аудиозап.).

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о весне. Послушайте стихотворение о весне:

Весна пришла по снежному, По влажному ковру. Рассыпала подснежники, Посеяла траву. Барсучьи семьи к сроку из норок подняла. Березового соку ребятам раздала. В берлогу заглянула: — А ну вставай, медведь! — На веточку дохнула — Пора зазеленеть! Теперь весна-красавица зовет со всех концов гусей, стрижей и аистов, кукушек и скворцов.

Дети припоминают по одной примете весны.

2. Упражнение «Дождик»

Дети встают из-за стульев, и выполняют логоритмическую гимнастику под фонограмму звука дождя:

Мартовкий вдруг капал дождь.
Кап-кап-кап-кап.
И по лужам ты идешь.
Так-так-так-так.
Ветер шелестит листвой.
Ш-ш-ш-ш.
Спрятал кудри под травой.
Тш-тш-тш-тш.

Дождь сильнее застучал.
Тук-тук-тук-тук.

Скоро дождик ливнем стал.
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.

3.Оттгадывание загадок.

(волшебный звук, презентация с отгадками птиц)                                                    

 [Развитие речевого слуха, мышления, связной речи.] За ширмой появляется Жар – птица.

Жар – птица: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, кто я? Я сказочная птица, и живу я только в сказках, и прилетела к вам из волшебного, загадочного леса, где живут только загадки. А вы любите загадки? Тогда слушайте внимательно, и попробуйте их отгадать, если разгадаете мою загадку, то сразу же перед нами появится правильный ответ

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик над окном

Из травы и глины.

1 -й р е б е н о к. Это ласточка. Она прилетает к нам весной из теплых стран. Свое гнездо она лепит из глины.

Ж.П. Верно. А вот и вторая загадка.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех заводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?

2-й ребенок. Соловей! Он поет лучше всех. У него нежный голос

Ж.П. Очень хорошо.  Слушайте третью загадку.

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его...

3-й ребенок. Скворец. Скворечники часто устанавливают на шестах. А еще скворцы — хорошие певцы.

Ж.П. Правильно.

Черный, проворный,

Кричит: «Крак!»

Червякам враг.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

И зовется птица ... (грач).

4-й ребенок. Это грач. Он черный, кричит: «Крак!» Он питается червями.

Ж.П: Молодцы!

Вот летит он на просторе,

Позади оставив море,

Реки, рощи и поля

Под крылом у ... (журавля).

5-й ребенок- ответ

Ж.П.: Молодцы ребята, все верно отгадали, мне было очень интересно с вами общаться, но пришло время мне отправляться в сказочный лес. До свидания!

4. Определение места звука в  слове.

(работа со «светофорчиками» ). Логопед говорит,  что Ж.П. оставила волшебный сундучок – там спрятаны пуговицы.

Логопед называет слова, и дети должны на слух определить место звука в слове:

Перышко, камыш, шум, шепот, солнышко, малыш, шорох, петушок.

Дети отмечают место звука в слове на «светофорчике» - кладут пуговичку. Логопед оценивает их работу.

Дети ритмично щелкают пальцами рук. 
Ритмично притопывают.
Ритмично потирают щеки (самомассаж)
Ритмично потирают ладонями о колени.
Ритмично стучат указательным пальцем одной руки о ладонь другой.

Ритмично хлопают в ладоши.

5.Динамическая пауза.

А сейчас: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

На лужайке поутру мы затеяли игру.

Я начну – вы продолжайте,

Дружно хором отвечайте:

Зимой холодно, а весной … .

Сова – зимующая птица, а ласточка -…

У животных шерсть, а у птиц …

У человека ребенок, а у птиц…

У волка логово, а у птиц … .

У животного пасть, а у птиц… .

У лисы лисенок, а у кукушки …

6. Упражнение «Выбери картинки». [Совершенствование навыка слогового анализа слов.]

Логопед раскладывает на столе картинки с изображениями перелетных птиц, а на магнитной доске закрепляет три плоскостных изображения деревьев. Необходимо разложить птиц возле деревьев по количеству слогов.

 

Дети выполняют задание.

Логопед. Какие птицы на березе и рядом с ней?

Дети: ответы.

Логопед. Какие птицы на ели и рядом?

Дети: ответы.

Логопед. Какие птицы возле сосны?

Дети: ответы.

Логопед. Отлично! Вы правильно разместили птиц, разделив их названия на слоги.

7. Упражнение «Составь предложение». [Совершенствование грамматического строя речи.]

Логопед предлагает детям продолжить работу, убирает лишние изображения птиц, а остальные размещает так, чтобы дети могли составить предложения с разными предлогами.

