ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Спирева Наталья Анатольевна

Формировать номинативную лексику по теме. Развивать грамматические строй речи: словоизменение, словообразование, согласование числ.+сущ., предложно-падежные конструкции, образование притяжательных прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx36.17 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО  ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ:  

«ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ»

(ОНР – III уровень, 2-ый год обучения, старшая группа)

ЦЕЛИ:

Коррекционно-образовательные:

  1. Формировать номинативную лексику по теме.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, просодическую сторону речи.
  2. Развивать грамматические строй речи: словоизменение, словообразование, согласование числ.+сущ., предложно-падежные конструкции, образование притяжательных прилагательных.
  3. Развивать психические процессы (мышление).

Коррекционно-воспитательная:

  1. Воспитывать у детей чувство любви к диким животным и стремление сохранить окружающий мир.

 

ОБОРУДЫВАНИЕ:

Кукла Маша, аудиозапись голосов диких животных, пять зайчиков в кустах, картинки  диких животных семьей у жилища, зеркала, следы, игрушка, ёжик, мяч, игрушка белка, дерево.  

Ход занятия

Общее расслабление

Кладем руки на колени

А теперь немного лени…

Напряженье улетело,

И расслабленно все тело.

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Введение в тему

- Это Маша. Как-то раз пошла Маша с подружками в лес и заблудилась.

Развитие просодики

- Стала она кричать АУ- АУ – АУ. (повторяют)

- А эхо ей в ответ АУ – ау – ау. (повторяют)

Самомассаж

- долго ходила по лесу. Густые ели закрывали небо, быстро потемнело, пошел дождь.

  1. Струйки дождя покатились по лицу (ПОГЛАЖИВАНИЕ)
  2. Капельки застучали (ПОСТУКИВАНИЕ)
  3. Дождь стих, капельки покатились по лицу (ПОГЛАЖИВАНИЕ)

Развитие фонематического восприятия. Слушанье неречевых звуков.

- Вдруг рядом что-то зашумело. Послушаем.

(СЛУШАНЬЕ голосов диких животных)

Развитие мимики. Развитие мелкой моторики.

- Маше стало страшно. (СТРАХ)

- Она испугалась. (ИСПУГ)

- Но это оказались маленькие серые зайчата. Они седели под кустом с смешно шевелили ушками. Вот так! (упражнение «ЗАЙЧИК»)

- Маша засмеялась и перестала боятся. (РАДОСТЬ)

Активизация словаря.

- Кого слышала Маша в лесу?

(Она слышала волка, ….)

Развитие мелкой моторики.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Ладони на столе, на каждые две строчки поднимают по очереди палец, правой и левой руки одновременно.

Образование притяжательных прилагательных

- Нора лисы. Чья нора?        ЛИСЬЯ НОРА

- Берлога медведя? Чья берлога?       МЕДВЕЖЬЯ БЕРЛОГА

 - Дупло белки?           БЕЛЕЧЬЕ ДУПЛО

 - Логово волка?          ВОЛЧЬЕ ЛОГОВО

 - Хатка бобра?            БОБРИНАЯ ХАТКА

Развитие психических процессов. Согласование числ.+сущ. Развитие речевого дыхания и силы голоса.

 - Сосчитайте, сколько зайчат увидела Маша под кустиком? (ИЗОБРАЖЕННЫ ТОЛЬКО УШКИ У ЗАЙЧАТ)

- Набрали воздух, на выдохе, считаем зайчат.

(ОДИН ЗАЙЧОНОК, ДВА ЗАЙЧОНКА, … ПЯТЬ ЗАЙЧАТ)

Артикуляционные упражнения

- Зайчата были такие забавные, что Маше захотелось с ними поиграть.

  1. стали они скакать  - КАЧЕЛИ
  2. подпрыгивать – ЛОШАДКА
  3. бегать в горку – ГОРКА
  4. скатываться с горки – САНОЧКИ

- Весело играть с зайчатами, но нужно Маше искать дорогу домой.

Развитие мелкой моторики.

- Увидела она чьи-то следы и пошла по ним.

(ШАГАЮТ ПАЛЬЧИКАМИ ПО СЛЕДАМ)

Развитие грамматического строя речи. Словоизменение.

- Это были следы ежа (ИГРУШКА ЕЖА), по чьим следам мы шли?

(ПО ЕЖИНЫМ)

 - У ежа не нос, а маленький …. (НОСИК)

 - Не лапы, а маленькие …. (ЛАПКИ)

 - Не глаза, а маленькие …. (ГЛАЗКИ)

 - Не усы, а маленькие …. (УСИКИ)

 - Не иголки, а маленькие …. (ИГОЛОЧКИ)

Развитие общей моторики, подражательности движений.

По сухой лесной дорожке

Топ – топ – топ – топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

Подражают ежу – согнувшись, идут маленькими шажками.

 (Садятся на места)

Развитие грамматического строя речи.

 - Вдруг на встречу идет бурый, косолапый, неуклюжий - … (МЕДВЕДЬ)

 - Да не один, а с мамой - … (МЕДВЕДИЦЕЙ)

 - с детенышем - … (МЕДВЕЖОНКОМ)

 - с несколькими детенышами - …. (МЕДВЕЖАТАМИ)

(КАРТИНКА МЕДВЕЖИЙ СЕМЬИ С МЕДВЕЖАТАМИ)

Поиграем в игру «Много» (С МЯЧОМ)

Лисенок – много … (ЛИСЯТ)

Волчонок – много … (ВОЛЧАТ)

Зайчонок – много … (ЗАЙЧАТ)

Бельчонок – много … (ЗАЙЧАТ)

Ежонок – много …. (ЕЖАТ)

Лосенок – много …. (ЛОСЯТ).

- Хорошо играть, нот нужно торопиться домой.

Зрительная гимнастика.

 - Шла Машенька по лесу и увидела белочку. А та скачет:

ВЫПОЛНЯЮТ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗАМИ

Закрепление предложно-падежных конструкций.

 - Белочка увидела Машу, напугалась и прыгнула ….

(ДЕРЕВО, БЕЛОЧКА)      ДЕМОНСТРАЦИЯ ДЕЙСТВИЯ

- НА ДЕРЕВО    - СПРЫГНУЛА С ДЕРЕВА

 - ЗА ДЕРЕВО      - ВЫГЛЯНЫЛА ИЗ-ЗА ДЕРЕВА

(один – два ребенка показывают и комментируют, где белочка)

Распространение предложения. Игра «Продолжи предложение». Развитие речевого дыхания и психических процессов.

 - Составьте предложение со словом БЕЛОЧКА.

БЕЛОЧКА СИДИТ НА ДЕРЕВЕ.

БЕЛОЧКА СИДИТ НА ВЫСОКОМ ДЕРЕВЕ.

РЫЖАЯ БЕЛОЧКА СИДИТ НА ВЫСОКОМ ДЕРЕВЕ.

РЫЖАЯ, ШУСТРАЯ БЕЛОЧКА СИДИТ НА ВЫСОКОМ ДЕРЕВЕ.

РЫЖАЯ, ШУСТРАЯ БЕЛОЧКА СИДИТ НА ВЫСОКОМ ЗЕЛЕНОМ ДЕРЕВЕ.

Итог. Оценка.

 - Белочка убежала, Маша посмотрела по сторонам и увидела, что вдали виднеется ее деревня. Она скорее побежала домой, что бы рассказать о том, кого она повстречала в лесу.

 - Кого видела Маша в лесу?  ….

 - Что было трудно? …..

 - Молодцы! ….