«Возможности сказкотерапии в логопедической работе»
статья по логопедии (старшая группа) на тему

          Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей. 

Сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. И поэтому  задача логопеда — так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой- исправлением недостатков речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozmozhnosti_skazkoterapii_v_logopedicheskoy_rabote.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

        детский сад комбинированного вида № 17 «Искорка»        

Южноуральского городского округа

457040, Челябинская область, г. Южноуральск, ул. Советской Армии, 10 А.

тел./ факс 8 (35134) 4-34-04, e-mail: iskorka1969@mail.ru

 

                                                                  Бентюкова Е.В. – учитель-логопед

                                                            I квалификационная категория

  «Возможности сказкотерапии в логопедической работе»

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,  

фантазии, творчества»

В.А. Сухомлинский.

            1.  Актуальность комплексного воздействия сказки на ребенка.

            Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая различные нарушения.  Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др., рассматриваются прежде всего как нарушения  общения.  

          Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

              В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, АК Менегетти)  и российскими ( Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева)  учеными. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями.

                Русские народные сказки, несут в себе активизирующее воздействие - как на    эмоциональную сферу ребенка, так и на речевую деятельность. Поэтому не случайно, сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

              Сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. И поэтому  задача логопеда — так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой- исправлением недостатков речи.

              Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:

  • лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;
  • активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.
  • при слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок;
  • при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;
  • развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
  • развивает терапевтическую функцию, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

2. Использование сказкотерапии в обучении   дошкольников с нарушениями речи.

           Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

          Сказкотерапия в системе логопедических занятий преследует такие цели:

 • Создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка.

 • Совершенствование лексико-грамматических средств языка.

 • Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия  и выразительности.

 • Развитие диалогической и монологической речи.

 • Эффективность игровой мотивации детской речи.

 • Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

 • Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.

 • Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка.

 • Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному  фольклору.

 Использование сказкотерапии в обучении   дошкольников развивает:

- активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;

- самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;

- творчество — от подражания взрослому в действиии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;

- эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;

- произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;

- связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.

 3.Этапы  коррекционной работы

                  Можно выделить три этапа работы с   дошкольниками с применением сказкотерапии.

Рассмотрим эти этапы.

         I этап — познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа. (Ведущий метод  - словесная режиссерская игра.)

 

 ЦЕЛИ:  

- Догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных  состояниях героев,  о природных явлений.

   - Выразительно интонировать голоса героев сказки.

   -Для развития артикуляционного аппарата использовать звукоподражательные  слова, голоса животных.

   - Знакомить детей с образными выражениями и сказочными повторами,  активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов. Обращать внимание детей на содержательную сторону слова.

            Использовать игры, в которых малыши продолжают высказывания взрослого.

 К режиссерским играм относятся настольный теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа.

            II этап — словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. (Ведущий метод — словесное комментирование.)

 ЦЕЛИ:

 - Раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по содержанию.

  - Воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом свое отношение.

  - Совместно составлять словесные описания; активизировать в речи детей   образные выражения, сказочные повторы.

       В играх на угадывание эмоциональных состояний героев сказки нужно учить отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации. Комментировать выполненные сверстником действия, составлять самостоятельные суждения, анализировать и замечать неточности, ошибки.

            III этап — выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. (Ведущий метод — совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети.) Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.

        Именно драматизация сказок способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Это — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.    

        Очень важно включать в занятия на этом этапе специальные игры и упражнения на развитие воображения, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов.

4. Выводы

       Таким образом, на основании вышеприведенных материалов, можно сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в логопедической работе:

· У ребенка ликвидируются болезненные переживания связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.

· Использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере.  

·  Улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарь, лексико-грамматические отношения, связная речь.

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева. Т.Д. «Путь к волшебству.Теория и практика сказкотерапии» Спб.-1998 г.
  2. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. «Речевое развитие ребёнка в детском саду: новые подходы». Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель»,2002 г.  
  3. Короткова Л.Д.  «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста» Москва: «ЦГЛ»,2004 г.
  4. Шорохова О.А. «Играем в сказку» ТЦ «Сфера» Москва 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия в логопедической работе

В  последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений  речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно ...

Педагогический опыт "Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе"

Педагогический опыт "Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе"...

Опыт работы в группе компенсирующей направленности "Сказкотерапия в логопедической работе с дошкольниками"

Доклад с использованием нестандартных форм и методов - "Сказкотерапия", с презентацией "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"...

Использование сказкотерапии в логопедической работе

Работа имеет практическую значимость для педагогов ДОУ...

Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Термин «сказкотерапия»  всегда  интересен для  педагогов и психологов, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и обучения. Сказкотерапия обращается  к  де...

" Сказкотерапия в логопедической работе"

Материал рассказывает о том как использовать элементы сказкотерапии в логопедической работе с детьми....

"Возможности сказкотерапии в коррекционной работе"

Сказкотерапия представляет собой психотерапевтическое направление, где при анализе и использовании образов героев человек может побороть свои страхи, негативные черты личности. Наиболее активно исполь...