Логопед. А теперь расскажите мне, что делают птицы.

Ответы детей.

Логопед убирает плоскостные изображения.

8. Упражнение «Составь и прочитай». (Совершенствование навыка составления слов из слогов и чтения)

Логопед помещает на магнитную доску плоскостные изображения птиц и около клюва каждой птицы — карточку со слогом.

Логопед. Прочитайте слоги, которые принесли нам птицы. Попробуйте составить из этих слогов слова и прочитать их.

Дети все вместе составляют слова, а потом читают их. В процессе работы логопед убирает с доски изображения птиц.

Логопед. Молодцы! Вы отлично выполнили мое последнее задание. Птицы вами тоже довольны. Не зря они принесли вам слоги.

9. Упражнение «Внимательные глазки.

Гимнастика для глаз (презентация, фонограмма спокойной музыки)



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование индивидуально – подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения свистящих звуков

(с – с*), (з – з*), (ц).

1 этап. Подготовительный.

Цели: подготовить ребенка к длительной коррекционной работе:

  • Вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них.
  • Развить слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх, специальных упражнениях.
  • Сформировать и развить артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.

Задачи: устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка к постановке звуков:

  • Постановка, тщательная отработка отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений.
  • Систематическая артикуляционная гимнастика: развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

Содержание работы: знакомство с комплексом упражнений для выработки артикуляционных укладов для свистящих звуков:

  • Упражнения  (Рыбина А. Ф.):
  • Заборчик.
  • Улыбка – колесо.
  • Улыбка – хоботок.
  • Лопатка.
  • Жало.
  • Киска сердится.
  • Часики.
  • Покусаем язычок.
  • Упражнения в произношении звука (и). упражнения в произношении звука т-с

2 этап. Формирование произносительных умений и навыков.

Задачи:

  • Устранить дефектное звукопроизношение.
  • Развить умение и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и аккустически.
  • Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексическо развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе.

  • Постановка звуков (с, сь, з, зь, ц,). Способ постановки – смешанный.
  • Автоматизация звуков:
  • в прямых слогах;
  • в обратных слогах;
  • со стечением согласных;
  • Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
  • Автоматизация звуков в предложениях, затем в стихотворениях, потешках, чистоговорках и в небольших рассказах, составление рассказов по картинке, по серии сюжетных картин.
  • Дифференциация (если есть необходимость в данном этапе)
  • Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, в общении со сверстниками и взрослыми)

3 этап. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

4 этап. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.

5 этап. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков. Лексические и грамматические упражнения, нормализация просодической стороны речи.

Примерный речевой материал для автоматизации звуков, введения в речь.

С – Сь

При правильном произнесении звука «с» губы принимают положение следующего гласного, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгнута, по середине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам. При произнесении мягкого звука «с» спинка языка более выгнута по направлению к твердому небу и весь язык напряжен; кончик языка сильнее упирается в резцы.

Слоги: са-са, са-са-са (медленно  и длительно).

Слова: сам, сало, сапоги, салат, сажа, сахар, садик, салют, сарай, сова, совок, сайка, собака, сахарный, соловей, сорока, садовник, самолёт, союз, самовар, самокат, солдат, солить, сорить, солома, сандалии, солёный, сабля, сорняк, сокровище, солёное сало.Слоги: со-со, со-со-со, со-со-со-со.

Слова: сом, сон, сок, соль, сор, соты, сотка, соло, сокол, совы, соболь, солнышко, сорный.

Проговаривание предложений: Собери сор в совок. Соня пьёт сок. В сотах мёд. Сонный сом на дне. Сахар в сахарнице, соль в солонке. Сидит сорок сорок.

Учим стихотворения.(Анищенкова)

Идут соседи в гости к Косте.

Для Сени и Сани – судак в сметане,

А соседская киска будет есть сосиски.

Дали соску Сане,

Сидит он тихо с нами.

Стоит Семен с косою

Под высокою сосною.

Спит Семен в гамаке у сосны,

Видит самые светлые сны.

Сима всю семью в гостиной

Угостила апельсином.

Есть в запасе у хозяйки

Суп, фасоль, судак и сайки.

Вася! Сиднем не сиди!

Иди сена накоси!

Сеня сено не косил,

Сидел на пне он и грустил.

Несет Алексей

Собаке мясо без костей.

Стадо пас пастух Филипп,

Спал в тени высоких лип.

Стая соек в кустах свистела,

Ася спугнуть их совсем не хотела.

В супе не хватает соли,

Сказать об этом надо Соне.

