Конспект занятия по развитию речи "Вот и покатался" (подготовительна группа)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Маколкина Любовь Николаевна

Развивать навык планирования рассказа по сюжетной картине с элементами творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx234.24 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Развивать навык планирования рассказа по сюжетной картине с элементами творчества

.Обучающие задачи:

Обучать составления продолжения рассказа по предложенному началу с опорой на наглядный материал.

 Продолжать учить связности, развернутости, непрерывности, логичности высказывания.

 Продолжать учить образовывать родственные слова.

Развивающие задачи:

Закреплять умение в составлении предложений с заданными словами.

Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Зимние забавы и развлечения».

Упражнять в образовании относительных прилагательных, причастий.

 Развивать навык грамматически правильного оформления высказываний.

 Развивать творческое воображение.

 Развивать чувство ритма, координацию движений и мелкую моторику.

Воспитательные задачи:

Воспитание восприимчивости детей к чувствам, желаниям  и мнениям других людей, даже не совпадающим с их  собственным.

Воспитание у детей проявления заботы о здоровье окружающих.

словарь: учить выделять при сравнении явлений существенные признаки;

упражнять в подборе определений (составление загадок), синонимов;

знакомить с многозначностью слова;

звуковая культура речи: упражнять детей в правильном произношении

звуков с, с', з, з', дифференцировании их на слух, в подборе слов с этими

звуками, учить изменять силу голоса, темп речи.

Материал. Картины «Вот так покатался!», «Саша и снеговик» («Звучащее

слово», автор Г. А. Тумакова).

Словарь: Снежная, вьюжная, зимнее солнце, прекрасный, морозный денёк.

Образовательные области: развитие речи, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Ход занятия:

Дети,  у нас в группе сегодня гостья. Предлагаю вам поиграть в одну интересную игру, и отгадать кто же эта загадочная гостья. Вы будете мне задавать вопрос, а я буду говорить да или нет, а в конце игры вы скажете , кто же это у нас в гостях.

Дети задают вопросы:

-Это что то теплое?  

-Это что то острое?

-Это красного цвета?

-У него есть запах?

Ответ детей снежинка.

Правильно, это снежинка

Снежинка эта не простая она принесла нам сюрприз.

-Хотите знать, кто же принесла нам снежинка?

- Снежинка дарит нам сказку. Садитесь поудобнее и послушайте.

«На густой серой туче, как на пароходе, проплывала по небу волшебница. Она была одета в белую шубу с широкими рукавами, откуда сыпались снежинки. В руке она держала волшебную палочку, которая помогала ей воду в реке превращать в лёд. Когда она проплывала над детским садом, она сильнее потрясла своим рукавом, и снег повалил ещё сильнее. Дети посмотрели в окно, увидели много снега и очень обрадовались.»

-Скажите , а почему обрадовались дети?

- Дети, кто была эта волшебница ? (ответы детей)

- Дети, вы правы это была Зима. Вы знаете, но продолжения сказки здесь нет , но Снежинка оставила нам вот что …(воспитатель показывает картину «Вот так покатались»)

Видимо Снежинка хотела , что бы мы сами закончили эту сказку, давайте внимательно рассмотрим картину и придумаем как же могла закончиться эта сказка.

-Посмотрите на картину, какое время года на ней  изображено?

-Как можно догадаться, что события происходят зимой?

-Какие слова можно сказать про зиму? Какая она? (снежная, морозная, холодная, вьюжная и т.п.)

-Почему упал мальчик?

-Почему смеются дети?

Физминутка: 

Снежинки.

Тихо падают снежинки.
Легкий ветер гонит их.
То построит в хороводы,
То, как в вальсе, закружит.
Ветер стих, снежинки плавно
Ниже опускаются.
Собрались в комок, пушисты, 
На ветру качаются
Кувыркаются снежинки,
Поворачивают спинки,
Веселятся и резвятся,
Радуясь зиме..

- Мы с вами отдохнули, показали Снежинке, как мы можем, превращаться в снежинки. А теперь давайте всё- таки, закончим нашу сказку.

-Придумайте рассказ по этой картине.

Вот так покатался. (Дети рассматривают картину)

Как вы думаете, в какое время года происходит действие на картине? Почему вы решили, что это зима?  

В какое время суток происходит действие на картине? Почему вы считаете, что днём?

Где происходит действие на картине: за городом, в городе, в лесу, в парке, во дворе? Почему вы считаете, что действие происходит в городе во дворе?

А теперь ваша рука быстро и легко превратится в «подзорную трубу», и вы назовёте сначала живые (мальчики, птицы), затем – неживые предметы (дома, окна, кирпич, крыша, труба, зёрна, деревья, лёд, снег, мешочек, ледянки)

Что их этих предметов относится к предметам рукотворного мира? (кормушка, обувь, одежда, головные уборы, ледянки, кулёк)

Что относится к природному миру? (снег, лёд, птицы, деревья, небо)

Назовите мягкие предметы (перья птиц, снег)

Как вы думаете, кем приходятся друг другу дети на картине? (друзья, одноклассники, соседи, братья, незнакомцы, приятели, )

Вокруг себя повернитесь и в картине очутитесь.

Давайте закроем глаза и представим, что мы вошли в эту картину.

Какие звуки мы можем услышать в ней?

