Программа "Знакомимся со сказкой"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Полякова Сусанна Сергеевна

Мною разработат программа "Знакомимсясо сказкой"

 

"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tseli_k_programme.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Знакомимся со сказкой

      Много лет назад, когда не изобрели, ни телевидения, ни радио, лучшим развлечением для детей были сказки.

      В детстве я обожала слушать сказки на пластинках. В зависимости от своего настроения, я представляла себя тем или иным героем; то я была Снежной королевой, с ее неприступностью и холодностью, то я была Гердой с пламенным сердцем, не отступающей ни перед какими преградами, то принцессой из "Бременских музыкантов". Я была заворожена теми таинственными голосами, доносившимися с пластинок, которые с первых минут создают эффект присутствия в сказке.

       Прошли десятилетия, за это время изменился мир, но укладывая своих детей спать, мамы и бабушки, дедушки и папы по-прежнему слышат умоляюще: «…..расскажи сказку!» В чем же секрет притягательности этих удивительных историй?

       В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

       И сейчас мне бесконечно жаль, что очень многим детям, а с этим я столкнулась в своей практике, родители не читают сказки. А ведь это так важно.

      Сказки различаются по своему содержанию и предназначению. Сказка, которую будет с удовольствием слушать двухлетний малыш, станет предметом насмешки для семилетнего ребенка, а захватывающая история со сложным сюжетом и многими удивительными персонажами будет непонятна для двухлетнего крохи.

       Сказки можно разделить на две группы - народные и авторские. Первые из них сочиняли простые люди и передавали своим потомкам из уст в уста. Авторские сказки придумывали писатели и поэты, которые, поддавшись очарованию волшебной стихии, написали свои шедевры.

        Многие авторские сказки основаны на сюжетах, взятых из народных сказок, или созданы по их образцу. Такие сказки, как «Золотая рыбка» Л.Пушкина, «Аленький цветочек» С.Аксакова, «Конек-Горбунок» П.Ершова, очень похожи на народные по своему содержанию и стилю. Основное отличие авторских сказок от народных в том, что у них есть свой классический вариант текста, предложенный автором, который печатается из книги в книгу. В народных сказках нет единого варианта, считающегося классическим. Если вы встретите в одной книге один вариант сказки, а в другой — совсем иной, то это не ошибка, а совершенно нормальное явление. Единого текста народной сказки не существует.

Первая встреча

          Знакомство ребенка с миром сказок лучше всего начинать с раннего возраста. Годовалый малыш с интересом будет внимать несложному сюжету истории  про Колобка или Репку. Сказки можно преподносить ребенку двумя способами — читать вместе с ним книгу или рассказывать их по памяти. Каждый способ хорош по-своему. Чтение книги с рассматриванием картинок позволяет ребенку лучше понимать текст: он знакомится с новыми словами, узнает из книжки, кто такой Колобок, как выглядят Дед с Бабой, Курочка Ряба и т.д. Слуховое и зрительное восприятие одновременно делают для ребенка более полным процесс узнавания новой информации.

          Пересказывание сказки мамой или бабушкой имеет совсем другую функцию. Издавна повелось, что сказки рассказывали детям по вечерам. Замысловатые истории должны были успокоить ребенка в конце дня, переключить его с активной деятельности на пассивную, приготовить ко сну.

          Не потеряли своей полезности сказки и теперь. Знакомая история, рассказанная тихим, спокойным голосом, помогает  крохе утихомириться и заснуть. Слушая маму, малыш представляет героев сказки, вспоминает картинки, которые он рассматривал днем, и из мира сказки он постепенно погружается в мир снов. Не забывайте, что детишки младшего возраста очень любят стабильность и порядок, поэтому рассказанная в одно и то же время сказка постепенно превратится в неотъемлемую часть распорядка дня, означающую „все, отбой!". Для карапузов подходят сказки, основанные на многочисленных повторениях одних и тех же слов или ситуаций — например, „Репка", „Теремок", „Колобок", „Машенька и медведь", „Лисичка со скалочкой", „Петушок и бобовое зернышко".