Сметану и соль Сима купила,

А пасту зубную купить позабыла.

Соня добавила в суп

Соль, фасоль и сметану.

«Как вкусно! Спасибо!» -

Сказала Светлана.

Степан у Светы

Взял конфету.

Соня Стасу наливает квасу,

Ну а Стасик квас не пьет,

Любит он из слив компот.

Сима и Соня на сене сидели,

Песни веселые девочки пели.

Соня сама одевается,

Соня сама умывается,

Пьет она сок и кисель,

Сама застилает постель.

Синий-синий василечек,

Неба синего кусочек.

Выпил Степан

Киселя стакан.

3 – Зь

Слова: зайка, закат, запах, завод, замок, забота, загадка, вазы, тазы, ваза, язык, козы, музыка, Зоя, зонт, зов, зонтик, газон, возок, зубы, зубок, зубной.

Словосочетания: зимние забавы, Зоины заботы, золотая звезда, знойное лето, запретная зона, заявление об отъезде, зелёный зонт, зябко зимой, зелёная озимь, зелень бузины, запах бензина, болотистая низина.

При произнесении звуков «з», «з'» артикуляционный уклад тот же, что при произнесении звуков «с», «с'», только голосовые складки сомкнуты и вибрируют, голос звучит, выдох менее напряжен.

В магазине были розы

Даже в сильные морозы.

У леса за оврагами.

Ползла змея зигзагами.

За земляникой Зоя с Зиной

Ходили в лес с большой корзиной.

Мама Лизу на занятия ведет,

Лиза зонтик свой весёленький несет.

Взяли за руку мы Зину,

Увели из магазина.

Наказала строго Лиза

Своего кота Маркиза.

Это кто же, как бизон,

Затоптал в саду газон?

Зеленкой мама Лене

Намазала колени.

Знает зайка, что зимой

Легче встретиться с лисой.

Зиновий привязал козу к березе,

Ну а коза тянулась к розе.

Изба закрыта на замок.

Куда уйти хозяин мог?

Отвезем козу мы в поле,

Пусть резвится на просторе.

Вместо утренней зарядки,

Наш Кузьма прополет грядки.

Люблю я свой зеленый сад,

Здесь провести весь день я рад.

Ц

Звук «ц» образуется в результате быстрого слияния звуков «т» и «с» («тс»).

Слоги: ац-оц-уц-ыц,  ыц-ац-оц-уц,  уц-ыц-оц-ац.

Слова: боец, леденец, пехотинец, отец, гонец, конец, певец, удалец, беглец, палец, танец, мизинец, кузнец, наконец, заяц, огурец, дворец, продавец, пловец.

Учим стихотворения.

Сидит царевна на крыльце,

Румянец на ее лице.

У высокого крыльца

Вся в цвету акация.

За окном царит туман,

На циновке спит цыган.

На водопое пьют водицу

Медведица, лисица, львица.

Кузнецы сковали цепь.

На цепи сидит медведь.

На улице девицы

В цветастых рукавицах.

Все пальцы в кольцах у царицы,

Их потерять она боится.

«Дайте мне три огурца», -

Попросил я продавца.

Наш Василий – молодец,

Съел солёный огурец.

Строго смотрит цапля на цыпляток,

Посчитать ведь надобно ребяток.

Бил копытом жеребец,

Сена дал ему отец.

Певец на сцене выступал,

Ему весь зал рукоплескал.

Порция цукатов

Для Аси маловата.

Кто боец?

Кто молодец?

Кто царевну из темницы

Высвободит, наконец?

 

Перспективное планирование индивидуально – подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения шипящих звуков

(ш – ж), (ч – щ).

1 этап. Подготовительный.

Цели: подготовить ребенка к длительной коррекционной работе:

  • Вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них.
  • Развить слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх, специальных упражнениях.
  • Сформировать и развить артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.

Задачи: устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка к постановке звуков:

  • Постановка, тщательная отработка отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений.
  • Систематическая артикуляционная гимнастика: развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

Содержание работы: знакомство с комплексом упражнений для выработки артикуляционных укладов для свистящих звуков:

  • Упражнения  (Комарова)
  • Упражнения для губ, укрепляющее круговую мышцу рта, вырабатывающее умение быстро менять положение губ:
  • Заборчик – хоботок – трубочка.
  • Упражнение «Горка» для выработки подъема передне – средней части стенки языка.

2 этап. Формирование произносительных умений и навыков.

Задачи:

  • Устранить дефектное звукопроизношение.
  • Развить умение и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и аккустически.
  • Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексическо развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе.

