Главные вкладки

    Подготовка и проведение праздников как одна из форм привлечения родителей к содержанию коррекционной работы с детьми с ОНР.
    методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

    Гришанова Лариса Ивановна

               Праздники  — яркое и радостное событие в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...».
              Подготовка и проведение праздников  служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках  формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
    Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания.
    Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений.

    Праздники, несущие детям радость и веселье, служат важным средством их гармонического воспитания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod.razbotka.docx27.03 КБ
    Файл priglashenie.rar873.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное

    учреждение детский сад комбинированного вида № 149

    (МБДОУ № 149)

    Подготовка и проведение праздников

    как одна из форм привлечения родителей

    к содержанию коррекционной

    работы с детьми с ОНР.

            Выполнил  

    Учитель-логопед

            Гришанова Л.И.

    Нижний Новгород  2012 год

    Содержание

    Введение

    Глава 1.Цели и задачи праздников для детей с ОНР.

    Глава 2.Особенность подготовки праздников с детьми с ОНР.

    Глава 3.Содержание праздников в нашем дошкольном учреждении.

    Глава 4.Зачем нужны праздники в детском саду?

    Глава 5.Пригласительные билеты для родителей.

    Заключение

    Введение

               Праздники  — яркое и радостное событие в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...».
             Подготовка и проведение праздников  служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках  формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
    Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания.
    Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений.

    Праздники, несущие детям радость и веселье, служат важным средством их гармонического воспитания.

    ГЛАВА 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАЗДНИКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР.

    Праздник – это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. Деятельность в праздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Мы, педагоги должны активизировать родителей участвовать в играх, танцах, инсценировках; принимать активное участие в оформлении зала, группы и других помещений детского сада. Структура праздника: танцы (народные, бальные, современные); пение (хоровое, сольное, дуэт); художественное слово; инсценирование стихов, сказок; постановка пьес; шутки, репризы, сюрпризы; игры; игра на детских музыкальных инструментах; оформление зала; привлечение родителей к подготовке и участию в праздниках.

    Мы думаем, что дети с ОНР  при формировании  речи нуждаются во вспомогательных средствах. Одним из таких средств, основываясь на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления речи  является проведение и подготовка  праздников в детском саду.

    Важной задачей мы считали вовлечь родителей  в воспитательно-образовательный процесс.

    Такую позицию считаем важной и  для коррекции речевых нарушений детей.

    Так, на праздниках  речевая деятельность детей совершенствуется посредством чтения стихотворений, исполнения песен. Знакомство детей с театром кукол способствует формированию у детей вкуса, воображения, творческому развитию личности ребенка, а, следовательно - и обогащению его словарного запаса. Возникающие в игровом процессе эмоции дети пытаются выразить словами, тем самым также улучшая свой словарный запас. Как правило, дети с нарушением речевого развития не являются инициаторами речи, т.е. их речь проявляется в качестве ответов на вопросы. Поэтому  ребенку важно создать мотивацию общения для того, чтобы у него сложилось впечатления об увиденном, появилась потребность в высказываниях .

    Совместная с товарищами деятельность, игры, красочное оформление места проведения праздников, звучание музыки, торжественное открытие и закрытие праздника влияют на развитие вкуса, воображения. Все это стимулирует их творчество. Вследствие такой разносторонней деятельности решаются многие задачи трудового воспитания, оказывают влияние на формирование детской личности.

    Мы выяснили, что праздник  включает в себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности – общение. Все виды деятельности ребенка с нарушением речи отличаются некоторым своеобразием. Это обуславливает возникающие в процессе подготовки праздника сложности: необходимость тщательного отбора речевого материала; длительное разучивание стихов, песен, танцев; формирование необходимых навыков общения. Родители становятся активными помощниками в этом процессе.