          Фольклористы называют принцип построения таких сказок „нанизывание": ситуации „нанизываются" на стержень повествования, словно бисеринки на нитку. Подобные сказки не содержат рассказы о каких-либо значительных событиях.

           Герои выполняют одни и те же действия или попадают несколько раз в одни и те же ситуации. Однообразные по своей структуре, эти сказки хорошо подходят малышам, которые только начинают знакомиться с миром сказок. Идеальный возраст для такого знакомства — 1-3 года. Дети постарше уже не воспринимают подобные истории и даже начинают высмеивать их. Дети взрослеют — приходят новые ситуации „нанизываются" на стержень повествования, словно бисеринки на нитку. Подобные сказки не сказки. Например, сказки о животных. Они возникли на основе мифов о животных, которые появились в те далекие времена, когда основным и самым важным занятием человека была охота. В мифах рассказывалось о встречах людей с животными, о том, как надо вести себя при этих встречах, чтобы остаться живым и невредимым, о повадках зверей. Со временем жизнь людей перестала быть зависимой от животного мира, люди уже не боялись зверей. Изменились и истории о животных: теперь они стали больше напоминать вымышленные сказки, чем настоящие рассказы о встречах с братьями меньшими. Главные действующие лица сказок о животных — звери, которые ведут себя как люди. Они умеют строить дома, готовить еду, шить одежду, смеяться и ссориться, обманывать друг друга и дружить. Мир людей словно проецируется на мир животных. Герои в таких сказках обычно являются носителями определенных черт характера, за ними закрепляются некие качества, которые переходят из сказки в сказку. Лиса в сказках всегда хитрая, волк — глуповатый, заяц — трусливый, беззащитный, медведь - неуклюжий, недогадливый, добрый. Однообразные характеры, простые бытовые ситуации, в которых действуют персонажи, делают сказки о животных понятными для детей младшего возраста — 2-4 лет. Малыши с удовольствием послушают такие сказки, как „Лисичка-сестричка и серый волк", „Кот, лиса и петух", „Заюшкина избушка", „Машенька и медведь", „Лиса и журавль", „Зимовье зверей".

            Сказки о животных часто носят назидательный характер. Они учат быть трудолюбивыми, смекалистыми, справедливыми, милосердными. Глупость, хитрость, наглость, жадность, агрессия в таких сказках наказываются. Своей поучительностью сказки о животных напоминают басни.

            Ребенку 5-7 лет эти сказки могут уже показаться слишком однообразными и чересчур назидательными. Малышу больше по душе придется история о путешествии добра молодца в тридевятое царство.

            Качества, которые приписываются животным в сказках, не являются для них обязательными в настоящей лесной жизни. Зоологи не подтверждают то, что лиса — хитрая, медведь добрый, а волк — жадный. Сказки остаются сказками, и доля вымысла в них очень велика. Когда ребенок станет постарше, объясните ему, что животные в сказках отличаются от своих лесных прототипов. Сводите его в зоопарк и покажите, как выглядят герои народных сказок, а заодно расскажите немного о реальной жизни животных в природе, о том, чем они питаются, где живут, какие у них повадки.

Да здравствует волшебство!

Ребенок взрослеет, и наступает время замечательных сказок с запутанным фантастическим сюжетом, со многими персонажами, с противоречивыми чувствами героев. Волшебные сказки в русском фольклоре наиболее многочисленны и разнообразны по своему содержанию. Именно про них когда-то А. Пушкин сказал: „Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма!" Волшебные сказки сильно отличаются друг от друга, но, тем не менее они имеют одну и ту же основу. Русский этнограф и фольклорист В. Пропп выявил общее для всех сказок и написал работу „Морфология сказки", известную во всем мире. В основе любой волшебной сказки лежит путешествие героя в другое, незнакомое царство и благополучное возвращение оттуда. Причиной его отлучки из родного дома могут быть разные обстоятельства — пропал кто-то из его родных, он собирается искать себе невесту, его крадут или уносят с собой злые силы. По пути в чужое царство герой преодолевает разнообразные препятствия, проходит через испытания, прежде чем достигает своей заветной цели. Ему приходится доказывать не столько свою силу, сколько доброту, щедрость, милосердие. В подарок от того человека, которому он помог, герой получает волшебное средство — клубок, подсказывающий дорогу в тридевятое царство, шапку-невидимку, меч-кладенец и т.д.