  • Постановка звуков (ш, ж, ч, щ). Способ постановки – смешанный.
  • Автоматизация звуков:
  • в прямых слогах;
  • в обратных слогах;
  • со стечением согласных;
  • Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
  • Автоматизация звуков в предложениях, затем в стихотворениях, потешках, чистоговорках и в небольших рассказах, составление рассказов по картинке, по серии сюжетных картин.
  • Дифференциация (если есть необходимость в данном этапе)
  • Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, в общении со сверстниками и взрослыми)

3 этап. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

4 этап. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.

5 этап. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков. Лексические и грамматические упражнения, нормализация просодической стороны речи.

Примерный речевой материал для автоматизации звуков, введения в речь.

Ш

При произнесении звука «ш» части артикуляционного аппарата занимают следующее положение:

–губы несколько выдвинуты вперед;

–кончик языка приподнят к небу, но не касается его, образуя щель;

–боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, не пропуская по краям струю выдыхаемого воздуха.

Слоги: ша-шо-шу-ши,  шо-шу-ша-ши,  ши-шо-шу-ша.

Слова: шапка, шаль, шахматы, шайба, шахта, шашки, шалаш, шов, шелк, шоколад, шофер, шепот, шорох, шина, шить, шинель, шило, широкий, шипы, шиповник, ширма, шуба, шум, шумно, Шура, шутка, Маша, Даша, наша, каша, мышата, ушанка, уши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, большой, петушок, мишутка, мишень, ошейник, младший, тишина.

Слоги: аш-ош-уш-ыш,  ыш-ош-аш-уш,  уш-ыш-аш-ош.

Слова: ваш, наш, карандаш, душ, ландыш, малыш, мышь, камыш, голыш, башня, рубашка, букашка, лошадь, галоши, полушубок, лапша, хлопушка, башмаки, камешек, горошек, дорожка, верхушка, кормушка, промокашка, варежки, хорошо, вишня, пушинка, донышко, пятнышко, детёныши, парнишка, лепёшка.

Словосочетания: наша школа, швейная машинка, шумный шалун, шелковая шаль, душистый шампунь, шумят камыши, пышная плюшка, наша бабушка, катушка шелка, шины для машины, большой шмель, пшенная каша, поношенная шляпа, дешевые книжки, шьешь мешок, идешь пешком, покупаешь шашки.

Учим стихотворения (Анищенкова)

Шепчет бабушка Наташа:

«Не шали, внучонок Паша!»

Шалунью Машу пшенной кашей

Угощает щедро Даша.

Лежит кошка на подушке,

Шевелит тихонько ушком.

Маленький мишка

Наступил на шишку.

Тихо Машенька шагает,

Нашу кошку не пугает.

Под душем девчушка

Моет шею и ушки.

Под шум дождя спала Наташа,

Играли в шашки Миша с Дашей.

Игрушки отдал я братишке.

Читаю умные книжки.

Дедушка, бабушка с внуком Сережкой

Весь понедельник копали картошку.

Отказались мы от каши

Вместе с Мишей и Наташей.

Под щекою у Катюшки

Две пуховые подушки.

Шепчет Саше бабушка:

«На, поешь оладушки».

Покажу братишке Гоше

Свои новые галоши.

Кушал Паша шоколад,

Пил шипучий лимонад.

Ж

При произнесении звука «ж» положение речевых органов то же, что при произнесении звука «щ», только голосовые складки сомкнуты и вибрируют, голос звучит.

Слоги: жа-жо-жу-жи,  жи-жо-жу-жа,  жу-жа-жо-жи.

Слова: жаба, жаль, жало, жабры, жатва, жарко, жалоба, жёлудь, жёлтый, жёлоб, Жора, жук, Женя, жить, жир, жить, жила, жидкий, кожа, лужа, лежать, ножи, флажок, снежок, ежи, ужи, лыжи, бежать, пижама, урожай, лежать, пожар, бережок, крыжовник, абажур, тужурка, этажерка, наживка, уважение, пружина, ужин, прохожий, дружить, кружева.

Учим стихотворения:

Жук над травою кружит

И жужжит-жужжит-жужжит.

С нежным вкусом ежевику

Не жуёт, – глотает Вика.

Еж со мной дружил все лето.

Расскажу друзьям об этом.

У Жени и Жанны

Желтые пижамы.

Жанна надела желтый жакет,

Женя примерил бежевый берет.

Ежик жил под старым пнем,

Ждал ежиху жарким днем.

У ужа ужата

Расползлись куда-то…

Животик у ужонка заболел.

Спросила мама: «Что ужонок ел?»

