Занятие по формированию свзной речи "Вот так покатались".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кошечкина Елена Владимировна

Конспект занятия по формированию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vot_tak_pokatalis.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по формированию связной речи в подготовительной

к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: Обучение рассказыванию с элементами

  творчества по картине «Вот так покатались!»

   Учитель-логопед

Кошечкина Елена

     Владимировна

                    МДОУ № 3

г. Дзержинск

2012 г.

Цель:

Развивать навык планирования рассказа по сюжетной картине с элементами творчества.

Обучающие задачи:

Обучать составления продолжения рассказа по предложенному началу с опорой на наглядный материал.

                Продолжать учить связности, развернутости, непрерывности, логичности высказывания.

                Продолжать учить образовывать родственные слова.

                Закреплять умение в составлении предложений с заданными словами.

Коррекционно-развивающие задачи:

                Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.

                Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Зимние забавы и развлечения».

                Упражнять в образовании относительных прилагательных, причастий.

                Развивать навык грамматически правильного оформления высказываний.

                Развивать логическое мышление – формировать понимание причинно-следственных связей и закономерностей.

                Развивать творческое воображение.

                Развивать чувство ритма, координацию движений и мелкую моторику.

Воспитательные задачи:

Обучение детей способам выхода из конфликтных ситуаций.

Воспитание восприимчивости детей к чувствам, желаниям  и мнениям других людей, даже не совпадающим с их  собственным.

Обучение детей проявлению заботы о здоровье окружающих.

Пропедевтическая работа:

                Беседа по сюжетной картине «Зимние развлечения».

                Зимние забавы и развлечения с воспитателями во время прогулок и на физкультурных занятиях.

                Пересказ рассказа Н.Носова «На горке».

                Упражнение в образовании и подборе родственных слов к слову «зима», «снег».

                Занятия по ОБЖ «Конфликты между детьми» (Фисенко М.А. ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. Занятие № 36).

                Коллективная работа (аппликация) – «Зимние развлечения».

Оборудование:

                Сюжетная картина «Вот так покатались»; игрушка-снеговик; коврограф; детали снеговика, на которых предметные картинки родственных слов к слову «снег»; половинки снежинок с предметными картинками для составления предложений на каждого ребенка; пробки от пластиковых бутылок; мольберт; таблички картинно-графического плана.

Методы и приемы:

                Сюжетная основа занятия; игровой персонаж, беседа, вопросы, словесные игры, игровые упражнения, пальчиковая гимнастика, художественное слово, педагогическая оценка.

Дифференцированный подход:

                Для детей со средним уровнем увеличен объем подготовительной работы, количество тренировочных упражнений.

                Для закрепления понятий используется определенная последовательность опроса детей: сначала дети из сильной подгруппы, затем – из средней.

                Вовлечение детей со средним уровнем в активную работу обеспечивается подбором вопросов и наглядного материала.

Ход занятия.

Деятельность логопеда

Деятельность детей

I.Вводная часть.

1. Сюрпризный момент.

- Нам пришло письмо.

Здравствуйте, ребята!

        Пишет вам Снеговик. Со мной произошла неприятная история. Однажды я решил покататься на горке. Только полез на горку – бух – упал. Скользко! Только поднялся – и снова упал. Раз десять падал. Никак на горку взобраться не мог. Что делать? Думал,  думал, - и придумал. Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее. Посыпáл впереди себя и лез все выше и выше. Взобрался на самый верх. Сел на санки, оттолкнулся. Но тут санки наехали на песок и перевернулись. Я упал с санок, кубарем покатился вниз и развалился. Помогите мне!

Ваш Снеговик.

- Почему снеговик упал?

- Какое правило он нарушил?

Стоят полукругом перед доской.

Слушают.

Отвечают.

2. Упражнение «Назови родственные слова».

- Нужно помочь снеговику, оживить его. Снеговик оживет, если мы назовем родственные слова к слову «снег».

На каждое слово на коврографе появляется деталь снеговика.

- Что у нас получилось?

Появляется игрушка-снеговик.

Стоят полукругом перед доской.

Называют родственные слова.

  1. Пальчиковая гимнастика.

- Снеговик предлагает нам прогуляться на лыжах. Какие виды лыж вы знаете?

-Надеваем лыжи и поехали.

«Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

Холодной поры».

На столах лежат две пробки от пластиковых бутылок резьбой вверх. Это – «лыжи».

Отвечают.

Подходят к столам.

Указательный и средний пальцы встают в пробки, «как ноги».

Двигаются на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

II.Основная часть.

  1. Беседа по картине.

- Снеговик нас привел во двор.

Выставляется сюжетная картина.

- Где построена горка?

- Откуда съезжают дети?

- Из чего сделана горка?

- Чем покрыта горка?

- Кто из взрослых помогал детям построить горку?

-Чем дворник помог ребятам?

-Из чего еще можно сделать горку для катания в зимнее время?

- На чем дети катятся с горы?

