Конспект совместной деятельности. Знакомство со звуком Т.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Полицковая Оксана Леонидовна

Конспект логопедического занятия по ознакомлению со звуком Т для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument.odt23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста

Сказка о богатыре. Знакомство со звуком [T].

Цель:

Познакомить детей с согласным звуком [T].

Задачи:

Учить детей правильно произносить и различать  новый звук, давать ему характеристику.

Развивать слуховое внимание и фонематический слух, упражнять детей в выделении изучаемого звука из ряда других согласных, из слова.

Закреплять правильное произношение в речи поставленных звуков,

продолжать работу над формированием звукослоговой структуры сложных слов.

Совершенствовать состояние грамматического строя речи (образование формы множественного числа существительных), упражнять в составлении предложений.

Закреплять обобщающее понятие «ТРАНСПОРТ».    

Развивать коммуникативные навыки.

Воспитывать умение слышать и слушать взрослого и товарищей.

Современные образовательные технологии:

Здоровьесберегающие технологии (самомассаж лицевых мышц, элементы фонетической ритмики, речь с движением), информационно-коммуникативные, игровые, технология разноуровневого обучения, технология коллективно-мыслительной деятельности.

Оснащение и материалы:

Ноутбук, презентация к занятию «Сказка о богатыре», картинки со звуком [Т] в разных позициях по количеству детей, буквы для имени богатыря с цифровыми обозначениями сзади, конструктор «лего», одноразовые стаканчики, печатные таблички для читающих детей.

 

Ход работы

Организационный момент. Введение в тему.

В некотором царстве, в некотором государстве жил - был царь. У него была дочь – царевна Тома, прекраснее которой не было на белом свете.  Узнал об этом злой волшебник, прилетел и унёс прекрасную царевну. Опечалился царь, никто ему не мог помочь. Показ царевны и богатыря на слайдах.

Но вот однажды к нему пришёл богатырь. Он вызвался найти пропавшую царевну. Имя у него было красивое и необыкновенное. А какое это мы сейчас с вами узнаем.

Для этого дети первой подгруппы подойдут и выберут себе карточки с цифрами, затем встанут (или разложут карточки) по порядку (по цифрам) и перевернут свои карточки, а дети второй группы  прочитают имя.

Дети:  (читают) ПЕРЕСВЕТ

Какой последний звук в этом слове?

Дети:  [Т]

Уточняет артикуляцию. (Губы, зубы, язык, воздушная струя, голос).

Определите, какой это звук?

Дети:  согласный

Почему?

Дети:  Не поётся, есть преграды при произнесении.

Этот звук будет помогать в поисках царевны.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

«Повтори песенку богатыря»           

 Богатырь пошёл по дороге и запел песенку:  та – то – ту – ты – тэ – ат – от – ут – ыт — эт.  Дети читают  или повторяют ряд слогов с использованием элементов фонетической ритмики.

«Помоги богатырю перейти болото»

Богатырь подошёл к болоту, нужно помочь ему перейти его. Показ слайда). Богатырь будет прыгать с кочки на кочку только тогда, когда вы подпрыгните. А подпрыгивать нужно, когда услышите  звук [Т]: Т-д-к-п-….

«Поможем богатырю выйти из леса»

Богатырь заблудился в густом лесу. В этом лесу много картинок. Выйти  из  леса ему помогут картинки, в названии которых есть звук [Т].  Давайте поможем  Пересвету.

Дети выбирают картинки со звуком [T]. Называют их.

Возьмём их с собой, они нам ещё пригодятся.

         

                                             

«Построим  мост»

Вышел  Пересвет из леса, а перед ним река.  Как же ему на другой берег перебраться, что нужно сделать? Вы узнаете  это, если отгадаете загадку:

Я на том берегу,

Я на этом берегу,

Через реку перебраться

Я тебе помогу.

Дети:  Мост. Показ слайда.

Правильно, молодцы. А скажите: «есть ли звук [Т] в слове мост?»

Дети:  Да

А где он стоит в начале, в середине или в  конце слова?

Дети:  В конце.

Мы поможем Пересвету, будем строить мост из  картинок, но нам

подойдут  только те картинки в названии, которых звук [Т] стоит последним.

У кого есть такие картинки?

Дети:  Дети выбирают картинки  в названии, которых  звук [Т] стоит в конце слова.   И выкладывают  их через «речку».

«Запомни и назови».

Ребята мы построили «мост», а туман закрыл все картинки. Нам

придётся вспомнить и назвать  все картинки по порядку.

Дети:  Называют картинки в нужной последовательности  (и в обратном

порядке).

Массаж  лица.