Села жаба возле лужи,

Ждет гостей к себе на ужин.

Из кубиков строит Женя гараж,

И бережно ставит туда он джип наш.

Бежал Жора по дорожке,

На ногах его сапожки.

Подарили Жене ножик,

Настрогал друзьям он ложек.

Подарили Жанне «Жигули».

Жми на газ, смелей рули.

Ножом мы режем свежий хлеб,

Вас приглашаем на обед.

Жалко, что Жучке на ножки

Мы не наденем сапожки.

Кружит жук над головой.

Хочет пожужжать со мной.

Видит Женя двух ежат,

Что под елочкой кружат.

Врач бежит как на пожар,

У ребенка сильный жар.

На столе поставлю кружки -

Пусть попьют чайку подружки.

Потеряла жаба аппетит,

На жуков и мошек жаба не глядит.

Пожалейте вы малышку,

Про ежа прочтите книжку.

Ч

Звук «ч» образуется в результате быстрого соединения смычного звука «ть» с последующим щелевым «щ».

Слоги: ач-оч-уч-ич,  уч-ач-оч-ич,  оч-ич-уч-ач.

Слова: врач, грач, ткач, ночь, дочь, печь, меч, лечь, ключ, дичь, дачка, дочка, тачка, печка, ночка, речка, качка, бочка, точка, квочка, внучка, колючка, яичко, свечка, колечко, уздечка, вечно, девочка, ласточка, обруч, удочка, шапочка, бабочка, очки

Слоги: ча-чо-чу-чи,  чи-ча-чо-чу,  чу-чо-чи-ча.

Слова: чай, чайник, чайка, чаинка, чабан, чашка, чудо, чугун, чудак, чучело, чуб, чурка, чисто, чиж, чей, чек, печенье, качели, ученик, мальчик, бычок, пучок, значок, волчок, черный, овчинка, учеба, каблучок.

Ряды слов: Чашка-значок-чулки-ручей-чучело. Бахча-плечо-кольчуга-печенка-овчарка. Удача-крючок-чудеса-пончик-одуванчик.

Слоги: чта-что-чту-чты,  ачт-очт-учт-ычт,

тча-тчо-тчу-тчи,  атч-отч-утч-ытч.

Слова: почта, почтительный, мечта, мечтательный, почтальон, почтовый, почтарь, почтение, чтение, почва, потчевать, чукча, отличник.

Учим стихотворения.

Вместе с Танечкой в печи

Испекли мы калачи.

Ванечка рисует ручкой

Черный плащ и в небе тучку.

Пес по кличке Чапа

Рвал на части шляпу.

Поросенок пятачок

Тычет мамочке в бочок.

Манечка читает книжку

Про чайку, зайчика, мартышку.

Носит наша Ниночка

На каблучках ботиночки.

Пробивает Соня чек,

Покупает чебурек.

У Михаила Михалыча внучка Анечка,

А внучка кличут Ванечка.

Из бочонка птичка

Пьет свежую водичку.

Водичку пьет теленочек,

Клюет чечевицу утеночек,

А у Ванечки сладкие прянички.

Вымоем клубничку

Тепленькой водичкой.

С чердака достаньте чемодан -

Вечером мы едем в Ереван.

Мы товарищей встречаем,

Чай горячий наливаем.

Ой! Замерзли мы на речке,

Посидим теперь на печке.

У плетня стояла телочка,

Грустно глядя из-под челочки.

Позовем внучат на дачу в это воскресенье,

Чай заварим в чайничке, испечем печенье.

Вслед за уточкой утеночек плывет,

Быстро лапками своими он гребет.

Жучок и паучок

Сели вместе на сучок.

Начертил черту Иван и поставил точку,

Под чертой нарисовал он большую бочку.

Пятачок и Вини Пух

Начертили четкий круг.

Мы варили чудо-гречку

В чугунке на русской печке.

Чмокал мальчик, ел чернику,

Угостил сестренку Вику.

Черноглазый мальчуган

Нес тяжелый чемодан.

У лисицы чуткий нюх,

У зайчонка чуткий слух.

В чугунок кладем грибочки,

Сварим суп любимой дочке.

Черный язычок у Вики

После ягоды-черники.

Стрекотал всю ночь сверчок,

Паучок плел гамачок.

Дед Ильич совсем не прочь

У лисицы чуткий нюх,

У зайчонка чуткий слух.

В чугунок кладем грибочки,

Сварим суп любимой дочке.

Черный язычок у Вики

После ягоды-черники.

Стрекотал всю ночь сверчок,

Паучок плел гамачок.