- На чем еще можно кататься с горы?

-На чем безопаснее съезжать с горы: на ледянке или на санках с металлическими полозьями?

- Что делает мальчик, стоящий на переднем плане?

-Почему люди подкармливают птиц?

- Чем еще можно кормить птиц зимой?

Садятся на стульчики.

Отвечают предложением.

2. Упражнение «Составление предложений по опорным словам».

- Во дворе пошел снег. Пойдем собирать снежинки! Нужно найти свою половинку и составить предложение по картинке.

Под стульчиками, на которых сидят дети, находятся половинки «снежинок».

На ковре находят половинку снежинки, объединяясь в малые подгруппы (по три человека).

Составляют предложения:

дети – кормушка – птицы

девочка – горка – ледянка

горка – снег – вода

мальчик – санки – яма

  1. Речевая игра «Мороз». Развитие чувства ритма, воображения и фантазии.

«Ты мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос.

Уходи скорей домой

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмем

И на улицу пойдем,

Сядем в саночки - самокаточки.

С горки – у-ух!

- Что мы сделали? (упали)

- Да, много неожиданностей может произойти.

- Представьте, что дети едут с большой горы на санках или лыжах. Какая серьезная опасность может угрожать? Что неожиданного может встретиться на пути?

- Придумайте, какая деталь могла бы спасти лыжников и саночников?

Четыре шлепка по коленям.

Четыре хлопка в ладоши.

Четыре шлепка по бокам.

Четыре притопа ногами.

Шесть шлепков по коленам и один хлопок.

Берутся за руки и бегут легким бегом по кругу, ускоряя движение и произнесение, в конце все «падают».

Дети в кругу.

Отвечают.

  1. Слушание начала рассказа.

«Как-то зимой в одном дворе ребята решили построить горку. Они натаскали снега, утрамбовали его и залили водой. Теперь посреди двора возвышалась прекрасная ровная горка. Во дворе сразу стало шумно и весело. Дети катались с горки на ледянках, фанерках и даже на картонках. Появился мальчик с пакетом и стал сыпать зерна прямо около горки…»

- Интересно, что было дальше? Давайте придумаем вместе!

Сидят на стульчиках.

Слушают.

  1. Коллективное составление продолжения рассказа.

- Будет ли скользить ледянка по зернам?

- Что случилось с мальчиком?

Мальчик спускается с горки, значит какой мальчик?

- Что случилось с девочкой? Девочка ехала следом, значит какая девочка?

- Что сделают дети? Как они поведут себя?

- Как помочь любителю птиц?

- Что нужно сделать детям, чтобы продолжить катание с горки?

По ходу коллективного сочинения рассказа выставляются таблички картинно-графического плана.

Дети сидят на стульчиках.

Отвечают.

  1. Воспроизведение продолжения рассказа.

По цепочке.

Индивидуально.

Примерный текст продолжения рассказа «Вот так покатались!»

 - Спускавшийся с горки мальчик наехал ледянкой на зерна и перевернулся. За ним упала ехавшая следом девочка. Дети закричали на мальчика, стали толкать его и отняли пакет с кормом. Малыш заплакал. Тогда дети попросили знакомого дворника помочь им сделать кормушку и повесить ее на дерево. Затем дворник и ребята смели зерна, подсыпали снега и залили водой. И дети все вместе стали кататься с горки. Они больше никогда не ссорились. Играли дружно.

Встают полукругом перед мольбертом и воспроизводят рассказ по очереди, передавая снеговика.

Рассказывают рассказ полностью два-три человека.

III.Анализ занятия.

- А с вами происходили подобные случаи?

- Как вы выходили из таких ситуаций?

- Если с вами ничего подобного не происходило, то как вы теперь будете вести себя в таких ситуациях?

Отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию по формированию нравственных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Представленные конспекты занятий разработаны с целью формирования нравственных взаимоотношений воспитанников старшего дошкольного возраста. Предлагаемый методический материал рекомендован для педагого...

Тема занятия: «Вини Пух в гостях у тетушки Совы». Вид занятия: Занятие по формированию звуковой культуры речи у детей 4-5 лет.

Данный конспект полезен для учителей- логопедов, рабюотающих с детьми ,имеющими ОНР....

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи "Покатаем зверят" ТНР

Формирование грамматического строя речи.Помогать детям употреблять правильную форму слова.Развивать навык употребления в речи предлога «без»....

Конспект занятия по развитию речи "Вот и покатался" (подготовительна группа)

Развивать навык планирования рассказа по сюжетной картине с элементами творчества...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета»

Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Формирование представлений о геометр...

Конспект игрового занятия в группе младшего возраста "Колобок покатился по лесной дорожке"

            Рисование дapит paдocть. Pиcoвaниe cтaнoвитcя для мaлышa увлeчeниeм, пpинocящим oгpoмнoe удoвoльcтвиe, пocкoльку дaёт cвoбoду caмoвыpaжeния; paзви...