Пересвет  так долго шёл, устал, давайте поможем ему взбодриться, а для этого сделаем самомассаж.

Дети делают  самомассаж лица по показу и инструкции логопеда.

«Выбери транспорт для богатыря».

«Скоро  сказка сказывается, да не скоро дело делается».

А ещё Пересвету предстоит дальняя дорога, давайте поможем ему быстрее  добраться  до места, выберем, каким бы средством он мог воспользоваться.

Предлагает рассмотреть слайды с видами транспорта. На чём же  можно  ездить?

Дети:   Перечисляют транспорт, изображенный на слайдах.

Что же это такое, как можно назвать всё это одним словом?

Дети:   Транспорт.

     Какой вид транспорта подойдёт для богатыря? Предлагается несколько  вариантов: карета, ковёр – самолёт, поезд, печка, ступа.

Дети высказывают свои версии, аргументируют свои предположения. Логопед стимулирует детей отвечать полными фразами.

У меня есть волшебный поезд, он нам поможет узнать -  на каком виде транспорта  богатырь отправится  в дальнейший путь. (На  столах  лежат наборы конструктора лего). Рассматриваем вагончики поезда.                                                                      

Дети выкладывают поезд. Затем убирается паровозик и остаётся только вагончики -  схема слова. По готовым схемам слов, дети  должны определить, какое слово зашифровано. И на каком виде  транспорта  Пересвет отправится дальше.  

Дети определяют: сколько звуков в слове, сколько слогов, сколько гласных, сколько согласных, какие из них мягкие, какие – твёрдые, угадывают слово КАРЕТА.

«Накормим змея Горыныча».

Вот  Пересвет сел в карету,  и она домчала его прямо к дворцу  злого Волшебника. А дворец тот охранял Змей Горыныч. (Слайд презентации). Он был злой и голодный. У него были продукты, но всего по одному. И от  этого он был очень злой. Давайте поможем  Пересвету  и сделаем так, чтобы предметов стало много.

Дети:  Конфета – конфеты, котлета – котлеты, салат – салаты, ватрушка – ватрушки, тыква – тыквы.

                                                                               

«Построим башню».

Подобрел Змей Горыныч и пропустил богатыря  к дворцу. А здесь новое препятствие. Заточил  злой  Волшебник принцессу на самой верхушке скалы и что бы её достать надо построить башню. А строить мы будем из стаканчиков.                                                                    

Дети:  Берут одноразовые стаканчики и строят башню.  Но поставить стаканчик  можно только после того, как назовёшь, что умеет делать  царевна Тома. Первые два предложения дети  составляют по демонстрации действий: «Тома умеет  танцевать», «Тома умеет  шить» и т.д.

       

«Откроем дверь».

Чтобы открыть дверь, нужно произнести волшебные слова:  тук, тук – дверь  отопрись, тук, тук – дверь отворись.  

Дети:  Произносят  хором. Дверь не открывается. Дети подсказывают ещё одно волшебное слово - ПОЖАЛУЙСТА.  Дверь открывается, выходит царевна (слайд)

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица.

Высока, стройна, бела.

И умом и всем взяла».

ИТОГ ЗАНЯТИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Знакомство с желтым цветом"

Цель: Узнавать желтый цвет и называть его, узнавать на рисунке предметы, сгруппированные по цвету и называть их, правильно произносить звук «а»; осваивать элементы драматизации....

Конспект совместной деятельности "Знакомство с красным цветом"

Цель: узнавать красный цвет; соотносить цвет с его названием; узнавать на разных предметах, сгруппированных по цвету; называть их, осваивая элементы драматизации; правильно ...

Конспект совместной деятельности «Знакомство с бумагой»

Цели:1.    Познакомить детей с бумагой, её свойствами и качествами (непрочная, рвётся, мнётся, намокает).2.    Познакомить детей со способами выявления отдельных св...

План-конспект совместной деятельности «Знакомство с балетом»

Одним из самых красивых музыкально - театральных хореографических жанров является балет. Балет - это музыкально - театральное произведение. В нем все герои танцуют под звуки музыки оркестра....

Конспект совместной деятельности для автоматизации звуков в стихотворном тексте по теме: «Буква «У» из азбуки»

Конспект совместной деятельности для автоматизации звуков в стихотворном тексте по теме: «Буква «У» из азбуки» для детей с задержкой психического развития в возрасте ...

План-конспект совместной деятельности "Знакомство с родным краем"

План-конспект совместной деятельности "Знакомство с родным краем"...

Конспект совместной деятельности «Знакомство с кинетическим песком» в средней группе детского сада.

Познавательно-экспериментальная деятельность детей среднего возраста с кинетическим песком....