Дед Ильич совсем не прочь

Домик строить нам помочь.

Кирпичи кладет печник,

Он лениться не привык.

Побежали мы на речку

И нашли в траве колечко.

Села Таня на пенечек,

Не заметила грибочек.

Темной ночью черный кот

Ловит мышку у ворот.

Читали мы книжку про птичек:

Чаек, чирков и синичек.

Щ

Звук «щ» звучит как длительный звук «шь», при этом губы выдвинуты вперед, кончик языка приподнят, как при произнесении звука «ш», и образует щель, корневая часть языка приподнята.

Слова: щавель, щадить, щебет, щегол, щетина, щека, щеколда, щель, щенок, щепка, щеголь, щепотка, щетка, щелкать, щелка, щи, щипать, щит, щука, щупать, щуплый, площадь, роща, ущелье, пещера, ящерица, щипцы, клещи, ящик, пищать, угощать, ищейка, овощи, прощение, гонщик, идущий, кипящий, сварщик, на ощупь.

Учим стихотворения.

Наш щенок застрял в щели.

Поскорее помоги!

В ящике – щипцы и клещи,

Нам нужны все эти вещи.

Собирали мы для печки

Сухие щепки и дощечки.

Мы в обед поели щей,

Съели сразу двух лещей.

Плащ надел товарищ мой,

Он ушел к себе домой.

Щурится от смеха Светка,

Тает за щекой конфетка.

Щи из щавеля мы ели

И добавки захотели.

«Без борща, что за обед?» -

Съев весь борщ, сказал нам дед.

Щеки щиплет нам мороз,

Щиплет лоб и щиплет нос.

Это – не чудище, это – наш кот,

Усы топорщит, пугает народ.

Дайте Оле

Щепотку соли.

Что-то щуплый мой щеночек,

Дам ему мясца кусочек.

Ищу щенка я за сараем,

Частенько там мы с ним играем.

Ну и тыква! Вот так овощ!

Что б поднять, нужна мне помощь.

Щеточка и пилочка

Для ногтей у Милочки.

Полощу белье я в речке

И сушу у теплой печки.

Мети щеткой чище,

Убирай жилище.

Где-то в роще за кустищем

Бродит чудище-волчище.

Из трещины торчат усищи,

Таракан проник в жилище.

Смотрит народ

На тающий лед.

Тщательно щеткой Юля

Чистит грязную кастрюлю.

Щами угощала Маша

Мишу, Петю и Наташу.

По щекам у Мани

Слезы льют часами.

Перспективное планирование индивидуально – подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения сонорных звуков

(л - ль).

1 этап. Подготовительный.

Цели: подготовить ребенка к длительной коррекционной работе:

  • Вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них.
  • Развить слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх, специальных упражнениях.
  • Сформировать и развить артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.

Задачи: устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка к постановке звуков:

  • Постановка, тщательная отработка отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений.
  • Систематическая артикуляционная гимнастика: развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

Содержание работы: знакомство с комплексом упражнений для выработки артикуляционных укладов для свистящих звуков:

  • Упражнения  (Комарова):
  • Наказать непослушный язычок
  • Лопатка
  • Качели
  • Вкусное варенье
  • Лошадка
  • Индюк
  • Горка
  • Пароход
  • Улыбка – для губ(обнажать оба ряда зубов).

2 этап. Формирование произносительных умений и навыков.

Задачи:

  • Устранить дефектное звукопроизношение.
  • Развить умение и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и аккустически.
  • Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексическо развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе.

  • Постановка звуков (л, ль). Способ постановки – смешанный.
  • Автоматизация звуков:
  • в прямых слогах;
  • в обратных слогах;
  • со стечением согласных;
  • Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
  • Автоматизация звуков в предложениях, затем в стихотворениях, потешках, чистоговорках и в небольших рассказах, составление рассказов по картинке, по серии сюжетных картин.
  • Дифференциация (если есть необходимость в данном этапе)
  • Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, в общении со сверстниками и взрослыми)

3 этап. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

4 этап. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.

5 этап. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков. Лексические и грамматические упражнения, нормализация просодической стороны речи.

Примерный речевой материал для автоматизации звуков, введения в речь.

Л – Л'

При произнесении звука «л» положение губ зависит от последующего произносимого гласного. Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык упирается кончиком в верхние резцы или десны. Боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха. Корневая часть языка поднята, благодаря чему язык принимает форму седла.

Мягкий звук «л» отличается по артикуляции от твердого тем, что поднимается не корневая часть языка, а средняя часть его спинки.

