Статья: "Развитие мелкой моторики у детей с ОНР на логопедических занятиях"
статья по логопедии

Некрасова Надежда Павловна

«Ум ребенка – на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

 

Развитие мелкой моторики у детей с ОНР на логопедических занятиях.

 Развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием его общей и мелкой моторики, поэтому развитие моторики одна из важных составляющих логопедического занятия.

 Вся работа строится в игровой форме, понятной и интересной ребенку. В работе над развитием общей моторики часто используются игры с мячом, направленные на совершенствование координации, точности, ловкости. Сюда входят такие игры как «Съедобное – несъедобное», «Поймать мяч, если в слове есть заданный звук», «Придумать слово на последний звук предыдущего слова», «Придумать слова на заданный звук» и т. д. Очень интересными являются стихи для координации речи с движением, где необходимо не просто выполнить заданное движение, а сделать его в определенном ритме, темпе и объеме. Так же развитие общей моторики идет и во время упражнений направленных на развитие правильного речевого дыхания, например, «На глубокий вдох поднимаем руки – на выдох опускаем» и т. п.

 Но самое значительное внимание уделяется развитию мелкой моторики. При этом соблюдаются следующие принципы: постепенное усложнение заданий и наличие сопутствующих заданий, направленных на развитие речи и автоматизацию поставленных звуков. Развитие мелкой моторики включает в себя массу разнообразных заданий, например:

1.      Составление различных фигур, букв (а далее слогов и слов) из счетных палочек.

Предлагаемые упражнения не только развивают ручную умелость, ловкость, координацию, но и речь, мышление, воображение, сообразительность; помогают ввести ребенку в речь правильное произнесение поставленного звука; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помогут детям овладеть конструктивными навыками. Дети старшего дошкольного возраста выполняют задания на выкладывание букв, слогов, слов, цифр из палочек (задания: «Выложи из палочек свое имя», «Напиши палочками, какое сейчас время года», и пр.).

2.      Использование прищепок.

Прищепки – прекрасный способ тренировать щипковый захват у детей. Кроме того, система заданий, направленная на развитие речи, делает упражнения с прищепками интересными и познавательными.

Оборудование:  прищепки разного цвета, фигуры из картона (желтый круг – солнышко, коричневая полоска – земля, фигура ежика (без иголок), стрекозы (без крыльев), дерево (без листьев), тучи, яблока и др.).

Этапы работы:                   

1. Ребенок прикрепляет прищепки к одной из фигур.

2. Ребенок крепит прищепки к нескольким фигурам, объединенным в сюжет.

3. Проговариваются чистоговорки, скороговорки.

В конце любого этапа проводится речевая работа.

Примерные задания:

• Дать определение («Расскажи, какой у тебя получился ежик?», « Представь и расскажи, какое это яблоко»).

• Образовать сущ. Р. п. ед. ч. или мн. ч. («Чего нет у солнышка?»  – лучиков. «Чего не хватает у стрекозы?» – крыльев).

• Образовать сущ. с уменьшительно - ласкательными суффиксами («Назови предметы ласково: солнце – солнышко, луч - , трава - , еж -  и др.) .

• Повтори чистоговорку. Например, при составлении фигуры «солнышко» в рамках автоматизации у ребенка звука С: со-со-со – засияло колесо; Са-са-са – солнце встало в небеса, и др.

• Придумать рассказ, сказку, стишок. В качестве темы рассказа может быть предложенная педагогом или выбранная ребенком. Например: «Сказка о веселом ежике», «Стрекоза и ежик» и др.

• Сделать осеннее (летнее, зимнее) дерево. В соответствии с темой занятия ребенок с помощью прищепок делает летнее дерево (зеленые прищепки), осеннее (желтые, красные, оранжевые прищепки), зимнее (белыми прищепками изображаются снежинки). Затем ребенок рассказывает, почему он выбрал прищепки такого цвета, называет приметы этого времени года.

3.       Выкладывание фигур из шнурков, рисование ниткой

Шнурки используются на логопедических занятиях не только для обучения завязывания узелков. С помощью них можно и рисовать.

На первом этапе ребенку предлагается образец, по которому нужно выложить на столе фигуру из шнурка. Фигуры могут быть следующие: «груша», «яблоко», «лодка», «бантик», «узор» и д. т. При кажущейся простоте данный вид работы труден для детей с неразвитой мелкой моторикой: шнурок норовит выскользнуть, повернуться в другую сторону, его длины поначалу не хватает для выкладывания фигуры.

При условии усвоения этого задания переходим к следующему этапу: нужно выложить фигуру при помощи шнурка, не имея перед глазами образца. Ребенку нужно подключить воображение, представить зрительный образ нужной фигуры и затем создать.

«Рисование ниткой» предлагается тем детям, кто освоил выполнение фигур из шнурков. Нитки – более тонкий, чем шнурок, материал, поэтому для данной работы требуется еще большая сосредоточенность и концентрация внимания. Пальчики ребенка должны действовать осторожно, чтобы неловким движением не повредить хрупкую фигуру.