        В чужом царстве происходит встреча героя с его основным противником и их противоборство, которое заканчивается победой героя. Противоборство может представлять собой физическое или интеллектуальное соперничество, когда герою приходится отгадывать загадки или искать выход из сложной ситуации. Вслед за победой идет получение героем награды — освобождаются из плена его родственники, герой добывает себе невесту, находит то, что он искал. Знание общей структуры сказки позволяет самостоятельно придумывать истории, комбинировать знакомые сюжеты, создавая новые сказки. Когда ваш юный слушатель будет знаком уже с множеством волшебных сказок, вы можете предложить ему сочинить свою неповторимую историю с учетом всех сказочных особенностей. Замысловатый сюжет — неотъемлемая часть волшебной сказки, но не обойтись и еще без одного обстоятельства. Если вы пересказываете ребенку сказку по памяти, не забывайте о замечательных сказочных „формулах": „В некотором царстве, в некотором государстве", „И я там был, мед-пиво пил", „Избушка-избушка, повернись ко мне лицом, к лесу задом" и т.д. Они очень украшают сказку, придают ей вкус чего-то старинного, патриархального.

        Герои волшебных сказок, в отличие, например, от сказок о животных, очень многоплановы: они не являются обладателями какого-то одного качества. Герой не всегда идеален. Он может быть ленив, хвастлив, болтлив, но при этом непременно отличается добротой и милосердием. Ум в сказках всегда оказывается выше силы. Волшебные сказки не назидательны по своей сути: они воспитывают исподволь, незаметно. Сильный, умный и добрый герой русских скаток может стать прекрасной альтернативой Гарри Поттеру. Сказки долго будут спутниками вашего ребенка, если правильно подойти к их подаче. Лучший возраст для волшебных сказок — 4-10 лет. Существует множество разных вариантов волшебных сказок, и у вас всегда будет выбор того, что почитать. Не забывайте, что есть не только русские сказки, но и украинские, белорусские, чешские, румынские, итальянские народные сказки, и они не менее интересны. После завершения чтения предложите вашему слушателю изобразить героев на бумаге, нарисовать Кощея и Бабу-ягу, избушку на курьих ножках и тридевятое царство. А может быть, малышу понравится лепить сказочных персонажей из пластилина? Это очень интересно! Ведь срубленная Иван-царевичем мечом-зубочисткой у пластилинового Змея-Горыныча голова, легко „прирастает" на место в следующей игре. Купите несколько видеокассет с экранизациями сказок советского времени („Морозко", „Финист-Ясный сокол", „Кощей Бессмертный" и др.). Эти фильмы — настоящие произведения искусства, с которыми не сравнятся самые лучшие современные фильмы. Вечер за сказкой доставит приятные эмоции не только вашему малышу, но и вам самим. Так приятно почувствовать себя ребенком, вспомнить свои детские впечатления.

Совсем не для детей

         Однако не все сказки предназначены для детей. В старину в народе сказками назывались и истории о том, как один мужик обманул другого, как ловко мужики провели представителя церкви, истории эротического содержания... Такие сказки всегда были рассчитаны на взрослую аудиторию и не рассказывались детям. Они носили название „заветные". Недаром в крупнейшее собрание сказок XIX века А. Афанасьева такие сказки не вошли. Они были изданы отдельным небольшим тиражом. В наше время на книжном прилавке вполне можно найти „заветные" сказки. Учтите, что для детского чтения такие сказки не подойдут.