Слоги и слова( проговаривать по 3-5раз)

        ла                лаз                лак                лапа                лампа        лавка

        ло                лоб                лом                лось                лодка                ложка

        лу                лук                луч                лужа                Луша                луковица

        лы                лыко                лыжи                лыжник        

        2. Отработка произношения слов перед зеркалом: ласточка, ландыш, лошадь,

 ма – лыш, у – лыбка.

3. Чистоговорки:        

ла-ла-ла-ла – наша девочка мала

лы-лы-лы – подмети полы

Слова: лапы, лампа, лама, лапша, юла, пила, акула, школа, халат, скала, лом, лось, лодка, ложка, лошадь, лото, мыло, одеяло, калоши, лыко, полы, столы, вилы, волы, малы, малыш, скалы, лук, луна, лупа, колун, лукошко, шалун.

Слова: палатка, болото, голуби, молоток, булавка, салат, золото, молоко, Володя, чучело, пилот, колос, улов, потолок, колодец, тулуп, получка, наволочка, малыш, солдат, халва, седло, метла, шоколад, масло, водолаз, хлоп.

Ль:

Слова: пыль, ель, мель, шаль, сталь, даль, моль, боль, ковыль, бутыль, фасоль, соболь, кольцо, пальто, пальма, мальчик, ельник, плеть, клен, клей, след, блеск, клещи, плечи, клетка, слепой, клюв, ключ, слюда, клюква, плита, слива, глина, шляпа, фляга, туфли, вафли, калитка.

Учим стихотворения (Анищенкова)

Погладила Клава платок и салфетку,

Ей мама дала за это конфетку.

Купили мы пеленки

Для своей Аленки.

Леня и Лена

Несут к печи полено.

Алиса Полину

Угостила малиной.

Лола долго лопотала,

Лопотать она устала.

Уложили Лолу спать:

«Хватит, Лола, лопотать».

Молоко налили в плошку,

Молоко лакает кошка.

Молоко лакает кот,

Круглым стал его живот.

Пил молоко Антошка,

Ел с луком он картошку.

Алле белый халат маловат.

В кульке у Толи – малина,

В кульке у Гали – калина.

Это – ласковый теленок,

Назовем его Миленок.

Славик молотком стучал,

Гвоздик в стену забивал.

Заплатили за билет

И пошли мы на балет.

Ели спелую клубнику

Леша, Слава, Вероника.

Глашенька белое платье надела,

Мама на Глашу ласково глядела.

 

Перспективное планирование индивидуально – подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения сонорных звуков

(р – рь).

1 этап. Подготовительный.

Цели: подготовить ребенка к длительной коррекционной работе:

  • Вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них.
  • Развить слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх, специальных упражнениях.
  • Сформировать и развить артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.

Задачи: устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка к постановке звуков:

  • Постановка, тщательная отработка отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений.
  • Систематическая артикуляционная гимнастика: развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

Содержание работы: знакомство с комплексом упражнений для выработки артикуляционных укладов для свистящих звуков:

  • Упражнения  (Комарова)
  • Упражнения для губ, укрепляющее круговую мышцу рта, вырабатывающее умение быстро менять положение губ:
  • Заборчик – хоботок – трубочка.
  • Качели
  • Достать языком нос
  • Достать языком подбородок
  • Чистим зубы
  • Маляр
  • Лошадка
  • Дятел
  • Грибок
  • Гармошка
  • Болтушка
  • Пулемет
  • Барабан

Положение губ в соответствии с последующими гласными звуками

2 этап. Формирование произносительных умений и навыков.

Задачи:

  • Устранить дефектное звукопроизношение.
  • Развить умение и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и аккустически.
  • Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексическо развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе.

  • Постановка звуков (р,рь). Способ постановки – смешанный.
  • Автоматизация звуков:
  • в прямых слогах;
  • в обратных слогах;
  • со стечением согласных;
  • Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
  • Автоматизация звуков в предложениях, затем в стихотворениях, потешках, чистоговорках и в небольших рассказах, составление рассказов по картинке, по серии сюжетных картин.
  • Дифференциация (если есть необходимость в данном этапе)
  • Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, в общении со сверстниками и взрослыми)

3 этап. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

4 этап. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.

5 этап. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков. Лексические и грамматические упражнения, нормализация просодической стороны речи.

Примерный речевой материал для автоматизации звуков, введения в речь.

Р – Р'

При произнесении звука «р» положение губ зависит от последующих звуков. Между верхними и нижними зубами сохраняется некоторое расстояние. Язык принимает форму ложечки. Его боковые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край (кончик языка) поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха.