4.      Обведение трафаретов

Обведение трафаретов используется как часть заданий при рисунке штрихом. При данном виде работы дети учатся координировать свои движения рук: одна рука придерживает трафарет, в другой находится карандаш. Нужно обвести фигуру, чтобы трафарет не соскользнул, не сместился. Затем фигура, полученная при обведении, дорисовывается: например, собаке мы рисуем глаза, нос, рот, ошейник, штрихом показываем направление ворса на ее шерсти. Рыбкам мы рисуем глаза, чешую, рисунки на туловище и т. д.

При этом мы обязательно называем части того, что рисуем: части тела у животных (голова, лапы, хвост, спина, живот, уши); части тела у рыб (плавники, голова, хвост); части дерева (корень, ствол, ветки, листья) и т. д.

После того, как закончено обведение и штриховка, мы представляем и характер животного, какое оно: доброе или злое, грустное или веселое.

5.      Нанизывание фигурок, собирание бус

Нанизывание фигурок, собирание бус предлагается детям, освоившим работу со шнурками, умеющим завязывать узелки. Проводится в виде игры: «Сделай бусы для куклы», «Сделай бусы для мамы», «Соберем браслет», «Соберем узор».

Сначала ребенку предлагается собрать узор по образцу, а затем предлагается собрать красивый узор, самому составив его из россыпи фигурок или бусин.

После того, как ребенок соберет бусы, проговариваются чистоговорки с включением в них автоматизируемого у ребенка звука.

Например: ша-ша-ша – наша Маша хороша;

                  ра-ра-ра – одену бусы я с утра;

       су-су-су – в бусах видели лису;

       ла-ла-ла – бусинка мала, и др.

6.      Собирание развивающих пазлов

Чаще данный вид работы предлагается дошкольникам с ОНР, ЛГНР, так как тематика пазлов предполагает расширение и уточнение словаря, закрепление правильного употребления грамматических форм.

7.      Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры

Благодаря таким играм движения пальцев рук у детей становятся более точными, скоординированными, дети быстрее могут сложить пальчиками нужную фигуру, появляется интонационная окрашенность речи.

 Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_s_onr.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Ум ребенка – на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

Развитие мелкой моторики у детей с ОНР на логопедических занятиях.

 Развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием его общей и мелкой моторики, поэтому развитие моторики одна из важных составляющих логопедического занятия.

 Вся работа строится в игровой форме, понятной и интересной ребенку. В работе над развитием общей моторики часто используются игры с мячом, направленные на совершенствование координации, точности, ловкости. Сюда входят такие игры как «Съедобное – несъедобное», «Поймать мяч, если в слове есть заданный звук», «Придумать слово на последний звук предыдущего слова», «Придумать слова на заданный звук» и т. д. Очень интересными являются стихи для координации речи с движением, где необходимо не просто выполнить заданное движение, а сделать его в определенном ритме, темпе и объеме. Так же развитие общей моторики идет и во время упражнений направленных на развитие правильного речевого дыхания, например, «На глубокий вдох поднимаем руки – на выдох опускаем» и т. п.

 Но самое значительное внимание уделяется развитию мелкой моторики. При этом соблюдаются следующие принципы: постепенное усложнение заданий и наличие сопутствующих заданий, направленных на развитие речи и автоматизацию поставленных звуков. Развитие мелкой моторики включает в себя массу разнообразных заданий, например:

  1. Составление различных фигур, букв (а далее слогов и слов) из счетных палочек.

Предлагаемые упражнения не только развивают ручную умелость, ловкость, координацию, но и речь, мышление, воображение, сообразительность; помогают ввести ребенку в речь правильное произнесение поставленного звука; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помогут детям овладеть конструктивными навыками. Дети старшего дошкольного возраста выполняют задания на выкладывание букв, слогов, слов, цифр из палочек (задания: «Выложи из палочек свое имя», «Напиши палочками, какое сейчас время года», и пр.).

  1. Использование прищепок.

Прищепки – прекрасный способ тренировать щипковый захват у детей. Кроме того, система заданий, направленная на развитие речи, делает упражнения с прищепками интересными и познавательными.

Оборудование:  прищепки разного цвета, фигуры из картона (желтый круг – солнышко, коричневая полоска – земля, фигура ежика (без иголок), стрекозы (без крыльев), дерево (без листьев), тучи, яблока и др.).

Этапы работы:        

1. Ребенок прикрепляет прищепки к одной из фигур.

2. Ребенок крепит прищепки к нескольким фигурам, объединенным в сюжет.

3. Проговариваются чистоговорки, скороговорки.

В конце любого этапа проводится речевая работа.

Примерные задания:

• Дать определение («Расскажи, какой у тебя получился ежик?», « Представь и расскажи, какое это яблоко»).

• Образовать сущ. Р. п. ед. ч. или мн. ч. («Чего нет у солнышка?»  – лучиков. «Чего не хватает у стрекозы?» – крыльев).

• Образовать сущ. с уменьшительно - ласкательными суффиксами («Назови предметы ласково: солнце – солнышко, луч - , трава - , еж -  и др.) .

