По дороге к сказке . Автоматизация звука "Ш"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект  открытого  подгруппового занятия

с детьми старшей группы, посещающие логопункт

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtomatizatsiya_zvuka_sh-_otkrytoe_zanyatie.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «МДОУ  детский  сад  №5  «Сказка»

По дороге к сказке

Автоматизация звука Ш

(Конспект  открытого  подгруппового занятия

с детьми старшей группы, посещающие логопункт)

                                                                                            Составила и провела

учитель-логопед:

Мартынова Т.Л.

Первая квалификационная категория

г. Козьмодемьянск

10.12.2014 г.

Цель. Автоматизация звука [Ш] в  словах, предложениях.

Задачи:

1.  Активизировать звук [Ш].

2. Развивать физиологическое и речевое дыхание, фонематический слух, внимание, память, быстроту реакции, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук, умение слышать звук в слове, умение составлять предложения.

3. Совершенствовать мелкую моторику, грамматический строй речи.

4. Формировать произносительные навыки.

5. Воспитывать желание активно работать на занятии, добрые отношения.

Оборудование: Игрушка – маленькая Мышка; картинки для изолированного произношения; мольберт; картинки со звуком [Ш]; схемы и картинки для речевых игр.

Предварительная работа: Чтение с детьми сказок  про мышку; разучивание стихов.

Ход занятия:

Организационный момент

Логопед:   Добрый день, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. А теперь все внимание на меня.

Логопед:  Для начала произнесем наши волшебные слова: (Стоя в кругу)

В ладошки наши посмотрите,

В них доброту, любовь найдте.

Чтоб злодеев побеждать,

Мало просто много знать

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным.

А еще желательно

Делать все внимательно!

Логопед: Тихо! Послушайте, кто-то шуршит. Пойду, посмотрю. (Приношу в закрытых ладонях маленькую мышку). Ай да гостья у нас. Отгадайте загадку, кто же это к нам пришла?

С длинным хвостиком малышка.

Любит сыр и зерна …. (мышка).

Логопед: Угадали, ребята, сегодня к нам в гости пришла мышка. (Открываю ладошки)  Она потерялась и пришла к нам за помощью. Мышка убежала из сказки, а из какой, забыла.  Сегодня мы с вами будем помогать мышке искать свою сказку. Ответьте по одному, полным предложением, в каких сказках встречается мышка? («Репка»,  Теремок,  «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Курочка ряба»)

Основная часть:

1. Автоматизация звука в изолированном виде (Работа над голосом)

Логопед: Мышонок, вместе с героями сказки, катался на машине, но у неё спустило колесо, как выходит воздух из колеса: ШШ - шш. (звук произносится тихо, плавно, с переходом на шепот). Тогда мышонок решил погулять и потерялся. Пока он гулял, встретил змейку. Давайте вспомним, как шипит змея? Ш – Ш – Ш. Но вдруг поднялся ветерок. Ветер дует, листики шуршат: Ш-Ш-Ш. Покажите руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносим  звук «Ш».

2. Работа над дыханием (Упражнение «Фокус»)  (Стоя на ковре)

 Логопед: Ребята, мышонок наш грустит, давайте поднимем ему настроение и покажем  наш фокус. Возьмите каждый по шарику и держите его перед губами.  Улыбнитесь. Покажите зубы. Приоткройте рот. Вытяните губы трубочкой. Легко подуйте на шарик. Смотрите, как красиво шарик отлетел от ваших  губ.

 Логопед: А теперь держите шарик у носа. Улыбнитесь. Покажите зубы. Приоткройте рот. Поднимите язык в форме чашечки к верхней губе. Подуйте на кончик языка. Смотрите, как красиво шарик отлетел вверх.

3. Пальчиковая гимнастика «Мышка» (Сидя на стульчиках)

Цель: развитие  речевой активности.

Логопед: Ребята, посмотрите, мышонок повеселел. А сейчас мы с вами пройдем по дороге и присядем на  пенечки, и чтобы легче нам было в пути, с успехом справлялись со всеми  заданиями, сделаем пальчиковую гимнастику:

Мышка зернышко нашла

И на мельницу снесла

Намолола там муки

Испекла всем пирожки:

Мышонку с капустой,

Мышонку – с картошкой,

Мышонку – с морковкой,

Мышонку – с морошкой.

Для большого толстячка, аж четыре пирожка:

С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой!

4. Развитие фонематического слуха (сидя на стульчиках)

  Игра «Мячик» 

 Логопед: Нам пора в дорогу. (Дети встают каждый на свое место на дороге). Будете  передавать мячик из рук в руки дальше друг другу,  если услышите звук «Ш» в ряде других звуков, слогов и слов:  ш, п, к, ш. ; ша, па, ка, шу. ; кот, шапка, шишка, ворона, шлем.