    При проведении праздников с привлечением родителей решаем следующие задачи:

    развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через   праздники

    создание мотивации общения на появления потребности в высказываниях детей

    развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы

    развитие эстетических способностей

    Предлагаем организацию и проведение праздников совместно с родителями, привлекая их к содержанию  логопедической работы. Включаем различные логопедические задания для подготовки стихов, сценок дома, повышая тем самым активность родителей в коррекционной работе. Наша цель повысить интерес родителей к логопедической работе ДОУ. Совместно можно  развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность речи у детей, воспитывать уверенность в себе, умение держаться на сцене.Каждый праздник обязательно предлагает этап, к которому задания готовятся дома, повышая тем самым активность родителей в коррекционной работе. В празднике участвуют все желающие семьи детей ДОУ.

    Проведение  праздников включаем в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит, прежде  всего от сотрудничества всех педагогов ДОУ с родителями.

    ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТЬ  ПОДГОТОВКИ  ПРАЗДНИКОВ С ДЕТЬМИ С ОНР

    Подготовка к праздникам  осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Зная   интересы детей с ОНР, их индивидуальные особенности, мы стараемся каждый день пребывания детей в детском саду сделать  радостным и содержательным.
    В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

        К этому относимся очень серьезно и ответственно, так как от этого во многом зависит успех проведения праздника.
    Идею праздника доносим до каждого ребенка, раскрываем  на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.  Тщательно подбираем репертуар (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей с ОНР. При этом учитываем уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы.

     В программе праздника гармонически сочетаем разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие. Поэтому индивидуальная работа с ребенком   родителями поощряется. Для детей с ОНР  характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью дома с родителями.

    ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАЗДНИКОВ В НАШЕМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

    В нашем дошкольном учреждении установилась замечательная традиция торжественно отмечать праздники.

    По своей идейной направленности и построению различают праздники трех видов:
    1. Общественно-политические: праздники , 8 Марта, День защитника Отечества, Праздник Победы.
    2. Бытовые, к которым относятся новогодний праздник, праздник выпуска детей в школу и др.
    3. Сезонные: проводы зимы, День птиц, летний праздник.
    Абсолютно все утренники имеют музыкальную, танцевальную и игровую составляющую. То есть дети хором поют под музыку песни, танцуют (водят хоровод, топают, хлопают в ладоши, танцуют в парах и так далее) и принимают участие в игровой деятельности. Помимо этого некоторые дети читают стихи.

    Праздники проходят в актовом зале, тематически украшенном в зависимости от конкретного события. Начинаем  праздник с парадного выхода детей в зал с шарами, цветами, затем они перестраиваются лицом к гостям,родителям. Потом  начинаем праздничную  перекличку, за которой следует концерт. Торжественность уступает место веселым развлечениям, играм, пляскам, хороводам. Детские выступления перемежаются играми-аттракционами, которые вносят оживление, веселье и не требуют предварительной подготовки. Дети соревнуются в ловкости, сообразительности. Завершающая часть праздника вновь подчеркивает торжественность и радость происходящего. Звучат приветствия взрослых, перекличка детей. Праздник  заканчивается непременно награждением  подарками и возможностью пообщаться с родителями.
    В нашем детском саду праздничный ритуал дополняется своими интересными находками.
    Бытовые и сезонные праздники отличаются от общественно-политических своей тематикой, связанной с бытом, жизнью детей, художественным оформлением и построением, в котором больше непосредственности, меньше торжественности.

    На праздниках инсценируются знакомые детям сказки, читаются  стихотворения, звучат песни.
    В содержание праздников  включаются загадки, шутки, игры-аттракционы, веселые инсценировки, игры-драматизации, музыкальные игры-сказки и т. д.
    В праздники  входит выполнение детьми разнообразных соревнований, участие их в подвижных играх.
    Полноценная подготовка к ним и удачное их проведение зависят от серьезной,  творческой работы педагогов и родителей.
    Ответственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе дошкольного учреждения. Программа праздника составляется музыкальным руководителем совместно с воспитателями. Праздник является не только средством воспитания детей, но и формой
    педагогической пропаганды среди родителей. Поэтому родителей  включаем в подготовительную работу к нему (подготовка костюмов, атрибутов ,разучивание стихов,сценок,песен), приглашение на праздник.

    ГЛАВА 4. Зачем нужны праздники в детском саду?