Щебет птиц

Голоса детей (разговор, смех, крики)

Хруст снега под ногами

Звуки высыпающихся семечек

Как птицы клюют зерно

Скрип деревьев

Шум ветра

Шум ледянок

Игра «Эмпатия»

Ребята, вокруг себя повернитесь и в любые предметы на картине превратитесь! (Дети выбирают любой объект на картине, определяют его местонахождение на картине, описывают его, передают его настроение, характер, с какими предметами или явлениями он «дружит», отношение к происходящему на картине)

Я – горка. Нахожусь в самом центре картины. Я твёрдая, высокая и холодная. Я – детское развлечение. Дружу» с ребятами, с ледянками, со снегом, со льдом, с морозом. Всегда радуюсь, когда на мне катаются дети. Меня огорчает то, что некоторые дети могут свалиться с горки и больно удариться. Боюсь, что скоро наступит весна, я растаю и превращусь в воду

Я – ёлочка. Стою около дома вместе с другими деревьями. У меня всегда хорошее настроение, потому что я зимой и летом зелёная. На моих ветках лежит красивый белый снег, сидят птицы. «Дружу» со снегом, с Новым годом, с Дедом Морозом и Снегурочкой, с новогодними игрушками, с птицами. Я радуюсь, когда здесь катаются дети, им весело и радостно. Меня огорчает то, что иногда люди ломают мои ветки, рубят меня под корень, чтобы поставить дома на Новый год.

Я – зимующая птица. Нахожусь внизу горки. Туда мальчик насыпал семечки. Мне голодно и холодно зимой, но есть добрые дети, которые нас, птиц, подкармливают. «Дружу» с семечками, с зёрнами, с кормушкой, с ребятами. Радуюсь веселью детей, зимнему чистому воздуху, редкому зимнему солнышку. Жаль только, что иногда корм, попадая на горку, становится причиной падения детей. Это меня огорчает. И т. д.

Упражнение «Придумай название» (Цель: умение определять главную мысль в сюжете картины и придумывать названия картины и виртуальные диалоги)

Что держит в руках один из мальчиков? Что у него в кульке? Зачем он взял на улицу семечки?

Как назвать мальчика, который заботится о птицах, подкармливая их зимой? (Добрый, заботливый, отзывчивый)

Почему спускавшийся с горки мальчик едет с испуганным лицом?

Знал ли мальчик, что рассыпанные на ледяной горке семечки, могут стать причиной падения детей?

Что сказали ему старшие дети?

Как ему надо было накормить птиц и не помешать детям кататься с горки?

Как бы вы назвали эту картину? («Однажды на горке», «Пострадали из-за корма», «Вот так покатались!» «Опасная помощь»

  • Послушайте начало рассказа:

Наступила зима. Она была снежной и холодной. Мальчик лет пяти каждый день выходил во двор и подкармливал птиц, высыпая семечки из мешочка на дорожку.

Однажды мальчики в выходной день вышли во двор. Там они решили построить ледяную горку…

Не забудьте сказать, каким был зимний день, какое у детей было настроение. Рассказ должен быть интересным и коротким , не повторяйте содержание рассказа своих товарищей.

Воспитатель слушает рассказы 4 -5 детей.

-Молодцы, ребята вы составили очень хорошие рассказы, и они понравились нашей гостье.

-А теперь давайте поиграем в игру «Подбери определения к заданному слову»:

Зима (какая?) – снежная, морозная, вьюжная и т.п.

Снег (какой?) – хрустящий, белый, рассыпчатый и т.п.

Лёд (какой?) – тонкий, прозрачный, крепкий, холодный и т.п.

Мороз (какой?) – сильный, трескучий, крепкий и т.п.

-Хорошо, с этим заданием вы справились отлично. А теперь следующая игра: «Найди нужные слова». ( Детям предлагаются несколько картинок с зимним сюжетом)

-Посмотрите на картинки и назовите предметы и явления, которые обозначаются словами со звуками «сь», «с». Чтобы все услышали эти звуки в словах нужно их четко выделить.

 (Снеговик, снег, лось, стог,сосна, сестра, семья, скользко и т. д.)

 Теперь послушайте и приготовьтесь повторить скороговорку:

Сидел воробей на сосне,

Заснул - и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

На полу картинки, они повернуты вниз картинкой. Вы ходите под музыку, музыка заканчивается вы берете картинку и смотрите есть ли в слове звук «с», если есть вы поднимаете руки вверх, если нет руки опущены. А теперь то же самое с «з»

-Дети, послушайте скороговорку:

Вез на горку Саня за собою сани,
Ехал с горки Саня, а на Сане — сани.

Дети вместе с воспитателем произносят скороговорку, четко выговаривая каждое слово.

Затем 2 – 3 ребёнка повторяют скороговорку индивидуально. Воспитатель следит за произношением звуков «с», «з».

- Дети, вам понравился сюрприз от Снежинки?

- Давайте отпустим её, а сами вспомним, чем же мы с вами сегодня занимались?

(Ответы детей)

-А сейчас я предлагаю всем одеться и выйти на улицу поиграть в снежки и покататься на санках.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №79 комбинированного вида»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

«Вот и покатался»

(подготовительная группа)

                                                       Подготовила и провела:

                                                                  Воспитатель:  Маколкина Л.Н.

г.о.Саранск 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.

Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте ...

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе Тема занятия: «Ладушки – ладушки»

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группеТема занятия: «Ладушки – ладушки»...

План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»

План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»...

Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы Тема занятия: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»

Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группыТема занятия: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»...

Открытое занятие. Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе. «В гости к бабушке». (Фото)

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе.   «В гости к бабушке».Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Речев...

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...