5. Развитие общей моторики  (Физкультминутка) 

А теперь мы дружно, встали,

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело

6. Речевые игры на автоматизацию звука Ш 

  • Игра «Назови ласково»  (Дети сели на стульчики  напротив мольберта)

Цель: Совершенствование грамматических категорий: Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Логопед: Ребята, предлагаю рассмотреть картинки, которые лежат на стульчиках (пенечках или камушках). Обратите внимание, что у каждого из вас предметы большого размера, а на доске - маленького. Еще у каждого на карточке «кнопочки» - сколько кнопочек – столько повторов. По одному возьмите нужную картинку, покажите их всем и назовите сначала большой предмет, а затем маленький столько раз, сколько кнопочек на вашей первой карточке.

Картинки: ШАПКА - шапочка, ШУБА - шубка, ШАРФ - шарфик, ШТАНЫ - штанишки.

  • Игра: «Закончи предложения»  (Дети встали и идут дальше по дороге)

Цель:  Формирование лексико-грамматического строя речи

Логопед: Нам пора идти дальше. Вам нужно будет закончить предложения всем вместе, используя слово МЫШКА. Одно предложение – один шаг.

 Под шкафом шуршит … МЫШКА.

 Чуткие ушки у … МЫШКИ.

 Пушистая кошка подкралась к … МЫШКЕ.

 Не поймать кошке … МЫШКУ

 Мы наблюдаем за … МЫШКОЙ.

  • Игра «Где сидит мышка?»  (Карточки)

Цель: Развитие пространственной ориентировки. Совершенствование грамматического строя речи. Употребление предлогов, отработать понятия ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ.

Логопед: Посмотрите, ребята, где же сидит мышка? Отвечайте, пожалуйста, полным предложением.

  • Игра: «Дорожка»  (За столом)

Цель: Развитие  графомоторного  навыка.

Логопед: Ребята, пока мы угадывали, где сидит мышка, она для вас сочинила стихи, но ей нужно подсказать последние словечки и  нарисовать дорожку от одной картинки к другой.

Рисуют дружно малыши,

У них в руках …(карандаши).

Носит яркий гребешок

Наш веселый… (петушок).

Мама просит Машу:

«Свари братишке…(кашу)».

Мышка моется под душем,

Моет хвостик, моет … (уши). Вот бежит малышка-

Серенькая … (мышка). Зашуршали тихо шины-

Это едет к нам … (машина).

  • Игра: «В мешочке шумит …?».

Цель: Развитие зрительной, тактильной памяти.

 Логопед: Смотрите, ребята, и правда стоит машина, да еще с мешочком. Вам на ощупь нужно определить игрушку и достать её из мешочка со словами: « В мешочке шумит …»

( Лягушка, заяц, лиса, медведь, волк). Молодцы, ребята! А теперь назовите, пожалуйста, из какой сказки все эти животные? (Теремок). Верно, ребята, вот вы и смогли помочь мышке вернуться в свою сказку. Четко и ясно произносили звук [Ш] в словах, предложениях. Она благодарит вас и дарит вам подарок – вкусный сыр. Который вы съедите в группе.

Итог занятия:

Логопед: А сейчас закройте глаза и подумайте, что вам больше всего понравилось, запомнилось?  А теперь откройте глаза.  (Ответы детей)

Дети: Все мы весело играли

И немножечко устали.

Посмотрели на часы-

В группу нам пора идти.

Логопед: До, свидания! До следующей встречи!

Литература:

Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал. –

М: Мозаика-Синтез, 2006.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поход в театр или Дорога в сказку"

Как выбрать детский театр? Репертуар?"-Введите в мир театра малыша,И он узнает, как сказка хороша,Проникнется и мудростью. и добротой,И с чувством сказочным пойдёт он жизненной тропой."...

Программа Творческая мастерская. По дороге в сказку

Программа Творческая мастерская. По дороге в сказку...

логопедическая сказка. автоматизация звука Ш

Сказка помогает в период автоматизации звука [ш] во фразовой речи, на дальнейших этапах автоматизации сказку можно продолжать и добавлять новые развлечения для гостьи...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей (5 - 6 лет) “Путешествие по сказкам. Автоматизация звука [Р]”.

Конспект индивидуального логопедического занятия  для детей (5 - 6 лет) “Путешествие по сказкам. Автоматизация звука [Р]”.Тема: Путешествие по сказкам . Автоматизация звука [Р]Цель: Закрепить уме...

Проектная деятельность Тема: «По дороге в сказку», по мотивам сказки «Теремок » в старшей группе

Проектная деятельность является одной из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей в детском саду....

Сценарный план индивидуального логопедического занятия "Путешествие по сказкам" (Автоматизация звука "Л" )

Занятие  в минигруппах (2-3 ребенкасо сходным этапом коррекции) построено в игровой форме с использованием современной образовательной технологии "Универсальные логопедические игры с картинк...