     Утренники в детском саду устраиваются не только для того, чтобы порадовать родителей и воспитанников, погрузив их в атмосферу праздника. Есть и другие, более важные цели и причины. Во-первых, подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Дети разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, мы  всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у ребенка есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее. Во-вторых, праздник – это своего рода отчет педагогов  перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научился их ребенок. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми. В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого родители  могут оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.

    В-четвертых,праздники дают возможность привлечь родителей  к содержанию логопедической работы с детьми с ОНР.

    ГЛАВА 5. ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЕ БИЛЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Пригласительные билеты раздаем родителям заранее. Они привлекают ярким красочным оформлением, которое соответствует названию праздника. На другой стороне  напечатано стихотворение. Оно написано от лица детей и побуждает родителей активно включиться в подготовку детей к празднику.

    Не только дети, но и педагоги, и родители в процессе работы по подготовке к празднику проявляют собственную инициативу, без чего невозможно создание замечательной атмосферы на празднике.
    Итоги проведения праздника  обсуждаем и с родителями. Здесь же отмечаем  впечатления детей и родителей о нем.  Детские ответы  записываем и помещаем на стенд для родителей.  На последующих занятиях  повторяем праздничный материал, даем детям для творческих игр флажки, шапочки, платочки и т. п. Во время занятий по изобразительной деятельности дошкольники рисуют, лепят на тему «Наш праздник», вновь переживая впечатления.
    Праздники  наполняют детскую жизнь интересными и радостными событиями.. Участие в праздниках и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых общими радостными переживаниями, поэтому надолго остаются в памяти, как яркое событие. Пригласительные билеты для родителей играют важную роль. Они нацеливают родителей ,что надо делать, на что обратить внимание, как выполнять задания.

    Если  ребенку досталось домашнее задание к празднику в виде стихов, которые нужно выучить, то родителям надо постараться обыграть этот момент так, чтобы ребенок воспринял это, как развлечение, а не как что-то обязательное. Лучший способ выучить что-то наизусть – в многократном повторении, но  задача родителей – сделать это ненавязчиво.

    И родители, и дети с нетерпением ждут  праздников. Дети радуются тому, что родители придут на них посмотреть, а родителям представляется возможность окунуться в собственные детские воспоминания.

    Заключение

    Наш опыт работы  позволяет нам сделать вывод о том, что на всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие учителя- логопеда, воспитателей, музыкального руководителя  с детьми и их родителями. Такое тесное сотрудничество помогает  преодолевать трудности, обусловленные особенностями работы с детьми с ОНР.

    Праздники  -это один из способов активизации художественного мышления, музыкального творчества, речевого развития детей.Также можно отметить,что при такой организованной работе,  дети усваивают программное содержание коррекционного обучения значительно лучше.

    При подведении итогов работы было отмечено, что проведение праздников с активным привлечением родителей  способствует более успешному развитию  речи и творческих возможностей детей.

    Мы отметили, что хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания, создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях, способствуют его нравственному воспитанию.Кроме того, на празднике и во время подготовки к нему  создаются условия для полноценного эмоционального и речевого общения детей.

    Данное направление повышает интерес ребенка к коррекционным занятиям с логопедом, педагогом, родителями.

    Итак, можно сделать вывод, что праздники в детском саду - важная составная часть воспитательного и учебного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу.

     Литература

    1. Базарный В.Ф. Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребенка /Сер. Физиология художественно-психического развития ребенка. Сергиев Посад. М.: Изд-во, 1996. С 75-91.

    2. Буренина А.И. Программ по ритмической пластике у детей//требования к подбору музыки. СПб.: ЛОИРО, 2000.  С. 24-25.

    3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания детей. М.: Просвещение,1989. С. 235-255.

    4. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. М.: Просвещение, 1974. С. 62-98.

    5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. М.: Просвещение, 1967. С. 5-96., СПб.: Союз, 1997.  С. 92.

    6. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Просвещения, 1983.  С. 5-40.

    7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: просвещение, 1960.  С. 328.

    8. Ветлугина Н.А. и др. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1989.   С. 5-62.

    9. Выготский Л.С. Психология искусства. Соч.   Т.З. М.: Педагогика, 1986. С. 51-76.