• Повтори чистоговорку. Например, при составлении фигуры «солнышко» в рамках автоматизации у ребенка звука С: со-со-со – засияло колесо; Са-са-са – солнце встало в небеса, и др.

• Придумать рассказ, сказку, стишок. В качестве темы рассказа может быть предложенная педагогом или выбранная ребенком. Например: «Сказка о веселом ежике», «Стрекоза и ежик» и др.

• Сделать осеннее (летнее, зимнее) дерево. В соответствии с темой занятия ребенок с помощью прищепок делает летнее дерево (зеленые прищепки), осеннее (желтые, красные, оранжевые прищепки), зимнее (белыми прищепками изображаются снежинки). Затем ребенок рассказывает, почему он выбрал прищепки такого цвета, называет приметы этого времени года.

  1.  Выкладывание фигур из шнурков, рисование ниткой

Шнурки используются на логопедических занятиях не только для обучения завязывания узелков. С помощью них можно и рисовать.

На первом этапе ребенку предлагается образец, по которому нужно выложить на столе фигуру из шнурка. Фигуры могут быть следующие: «груша», «яблоко», «лодка», «бантик», «узор» и д. т. При кажущейся простоте данный вид работы труден для детей с неразвитой мелкой моторикой: шнурок норовит выскользнуть, повернуться в другую сторону, его длины поначалу не хватает для выкладывания фигуры.

При условии усвоения этого задания переходим к следующему этапу: нужно выложить фигуру при помощи шнурка, не имея перед глазами образца. Ребенку нужно подключить воображение, представить зрительный образ нужной фигуры и затем создать.

«Рисование ниткой» предлагается тем детям, кто освоил выполнение фигур из шнурков. Нитки – более тонкий, чем шнурок, материал, поэтому для данной работы требуется еще большая сосредоточенность и концентрация внимания. Пальчики ребенка должны действовать осторожно, чтобы неловким движением не повредить хрупкую фигуру.

  1. Обведение трафаретов

Обведение трафаретов используется как часть заданий при рисунке штрихом. При данном виде работы дети учатся координировать свои движения рук: одна рука придерживает трафарет, в другой находится карандаш. Нужно обвести фигуру, чтобы трафарет не соскользнул, не сместился. Затем фигура, полученная при обведении, дорисовывается: например, собаке мы рисуем глаза, нос, рот, ошейник, штрихом показываем направление ворса на ее шерсти. Рыбкам мы рисуем глаза, чешую, рисунки на туловище и т. д.

При этом мы обязательно называем части того, что рисуем: части тела у животных (голова, лапы, хвост, спина, живот, уши); части тела у рыб (плавники, голова, хвост); части дерева (корень, ствол, ветки, листья) и т. д.

После того, как закончено обведение и штриховка, мы представляем и характер животного, какое оно: доброе или злое, грустное или веселое.

  1. Нанизывание фигурок, собирание бус

Нанизывание фигурок, собирание бус предлагается детям, освоившим работу со шнурками, умеющим завязывать узелки. Проводится в виде игры: «Сделай бусы для куклы», «Сделай бусы для мамы», «Соберем браслет», «Соберем узор».

Сначала ребенку предлагается собрать узор по образцу, а затем предлагается собрать красивый узор, самому составив его из россыпи фигурок или бусин.

После того, как ребенок соберет бусы, проговариваются чистоговорки с включением в них автоматизируемого у ребенка звука.

Например: ша-ша-ша – наша Маша хороша;

                  ра-ра-ра – одену бусы я с утра;

       су-су-су – в бусах видели лису;

       ла-ла-ла – бусинка мала, и др.

  1. Собирание развивающих пазлов

Чаще данный вид работы предлагается дошкольникам с ОНР, ЛГНР, так как тематика пазлов предполагает расширение и уточнение словаря, закрепление правильного употребления грамматических форм.

  1. Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры

Благодаря таким играм движения пальцев рук у детей становятся более точными, скоординированными, дети быстрее могут сложить пальчиками нужную фигуру, появляется интонационная окрашенность речи.

 Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Занятие по развитию мелкой моторики у детей в старшей группе. Тема занятия: « Дворец невидимка».

Занятие по развитию мелкой моторики у детей в  старшей  группе.Тема занятия: « Дворец невидимка».Цель: Развивать мелкую мускулатуру рук.Интеграция образовательных областей: &laqu...

Занятие по развитию мелкой моторики у детей в старшей группе. Тема занятия: « Дворец невидимка».

Занятие по развитию мелкой моторики у детей в  старшей  группе.Тема занятия: « Дворец невидимка».Цель: Развивать мелкую мускулатуру рук.Интеграция образовательных областей: &laqu...

«Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения на занятиях по художественно-изобразительной деятельности»

Данная консультация сообщает о важности развития мелкой моторики у детей с нарушением зренияя...

«Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством занятий в кружке «Умелые ручки».

Из опыта работы   «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством занятий в кружке «Умелые ручки»....