Роль ИКТ для оптимизации коррекционно-развивающего процесса в условиях внедрения ФГОС ДО
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

 В статье раскрывается теоретическое обоснование темы педагогического инновационного проекта, основные аспекты деятельности по реализации проекта в соответствии с ФГОС ДОО, показаны результаты реализации проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal.docx14.9 КБ

Предварительный просмотр:

Роль ИКТ для оптимизации коррекционно-развивающего процесса в условиях внедрения ФГОС ДОО

Образование в современном обществе перестраивается на новую систему подготовки воспитанников к жизни в информационной цивилизации. Поэтому современный педагог должен вводить новые средства, методы и формы работы, способные не только передавать знания в определенной учебной области, но и, используя компьютерные и Интернет – технологии, формировать у ребенка культуру работы с информацией.

Преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности педагога и воспитанников. Следовательно, меняется и роль педагога в образовательном процессе. Он перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником. Современная информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение техникой, позволяющей в полной мере реализовывать развивающие компьютерные технологии обучения, что способствует повышению мотивации детей к получению и усвоению новых знаний.

В работе с воспитанниками логопедической группы  - ОНР активно используется интерактивная доска SMART Board. Использование интерактивной доски помогает сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с воспитанниками. Интерактивная доска - полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т.д.

Интерактивная доска используются для изучения нового материала, предъявления новой информации; для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков; для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков; для обобщения, систематизации знаний.

Процесс оптимизации предполагает выбор наилучшего варианта из возможных для повышения результативности коррекционно-логопедического процесса.

Что же способствует оптимизации коррекционно-логопедического   процесса при использовании ИКТ?

При использовании ИКТ восприятие ребенка основывается на включение разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильного.

ИКТ можно использовать в роли тренажера при закреплении материала.

ИКТ позволяют перейти от объяснительного типа подачи материала к деятельностному, практическому.

С помощью ИКТ можно индивидуализировать обучение.

Программа для работы с интерактивной доской предоставляет ребенку возможность повторного выполнения задания, создает ситуацию успеха, что является основой личностно-ориентированного взаимодействия с воспитанниками. Программа для развития речи предоставляет возможность выбора воспитанниками заданий, вариантов выполнения заданий, объектов, возможность моделирования дидактической ситуации, создания проблемно-поисковой ситуации.

Анимационные и звуковые эффекты активизируют внимание.

Презентации используются для дополнения и расширения возможностей базовой обучающей программы.

Для использования интерактивной доски был разработан перспективный план, включающий содержание обучающих программ по  развитию речи, который предусматривает включение фрагментов программ из разных разделов для закрепления материала по звукопроизношению, обучению грамоте, развитию связной речи, отработке лексико-грамматических представлений. Помимо обучающей программы в перспективный план были включены разработанные мультимедийные презентации по лексическим темам. В качестве электронных ресурсов используются электронные варианты книг, дидактических альбомов, логопедических тетрадей. Иллюстративно-наглядный материал из этих пособий фрагментарно используется для разработки авторских презентаций.

В рамках реализации инновационного проекта на представленную тему участники проекта разработали перспективный план его реализации, который охватывает основные образовательные области, а также работу с родителями в целях  совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи. Использование дистанционного консультирования родителей по вопросам развития и образования детей логопедических групп на электронных страницах в сети Интернет в рамках группы «Алые паруса» на сайте «Одноклассники» значительно повышает интерес родителей и способствует повышению результативности коррекционно- развивающего процесса. Проведение родительского собрания «Ребенок на пороге школы», практикума для детей и родителей подготовительной логопедической группы «Со звуками играем, звуки различаем» с использованием интерактивной доски способствовало повышению педагогической компетенции родителей.

Таким образом, использование ИКТ  в коррекционно-логопедическом процессе  явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, оптимизации коррекционно- развивающего процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Место и роль игровой деятельности дошкольника в образовательном процессе в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

ИГРА — это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата....

Проектирование образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Современные подходы к организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях Современное общество ставит перед образованием задачу формирования универсальных способностей, лич...

" Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». - ХМАО-Югра

Доклад по теме " Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования" - ХМАО-Югра...