    10. Волкова Т.А., Логопедическая речь. М.: Учеб. метод. пособие. 1985. С. 15-47.

    11. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1985. С. 45.

    12. А.Н. Гвоздева, Козлова О.Н. Опарина С.А. Коррекционно-дидактическая программа для детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. Сбор.   № 2. М.: Педагогика, 2007. С. 24.

    13. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М.: просвещение, 1958. С. 341.

    14. Далькроз Э.Жак. Ритм// Театр и искусство. М.: Просвещение, 1922.  С. 37.

    15. Дошкольное воспитание «Новогодние праздники». № 12 – 2004, стр. 39-44.

    16. Дъяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. М.: Вопр. Псих. № 6. 1988.  С. 52-59.

    17. Жога Л. Н., Саяпова Н.Г. Дошкольная логопедическая служба. М.: Педагогика, 2007. С. 46-75.

    18. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещени

    19. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 64 с.

    20. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 136 с. 

    21. Зак А.Г. Различия в мышлении детей. М.: Педагогика, 1992.

    22. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. М.: Просвещение, 1974.  С. 72-79.

    23. Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте. М.: Просвещение, 1962.

    .24. Печерская А.Н. Праздники в детском саду. – М.: Росмэн, 2000. – 79с.

    25. Ребенок в детском саду «Спортивный праздник, посвященный Дню защиты детей». № 3 – 2003, стр. 68-69.



    Предварительный просмотр:

    http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=369793338-42-72&n=21

    ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА!

    ВАЖНЫЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА!

    ПРИГЛАШЕНИЕ НА ПРАЗДНИК ГОТОВИЛИ САМИ,

    С ЛОГОПЕДОМ  РИСОВАЛИ, ПИСАЛИ СТИХАМИ.

    ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БИЛЕТЫ ГОТОВИЛИ ЗАРАНЕЕ,

     БЫТЬ С НИМИ НА ПРАЗДНИКЕ БОЛЬШОЕ ЖЕЛАНИЕ

    ВМЕСТЕ НАДО ВЫУЧИТЬ СТИХИ НАИЗУСТЬ,

    ИХ ВЫРАЗИТЕЛЬНО ЧИТАТЬ НАУЧУСЬ.

    СЛОВА ПЕСЕН  НАДО ЗАПОМНИТЬ,

    А  НА ПРАЗДНИКЕ С ГОРДОСТЬЮ ИХ ИСПОЛНИТЬ!

    К ПРАЗДНИКУ ВЫУЧИТЬ ВСЕ ПОПЫТАТЬСЯ,

    ДОМА С МАМОЙ БУДЕМ СТАРАТЬСЯ.

    СОЛДАТАМИ НАШИМИ НАДО ГОРДИТЬСЯ,

    И БЫТЬ ТАКИМИ ЖЕ НАДО СТРЕМИТЬСЯ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сообщение "Проектный метод как одна из форм инновационных подходов в содержании воспитательно-образовательного процесса ДОУ"

    Сообщение "Проектный метод как одна из форм инновационных подходов в содержании воспитательно-образовательного процесса ДОУ" с презентацией. Поделилась опытом работы с коллегами на конференции дошколь...

    Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей. Сценарий совместного праздника детей подготовительной группы с родителями "История Русского Самовара"

    Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей", сценарий праздника "История русского самоваря"...

    Тематический план работы по подготовке и проведению праздника «День матери» в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста.

    Тематический план работы окажет помощь воспитателям подготовительной группы разнообразить формы работы в работе с родителями и детьми....

    Из опыта работы: «Семейная Олимпиада» как одна из форм привлечения родителей к участию в жизни ДОУ в формировании у дошкольников потребности быть здоровым.

    Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного, безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи дл...

    Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей.

    В условиях развивающегося информационного общества и научно – технического прогресса от семьи ждут участия в воспитании растущей личности, направленного на развитие общей культуры человека, его созида...

    Охарактеризуйте традиционные формы работы ДОУ с родителями. Требования к организации и проведению. Представьте конспект одной из форм работы с родителями.

    Нормативно-правовые документы:«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ  № 1155 от 17.10.2013).Федеральный закон от  29.12.2012 №273-Ф...