Мягкий звук «р» отличается по артикуляции от твердого дополнительным подъемом спинки языка к небу и некоторым его перемещением вперед.

Слоги: а-р-р-, о-р-р-, у-р-р-, ы-р-р, я-р-р-, ё-р-р-, ю-р-р-, и-р-р-, е-р-р-

ар-ор-ур                        ыр-ур-ор                ер-ир-юр

ар-яр-ор                        ыр-ир-яр                ер-ор-юр

Слова (с ударением на слоге):

ар        вар        дар         жар        пар        шар        парк        март        комар  пожар   самовар

ор        бор        сор        хор        двор        корм        морж   торт   горка  форма   тормоз

ур        бур        шнур         бурный   куртка  шкурка  дежурный  Мурка  абажур

ыр        сыр        дырка  фыркать  Таймыр

яр        ярко        ярче        доярка

ёр        ёрш        бобёр          актёр  ковёр  боксёр  шофёр  костёр  чёрный  пятёрка

юр        юрта        юркий

ер        верх        верба         верно  мерка  шерсть  первый  персик  офицер

ир        мир        пир тир  кефир  мундир  командир  пассажир

Слоги:  р-р-ра, р-р-ро, р-р-ру, р-р-ры

ра-ро-ру                ро-ры-ру                ру-ры-ра

ра-ру-ро                ры-ро-ра                ру-ра-ры

Слова:

ра        рак        ура        гора        дыра        жара        нора        детвора гараж жираф        карась

ро        рот        Рома  роза  роща  перо  урок  герой  горох  пирог  мороз  

ру        беру  руки  ручка  русый  Маруся  русский  кукуруза  

ры        рысь  рыба  рыжик  рынок  шары  топоры  комары  корыто

Слоги:  тр-р-а, тр-р-ы, тр-р-о, тр-р-у.

тра-тро        тра-тру        тра-тра        тро-тру        

тро-тры        тру-тры        тру-тро        тры-тро

Слова (с ударением на слоге): ма-трац, те-традь, ма-трос, ме-тро, па-трон, ва-трушка,

пе-трушка.

 Слоги: а-а-тр-р-р, о-о-тр-р-р, у-у-тр-р, ы-ы-тр-р, я-я-тр-р, ё-ё-тр-р,

и-и-тр-р, е-е-тр-р.

        атр-отр-утр                отр-ытр-утр        ятр-ётр-ютр

        итр-етр-ятр                ытр-атр-отр        етр-итр-ютр

Слова (с обратными слогами тр): те-атр-р, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, осмотр.

Слов (с прямыми слогами др): др-ап, драка, квадрат, дрозд, ядро, ведро, бедро, подросток, друг, вдруг, дружный, подруга, вёдра, пудра, дрова, дрозды, бодрость, мудрость, дрожать, другой, дружина, друзья, кедры, щедрый.

Учим стихотворения(Анищенкова):

Рома был сегодня рад -

Ходил он с папой на парад.

Марина и Карина

Несут в руках корзину.

Нес Артем в руках арбуз,

Был приятен этот груз.

Испугалась Ира грома

И весь день сидела дома.

Закипает самовар.

Где же дедушка Макар?

Он несет к столу варенье

И румяное печенье.

Расписной красивой ложкой

Игорь будет есть окрошку.

Рекс рычит из-за забора,

Он не пустит злого вора.

Во дворе ребятки

Играют дружно в прятки.

По дороге шел Роман,

Бил он громко в барабан.

На траве лежат игрушки -

Два ведра и погремушки.

На кота ругалась Ира,

Потому что кот – задира.

Несмотря на непогоду,

Люся льет из лейки воду.

В цирке ловкий акробат

Выступает для ребят.

По бревну полз муравей,

За собою вел друзей.

Гренки Гарик ел с вареньем

Рано утром в воскресенье.

Выйдем вечером с тобой

На морской смотреть прибой.

Жил в реке упрямый рак,

Вперед не двигался никак.

У дороги рву ромашки,

Подарю букет Наташке.

Прямо на нас

Несется с горки вниз Тарас.

Мы втроем играли в прятки,

Удирали без оглядки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Семецветик» Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования «по мокрому»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Семецветик»Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования «по мокрому»...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Интересные открытия в стране Знаний".

Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.Задачи:Обучающие:Закрепить умение выкладывать числовой ряд.Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в предела...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе на тему «Лаборатория чайных открытий»

Вид непосредственно-образовательной деятельности: подгрупповая.Тема: «Лаборатория чайных открытий».Возраст: подготовительная к школе группа.Образовательная область: познавательное развитие...