          Сказки могут учить и воспитывать, развлекать и радовать, главное — выбрать нужную сказку в нужное время и правильно преподнести ее ребенку. И тогда малыш, и сказка станут настоящими друзьями на долгие годы. Любовь к книгам начинается с раннего детства, она не возникает просто так, на пустом месте. И здесь взрослым принадлежит главная роль.

            Программа «Шесть шагов к развитию речи»  содержит систему игровых занятий по развитию речи и психических функций детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе русских народных сказок: «Репка»,  «Курочка Ряба», «Аленушка и лиса», «Колобок», «Маша и медведь», «Теремок».

           Используя предложенный план занятий по шести общеизвестным русским народным сказкам, необходимо ориентироваться на индивидуальные способности ребенка. Необязательно выполнять, например, все четыре упражнения в течение одного занятия. Можно включать «сказочные» задания в занятия, посвященные другой тематике: ребенок всегда будет рад переключиться на сказочный лад. Для некоторых детей оптимальной является подача материала именно «маленькими порциями». Однако важно учесть, что в каждом из занятий задания обеспечивают чередование различных видов деятельности — речевой, мыслительной, изобразительной, поэтому интерес ребенка поддерживать несложно.

Главное, чтобы взрослый помнил: сказка для ребенка — игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребенка, истинно сказочной атмосферы занятия. В игре, с улыбкой, с радостным отношением к миру результаты не заставят себя ждать.

Цели программы:

1. Совершенствовать и сформировать  социально-стандартизированную речь у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами народного творчества.

2.Воспитать заинтересованное отношение к играм-драматизациям, привить устойчивый интерес к русскому фольклору.

3.Создать радостное настроение, поддерживать чувство удовлетворения от совместных действий детей и взрослых. 

Задачи программы:

1.Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи);

2.Формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков;

3.Развитие мелкой моторики рук (движений пальцев рук и их координированности);

4.Развитие слухового внимания и фонематического восприятия;

5.Совершенствование умения произвольно менять громкость и высоту голоса (ритмико-мелодическая сторона);

6.Развитие оптико-постранственных представлений. Составление предложно-падежных конструкций;

7.Овладение начальными навыками чтения;

8.Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим;

9.Развитие фантазии, воображения и словесного творчества ребенка;

10.Воспитание нравственно-волевых качеств.

Содержание программы строится на следующих

                              принципах:    

1. Учет возрастных особенностей и ценностей дошкольного и младшего школьного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений;

Для этого необходимо:

- индивидуально регулировать длительность занятий,

-оптимально дозировать коррекционный лексический,   грамматический и     наглядный материал,

-сокращать и упрощать или, наоборот, усложнять предложенные задания,

- предлагать задания для самостоятельной обработки,

- привлекать различные анализаторы: слуховой, зрительный ( работа над   зеркалом, рассматривание артикуляционных профилей, схемы, макеты слогов и слов); тактильный (ощущение вибрации голосовых связок ладонью, воздушной струи); кинетический и кинестетический (работа над звуком с закрытыми глазами имитация артикуляционной позы и движения при помощи рук),

- использовать индивидуальные приемы создания положительной мотивации коррекции, стимуляции и поощрения.

2.Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;

3.Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;

4.Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, готовности к взаимодействию с окружающим миром.

Методы и приемы:

1.Рассказывание сказки с использованием рисуночной схемы;

2.Сравнение одинаково называющихся персонажей различных сказок по выполняемым ими действиям;

3.Артикуляционная гимнастика;

4.Пальчиковая гимнастика;

5.Продуктивные виды деятельности:

    -конструирование из спичек,

    -рисование по клеткам,

    -рисование без отрыва карандаша,

    - выкладывание изображения шерстяной  ниткой по бархатной бумаге,

    -складывание изображения из геометрических фигур.

6.Свободный пересказ сказки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...