Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Тема: практическое употребление предлогов под, из-под.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Закрепить знание детей о значении предлогов ИЗ-ПОД, ПОД. Упражнять в правильном употреблении предлогов в речи. Упражнять детей в составлении предложений с данными предлогами. Уточнить пространственное значение предлога из-под.  Развивать слуховое внимание, памяти, мышления мышления,  работать над предложением. Активизация речевой деятельности детей. Учить детей слушать друг друга, находить самостоятельно свои ошибки и ошибки товарищей. Активизировать словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_pod_iz-pod_2.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия

по формированию грамматического строя речи.

Тема: практическое употребление предлогов под, из-под.

Цель.  Учить употреблять в речи предлоги ПОД, ИЗ-ПОД.

Задачи.

Коррекционно-образовательные. Закрепить знание детей о значении предлогов ИЗ-ПОД, ПОД. Упражнять в правильном употреблении предлогов в речи. Упражнять детей в составлении предложений с данными предлогами. Уточнить пространственное значение предлога из-под. Коррекционно-развивающие. Развивать слуховое внимание, памяти, мышления мышления,  работать над предложением. Активизация речевой деятельности детей.

Коррекционно-воспитательные. Учить детей слушать друг друга, находить самостоятельно свои ошибки и ошибки товарищей. Активизировать словарь.

Оборудование: Незнайка, схемы предлогов., книга, тетрадь, котенок, письмо.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Словесная игра «Назови предлоги»

Логопед. К нам в гости пришел Незнайка. Он предлагает послушать предложения и назвать услышанные «маленькие слова».

  • Галка села На забор.
  • Кот забрался Под кровать.
  • Петя вернулся Из школы.
  • Лена подошла К окну.
  • Ворона слетела С ветки.
  • Дерево растёт У дороги.
  1. Основная часть.

1. Показ схемы предлогов ПОД, ИЗ-ПОД. Объясняют значение предлогов

Логопед. У Незнайки есть 2 схемы «маленьких слов». Расскажите, какие маленькие слова они обозначают.

ПОД – нужно говорить, когда предмет находится под чем-либо.

ИЗ-ПОД – говорим, когда предмет находится под чем-нибудь и его от туда достают или он сам оттуда движется.

2. Тренировочные упражнения.

Логопед. Подойди к столу, посмотри, под чем лежит тетрадь? (Под книгой.)

Достань тетрадь. Скажи, откуда ты достал тетрадь? (Из-под книги.)

Ребята, составьте про Сашу предложение. Что он сделал? (Саша достал тетрадь Из-под книги.)

3. Логопед показывает игрушку котенка.

Логопед: Незнайка пришел не один, а со своим другом котенком Мурзиком. Он, как и все котята, очень любит играть. А куда он может залезть и откуда вылезти, мы сейчас расскажем и покажем.

Мурзик маму напугал:

Очень часто вылезал

Из-под кресла на полу,

Из-под вешалки в углу,

Из-под маленькой кроватки…

С кем же он играет в прятки? (проговаривать и делать одновременно упражнения с логопедом 2 раза).

Откуда вылезал Мурзик? (дети отвечают).

А откуда он еще мог вылезти? (из-под крыльца, из-под куста и т.д.)

4. Динамическая пауза.

Логопед: Незнайка предлагает поиграть в «живые слова». Каждый из вас будет определенным словом. Я буду из этих слов составлять предложения, а вы встанете в том порядке, в каком я вас произнесу. Затем вы сами проговорите получившееся предложение, а предлог будет приседать.

Варианты предложений:

1. Хитрый Мурзик вылез из-под высокого куста.

2. Из-под высокого куста вылез хитрый Мурзик.

3. Влез Мурзик хитрый из-под куста высокого.

Логопед:Что мы делали со словами в предложении?

Дети: Мы переставляли слова.

4. Речевая ситуация «Ошибки Незнайки».

Логопед. Незнайка заигрался, что все «Маленькие слова перепутал». Поможем ему разобраться?

  • Щенок вылез из скамейки. (Из-под скамейки)
  • А Катюша, как смогла, вылезла из стола. (Из-под стола.)
  • Достает Ванюша лейки из старенькой скамейки (Из-под скамейки)
  • Верно, зайчик неспроста выскочил Из куста. (Из-под куста)

Логопед: Незнайки пришла письмо. В этом письме слова, из, которых необходимо составить предложения с «Маленьким словом» под. Затем переделать это предложение так, чтобы в нем вместо «Маленьким словом» под появился «Маленьким словом»  из-под.

Слова и предложения:

1. Дубовый, заполз, листик, под, жук (Жук заполз под дубовый листик. Жук выполз из-под дубового листика).

2. Под, мячик, закатился, стол, высокий (Мячик закатился под высокий стол. Мячик выкатился из-под высокого стола.)

3. Куст, лисенок, залез, рыжий, ореховый, под (Лисенок залез под ореховый куст. Лисенок вылез из-под орехового куста.)

4. Забежал, ёлку, под, колючий (Колючий ёжик забежал под ёлку. Колючий ёжик выбежал из-под ёлки.)

5. Зонтом, красным, Маша, под, спряталась (Маша спряталась под красным зонтом. Маша вышла из-под красного зонта.) (Дети записывают, а потом зачитывают свои предложения).

Логопед: Давайте еще раз скажем, что же обозначает «Маленьким словом» из-под? (Дети еще раз делают вывод, что когда предмет находится под чем-то и движется оттуда, появляется предлог из-под. Это предлог движения.

  1. Итог занятия.

Оценивается работа каждого ребенка.